Елена Бурнышева
Исследовательская работа ученицы 6 класса «Арт-терапия, рисунки анти-стресс в борьбе со стрессом»
▼ Скачать + Заказать документы
Частное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат №11 среднего общего образования» ОАО «РЖД»
Арт-терапия,
рисунки анти-стресс
в борьбе со стрессом
Работу выполнила :
Алексеева Полина
ученица 6 класса
Руководитель:
Бурнышева Елена Александровна, педагог-психолог
2016-17 уч. год
Г. Артемовский
Содержание стр.
Введение…. 3
I Глава. Теоретические аспекты …5
1.1. Сущность стресса, его причины и проявления…. 5
Публикация «Исследовательская работа ученицы 6 класса „Арт-терапия, рисунки анти-стресс в борьбе со стрессом“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
1.2. Физиологические признаки стрессового состояния….6
1.3. Эмоциональные признаки стрессового состояния…. 8
1.4. Психологическая защита от стресса – арт-терапия….….8
2. Применение рисунков анти-стресс для стабилизации эмоционального фона и снятия стресса учащихся школы – интерната №11 ОАО «РЖД»…. 11
2.1. Работа по созданию авторского тематического альбома анти-стресс…. 11
2.2. Мониторинг…. …. 11
Проектная часть….14
Заключение….15
Литература….…16
Приложение…. 17
Введение
Проблема преодоления личностью стрессовых и критических ситуаций исследуется учеными в различных областях знания и в настоящее время остается одной из актуальных тем. Существует ряд стрессогенных специальностей, к ним относятся и специальности работников железнодорожного транспорта, профессия учителя, врача, продавца.
Необходимость исследования механизмов преодоления стресса; отбора наиболее эффективных методов для снятия стресса у учеников нашей школы. Именно это явилось проблемой, поднятой в работе.
Рисовать или раскашивать любят многие. Рисование участвует в согласованной работе полушарий, активизируется образное мышление, связанное, с работой правого полушария; и логическое, за которое отвечает левое полушарие. Рисование связывает зрительную, двигательную функцию, речь и мышление. Поэтому для своей исследовательской деятельности я выбрала тему «Арт-терапия, рисунки анти-стресс, в борьбе со стрессом».
Цель: создание авторского тематического альбома раскрасок анти-стресс «Животные», направленного на снятие психического напряжения.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить и проанализировать литературу по исследованию стресса, влиянию арт-терапии на эмоциональное состояние человека;
2. создать авторский тематический альбом с рисунками анти-стресс на снятие стресса;
3 применить собранные рисунки в занятиях с учащимися 6 класса.
Гипотеза: авторские рисунки анти-стресс способствуют формированию приемов преодоления стресса.
Новизна моей работы заключается в том, что в ней я, взаимодействуя с психологом, используя литературу, создала и применила на практике авторский тематический альбом с рисунками анти-стресс по преодолению стресса у одноклассников.
Ожидаемый результат: снижение стрессового состояния учащихся после применения изо-терапии.
Источники информации: научно-популярная литература, книга М. В. Киселевой «Арт-терапия в работе с детьми», СМИ (периодическая печать, тематические телевизионные передачи, Интернет ресурсы.
Этапы работы : планирование деятельности, подбор материалов, библиотеки, беседы с педагогом-психологом школы-интерната, применение рисунков анти-стресс на занятиях с психологом школы-интерната, написание реферата.
I Глава. Теоретические аспекты
1.1. Сущность стресса, его причины и проявления
Стресс в переводе с английского – это давление, нажим, напряжение. Понятие «стресс» было введено канадским физиологом Гансом Селье (1936). Появившись как защитная реакция бегства, стресс тысячелетиями отлично выполнял свои функции. Встреча с опасностью требовала немедленных активных действий. Для этого все системы организма приводились в «боевую готовность». В кровь выбрасывались большие количества гормонов стресса — адреналина и норадреналина, вызывающие повышение давления, ускорение сердцебиения, расширение зрачков, напряжение мышц.
В современных условиях жизнь стала несравнимо безопаснее, и необходимость в немедленном бегстве возникает крайне редко. А вот реакция организма ничуть не поменялась. И в ответ на выговор родителей, замечания учителя у нас выделяются тот же адреналин, что и при встрече с хищником миллионы лет назад. Увы, естественная реакция бегства при этом невозможна. При повторных стрессовых ситуациях изменения, вызванные адреналином, накапливаются. Именно они вызывают характерные проявления стресса.
В психологии стресс — состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Что такое эмоциональный стресс? Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т. е. стать стрессором. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, травма и т. д. Но такими же стрессорами могут быть и любые факторы, влияющие на эмоциональную сферу человека. Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т. д. Особенно большое значение имеет, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.
Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, без стресса вообще жизнь была бы скучной. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы. Дистресс – это разрушительный процесс, который действует на весь организм, такое перенапряжение является продолжительным стрессом. Часто подобная реакция организма переходит в психические болезни: психоз, невроз.
1.2. Физиологические признаки стрессового состояния
Проблеме стресса посвящено огромное количество научных трудов. Механизмы возникновения стресса детально изучены и достаточно сложны : они связаны с нашей гормональной, нервной, сосудистой системами.
Стрессовое состояние можно диагностировать по ряду признаков.
Учащенное сердцебиение, аритмия, инфарктное, инсультное состояние. Сердцебиение и нарушения сердечного ритма, иногда настолько выраженные, что человек ощущает их без специальных исследований. Перебои в работе сердца — одна из наиболее частых причин обращения к врачу у людей с хроническим стрессом. Одним из проявлений повышенного давления и сосудистой патологии может быть шум в ушах.
Со стороны пищеварительной системы. Самые распространённые симптомы стресса — снижение или полное отсутствие аппетита. Человек в состоянии стресса резко теряет вес. Гораздо реже встречается обратная ситуация — повышение аппетита при стрессе. Кроме этого, проявлениями стресса могут быть и выраженные боли в животе. Возникают различные диспептические явления — изжога, отрыжка, тошнота и рвота, чувство тяжести в желудке, нарушения стула.
Нарушения в дыхательной системе проявляются ощущением нехватки воздуха, невозможностью сделать глубокий вдох, одышкой, изредка — приступами удушья. Учащаются простудные заболевания.
В опорно-двигательной системе под действием адреналина учащаются мышечные спазмы, возможны судороги, мышцы постоянно находятся в тонусе. Часто возникают боли в спине.
На коже появляются различного рода сыпи, вплоть до очень выраженных. Даже при отсутствии аллергических проявлений в прошлом, возникают аллергические реакции, особенно кожные. Усиливается потоотделение, беспокоят постоянно влажные ладони.
Вовлечение нервной системы в стресс проявляется психическими и интеллектуальными симптомами. Из физических проявлений возможны головные боли.
Температура при стрессе часто понижена, но возможны эпизоды её повышения (37-37,5). Кратковременные её повышения до более высоких цифр не сопровождаются воспалительными изменениями.
Интеллектуальные симптомы стресса особенно заметны у учеников и студентов в период повышенных нагрузок. К ним относятся:
• Снижение памяти.
• Рассеянность, затруднённая концентрация внимания, неорганизованность, опоздания, нет удовлетворения от работы, частое возникновение чувства усталости.
• Навязчивые мысли, особенно с негативной окраской.
• Неспособность принять решение.
Можно выделить еще целый ряд признаков, по которым можно определить, что человек находится в состоянии стресса. Об этом свидетельствуют:
• слишком быстрая речь;
• повышенная возбудимость;
• потеря чувства юмора;
• увеличение количества выкуриваемых сигарет;
• пристрастие к алкогольным напиткам;
• постоянное ощущение недоедания;
• плохой аппетит.
Конечно, у человека, находящегося в состоянии стресса, не должны наблюдаться все эти симптомы, всего нескольких из них достаточно, чтобы заподозрить достаточно серьезные проблемы. Не всегда человек в состоянии стресса уделяет достаточное внимание своему здоровью.
1.3. Эмоциональные признаки стрессового состояния
Эмоциональные симптомы, в отличие от предыдущих групп симптомов, в некоторой степени могут регулироваться человеком. При ярко выраженном стрессе могут наблюдаться следующие изменения в эмоциональной сфере.
• Беспокойство, тревожность, ощущение надвигающейся беды. Возникают панические приступы без выраженных причин.
• Раздражительность, капризность, также без видимых причин.
• Постоянно сниженный эмоциональный фон. Частые приступы тоски, печали, вплоть до депрессивного состояния и суицидальной склонности. Для женщин особенно характерна слезливость.
• Низкая самооценка в сочетании с завышенными требованиями к себе.
• Пассивность и исчезновение интересов в жизни.
• Постоянное напряжение, человеку в состоянии стресса крайне тяжело расслабиться.
• Изменения в поведении.
Диагностика стресса значительно облегчается благодаря знанию основных внешних проявлений этого состояния.
1.4. Психологическая защита от стресса – арт-терапия
У жителей города высока потребность в снижении уровня стресса и устранения его последствий - то есть восстановления энергетического потенциала, снятия мышечного напряжения; а также с целью способствовать развитию личностных ресурсов и самосовершенствованию людей.
На 51 сессии ВОЗ были объявлено: депрессия уже вышла на первое место в мире среди причин неявки на работу, на второе - среди болезней, приводящих к потере трудоспособности. Если не будет принято соответствующих мер, то к 2020 году депрессия парализует экономическую жизнь как развитых, так и развивающихся стран. Люди без погружения в состояние расслабления после сильных переживаний рискуют впасть в депрессию. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сравнивает депрессию с эпидемией, охватившей все человечество.
Польза от систематических сеансов релаксации признана в современной психотерапии. В состоянии релаксации мы ощущаем приятную лёгкость, нами овладевают положительные эмоции, психоэмоциональное напряжение снижается или пропадает. Под релаксацией понимают состояние человека, сопровождающееся полным расслаблением как физического тела (мышечный тонус, так и сознания (психическое напряжение). Одним из действенных механизмов борьбы со стрессом является арт-терапия.
Арт-терапия, буквально: лечение искусством (от англ. art, искусство) — направление в психотерапии, основанное на искусстве и творчестве.
Термин «арт-терапия» ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Эти методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны. В 1960 г. в Америке была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д., в ходе чего происходит гармонизация состояния психики.
Существует несколько видов арт-терапии : арт-терапия в узком смысле слова — рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве; библиотерапия (в том числе сказкотерапия) — литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений; музыкотерапия; драматерапия; танцевальная терапия; куклотерапия.
Задачи арт-терапии :
• дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам;
• развить самоконтроль;
• сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах;
• развить творческие способности и повысить самооценку.
В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние человека.
2. Применение рисунков анти-стресс для стабилизации эмоционального фона и снятия стресса учащихся школы – интерната №11 ОАО «РЖД»
2.1. Работа по созданию тематического авторского альбома рисунков анти-стресс «Животные»
Под руководством педагога-психолога школы – интерната №11 ОАО «РЖД» Бурнышевой Е. А. я в 2015-2016 учебном году создала тематические альбомы раскрасок анти-стресс (Приложение 1, позволяющих влиять на стресс.
В 2016-2017 учебном году я решила продолжить работу по борьбе со стрессовыми состояниями и создать собственные рисунки анти-стресс. Рисование развивает двигательную координацию, участвует в согласовании межполушарных взаимодействий, т. к. в процессе рисования активизируется образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и логическое, за которое ответственно левое полушарие. Рисование связывает зрительную, двигательную функцию, речь и мышление. Изо - терапия помогает изучить и понять чувства, проанализировать события, развить умение общаться, укрепить самооценку и уверенность в себе. Я выбрала направление «Животные», потому что животные помогают человеку приспособиться в жизни или изменить судьбу в лучшую сторону. Иногда люди за счет животных находят себе друзей и исключают факт одиночества.
Все созданные раскраски активно используются в занятиях педагога – психолога, мои одноклассники с удовольствием раскрашивают созданные мной тематические картинки – антистресс.
2.2. Мониторинг
Диагностика стресса не разработана в полной мере. Стрессовые сдвиги проявляются во всех сферах психики. В эмоциональной сфере важнейшие феномены – это чувство тревоги, поэтому педагогом - психологом школы было проведено исследование тревожности учащихся средних классов по методике Филлипс. Я наблюдала за проведением диагностики, помогала производить математические подсчеты, обрабатывать результаты, училась анализировать, делать выводы. Все данные заносились в таблицу и потом строился график. В конце работы мы сравнили результаты прошлого года с нынешними результатами.
Тест школьной тревожности (Филипс) (Приложение 2)
Цель диагностики: исследование школьной тревожности.
Респонденты: учащиеся 6 класса в количестве 15 человек.
Выявить детей с повышенной тревожностью, включая факторы:
1) общая тревожность;
2) переживание социального стресса;
3) страх самовыражения;
4) страх ситуации проверки знаний;
5) страх несоответствовать ожиданиям окружающих;
6) низкая стрессоустойчивость.
Исследования показали, что у 3 учащихся повышенная общая тревожность, у 5 переживание социального стресса, страх самовыражения наблюдается у 10 учеников, страх ситуации проверки знаний у 11 ребят; страх несоответствовать ожиданиям окружающих у 10 человек; низкая стрессоустойчивость у 2 человек.
После проведения занятий с применением рисунков из сборника, была проведена итоговая диагностика, которая показала изменения: у 2 учащихся повышенная общая тревожность, у 2 переживание социального стресса, страх самовыражения наблюдается у 8 учеников, страх ситуации проверки знаний у 10 ребят; страх несоответствовать ожиданиям окружающих у 7 человек; низкая стрессоустойчивость у 2 человек.
В сравнении с 20151-16 годом результаты изменились:
Тревожность снизилась по всем показателям, кроме физиологической стрессоустойчивости, которая и так была мала. Ребята стали более позитивными, научились азам снятия стрессового состояния.
Проектная часть
Работа по созданию альбомов раскрасок анти-стресс продолжится. Я хочу начать сама создавать такие рисунки. Предложить активно использовать их в занятиях по психологии с учениками нашей школы. Провести мониторинг: подвержены ли мои одноклассники стрессу, есть ли у них школьная тревожность, как раскраски анти-стресс влияют на эмоциональное самочувствие учеников моего класса. В будущем я хочу познакомиться с психологом санатория – профилактория «Егоршинский» Галушко Татьяной Эриксоновной, чтобы больше узнать о профессии психолога, т. к. в будущем хочу выбрать профессию психолога.
Заключение
Можно ли жить без стресса? Нет, без стресса жить невозможно и даже вредно. Поэтому важно решить проблему: "Как жить в условиях стресса?". В этой ситуации человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные испытания. Эти способности можно воспитать в себе и совершенствовать с помощью различных упражнений, которые существует огромное множество. Не стоит бояться стресса и каждый раз его избегать. Нужно научиться регулировать стресс и использовать его полезные функции.
В начале работы была выдвинута гипотеза о том, что игровая деятельность способствует формированию приемов преодоления стресса, которая подтвердилась. После проведенного исследования, можно сделать вывод о положительном влиянии игры на эмоциональное состояние учащихся старших классов. Задачи, поставленные вначале работы выполнены : проанализировав научно-популярную литературу, написан реферат, подобраны игры на снятие стресса, составлена игротека. Игры проведены со старшеклассниками, проходящими практику на СДЖД, проведен мониторинг влияния игры на стресс. Поставленная цель достигнута.
Хотелось бы, чтобы с ребятами, которые будут проходить практику на Свердловской Детской железной дороге работал психолог и в своей работе использовал игротеку, собранную мной.
Литература
М. В. Киселева «Арт-терапия в работе с детьми».С-П. ,2014.-160с.
М. Шеченко «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых». М., изд-тво АСТ. 2016-117с.
Интернет-ресурс