Ксения Полежаева
Проект «Осенние деньки» в разновозрастной группе детей 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему : «Осенние деньки»
Автор проекта : воспитатель разновозрастной группы с 3-х до 5-ти лет Полежаева Ксения Олеговна
Продолжительность проекта : краткосрочный – с 22 октября по 31 октября.
Тип проекта : творческий.
Участники проекта : дети, родители, педагоги.
Возраст детей : 3-5 лет.
Публикация «Проект „Осенние деньки“ в разновозрастной группе детей 3–5 лет» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Место проведения: МБДОУ ОВ «Детский сад «Колосок» с. Устинкино.
Актуальность проекта
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, т. к. они определяют прогресс человечества. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет свое отношение к жизни и свое место в ней. Развитие способностей и творчества является специфичной особенностью человека, которая даёт возможность не только использовать действительность, но и видоизменять её. Одним из способов развития творчества детей является использование нетрадиционных техник рисования. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Дети узнают для себя что-то новое и неповторимое, создается то, чего раньше не существовало. Дети раскрывают для себя возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляют своей непредсказуемостью. Внедрение нетрадиционных техник развивает творчество детей, прививает любовь к изобразительному искусству. Реализация проекта «Осенние деньки» позволит задействовать различные виды детской деятельности.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект :
проблема развития творческих способностей, условия их формирования, исследовалась учеными разных направлений на протяжении многих лет (Я. А. Каменский, А. Макаренко,К. Д. Ушинский и др., но и на
сегодняшний день у этой проблемы открываются новые грани, если раньше спор велся на тему природы способностей, то сегодня все больше встает вопрос об условиях, методах их развития.
Цель проекта : поддержание интереса к изобразительной деятельности на основе использования нетрадиционных материалов и техник создания образов, развитие художественных (творческих) способностей детей среднего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
1. Формировать у детей интерес к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники рисования;
2. Учить детей соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа;
3. Развивать в детях чувство красоты, чувство ритма, художественного вкуса, творческого воображения, фантазии.
Ожидаемые результаты:
Для детей :
повысится уровень эмоционального благополучия воспитанников;
будут проявлять большую самостоятельность, инициативу, фантазию;
смогут выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
научатся сочетать нетрадиционные изобразительные технологии для создания законченного образа;
смогут давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
Для педагогов:
создадут систему работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала;
расширится педагогическое сотрудничество в вопросах художественно-эстетического воспитания детей;
Для родителей:
приобретут знания для развития детского творчества;
примут участие в процессе художественно-эстетического развития ребенка и активизации его творческих потенциалов;
проявят единство, творчество и заинтересованность.
Ожидаемый результат:
1. Дети будут знать простейшие техники нетрадиционного рисования
2. сформируется положительное отношение к природе.
Продукты проекта :
-выставка коллективных и индивидуальных рисунков
-выставка познавательной и художественной литературы на тему «Осень» и нетрадиционное рисование
- консультации для родителей на тему нетрадиционное рисование в жизни дошкольников
-мероприятие совместное с музыкальным руководителем праздник «Осенняя сказка».
Срок и этапы реализации проекта : октябрь 22-31 2018 год.
I этап – подготовительный: 22-23 октября.
1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
2. Разработка содержания проекта : «Осенние деньки»
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
II этап – основной: октябрь 2018 год 24-31 октября.
1. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей.
2. Формирование навыков художественной деятельности детей 3-5 летнего возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.
III этап – завершающий:
• выставка рисунков по теме проекта;
• информированность родителей о результатах проекта через продуктивную деятельность детей, фотоотчет;
• праздник «Осенняя сказка».
Заключение:
Проект «Осенние деньки» направлен на развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
В настоящее время ребята владеют нетрадиционными техниками: рисование пальчиками, рисование ладошками, поролоном, пластмассовыми вилками. Детям очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают наш детский сад.
Список литературы:
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] Т. И Бабаева, А. Г Гогоберидзе, З. А Михайлова и др. – СПб : ООО Издательство «Детство – ПРЕСС», 2011. – 528 с.
2. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду[Текст] /Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина,пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М. : Просвещение,1982.– 208 с.
3. Волчкова, В. Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»» [Текст] / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001. – 392с.
4. Давыдова, Н. А. Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство» [Текст] / Н. А. Давыдова, Е. А. Лысова, Е. А. Луценко и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 279с.
5. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду[Текст] /Г. Н. Давыдова, Скрипторий, 2003.
6. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка[Текст] /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М. :«Просвещение», 2005.
7. Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии [Текст]/ учебно-метод. пособие/Г. Ю. Ксензова. – М., 2000.
8. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество [Текст] /Т. С. Комарова. – М. :Мозаика-Синтез, 2005.
9. Субботина Л. Развитие воображения у детей [Текст] Л. Субботина. – Ярославль, 1998.
10. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] А. В. Никитина. – Каро, 2007.
Перспективный план к проекту : «Осенние деньки».
Среда, 24 октября.
1. Беседа и рассматривание картинок с детьми на тему: «Осень»
Цель: учить детей любить осеннюю пору, видеть ее очарование и понимать природные процессы, связанные с этим временем года.
2. Д. и. «Кто больше и быстрее нарисует кружочки»
Цель: упражнять детей с помощью рисования по трафаретам в изображении кругов разной величины, учить детей дорисовывать к кругам прямые линии, изображать яблоко и ягоды вишни.
Материал: трафареты с прорезями кругов разной величины, фломастеры, листы бумаги.
Ход игры: Педагог предлагает рассмотреть трафареты, выделить большие и маленькие круги, показывает, как накладывать трафарет, как обводить. Можно предложить детям раскрасить круги, не снимая трафарета, закрашивание вести круговыми движениями, так, как рисуют клубочки ниток. Можно показать детям преобразование кругов в мячи путем деления круга двумя линиями: одна рисуется – слева - направо, а другая рисуется - справа – налево.
3. НОД: Рисование пальчиками «Мухомор»
Цель: продолжать учить детей рисовать знакомые формы при помощи пальчиков.
Четверг, 25 октября.
1. Д. и. «На что похоже».
Дети передают по кругу природный объект, сравнивая его с другими знакомыми предметами. Например, колосок – на дерево, перышки птички, метелочку, косичку, хвост и т. д.
2. НОД: Рисование ватными палочками: «Разноцветный зонтик»
Цель: закрепить понятие дождь – проливной, грибной, способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук, точности движений, упражнять в умении украшать зонт методом «тычка», используя ватные палочки; воспитывать внимание к явлениям природы.
Пятница, 26 октября
1. Загадывание загадок об осени
Цель: закрепить знания детей о приметах и явлениях осени, расширить их кругозор, усилить воображение, формировать логическое мышление.
2. Праздничное мероприятие «Осенняя сказка». Совместная деятельность воспитателя и музыкального руководителя.
Понедельник, 29 октября
1. НОД: Рисование ладошками: «Лес, точно терем расписной» (Коллективная работа)
Цель: продолжать знакомить детей с новым видом изобразительной техники – «отпечаток ладошки»; закрепить умение детей аккуратно использовать краску при работе.
2. Д. и. «Найди такой же листок».
Цель: учить находить по образцу листья, закреплять названия деревьев.
Вторник, 30 октября
1. Целевая прогулка: «Ах, какая осень»
Цель: обратить внимание детей на изменения, которые произошли с деревьями в осенний период.
2. Рисование поролоновой губкой: «Осенний лес»
Цель: закреплять знания об осенних изменениях в природе, уточнить представления о цветовой гамме осеннего леса, о разных деревьях.
3. Д. и. «Чудесный лес».
Цель: научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.
Материал: одинаковые листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения. Наборы цветных карандашей.
Ход игры: воспитатель раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем рассказать про него историю.
Среда, 31 октября.
1. Просмотр мультфильма «Урожай» из мультсериала «Маша и медведь»
Цель: развивать представления детей об изменениях в природе осенью, вызывать интерес и положительные эмоции.
2. Д. и. «Какая! Какое! Какой!»
Дети встают в круг, передают из рук в руки какой-либо природный объект. Познакомившись с ним, ребенок должен выразить свои ощущения в слове. Передвигаясь по кругу, природный объект постепенно раскрывает перед нами свои новые грани. Например, желудь - овальный, гладкий, твердый и т. д.
3. НОД: Рисование пластиковой вилкой и аппликация «Ёжик»
Цель: Познакомить детей с новой техникой творческой деятельности – рисование вилкой.
Рефлексия:
Воспитатели задают вопросы детям по пройденной теме с целью закрепления материала и для выяснения, что интересного узнали, что нового открыли для себя ребята и что больше всего запомнилось.
Наблюдая за эффективностью различных техник изображения, мы сделали вывод, что нетрадиционные техники изображения создают ситуации успеха у детей, формируют устойчивую мотивацию к рисованию, позволяют ребёнку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном творчестве. Можно сказать, что эти техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребёнку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребёнок получает возможность выбора.
Итогом нашего проекта стали выставка индивидуальных и коллективных рисунков детей в технике нетрадиционного рисования.