Лучший педагог года

Исследовательская работа по опытно-экспериментальной деятельности детей средней-старшей группы

Ульяна Сокирко
Исследовательская работа по опытно-экспериментальной деятельности детей средней-старшей группы

Тема: Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду (средняя-старшая групп

а).[/b]

2 слайд. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников, согласно ФГОС ДО, включает в себя исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. В процессе этой деятельности дети проявляют любознательность, инициативу и самостоятельность, устанавливают причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающей действительности, учатся задавать вопросы взрослым и сверстникам.

3 слайд. Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Развитие познавательной активности детей, их любознательности, стремления к самостоятельному поиску – одна из основных задач воспитания в детском саду.

Овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствуют развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Детское экспериментирование – познавательный и увлекательный приём практического исследования мира, нацеленный на создание наиболее благоприятным условиям. Ведь всем известно, что знания, полученные самостоятельно, запоминаются надолго. Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним. Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и неживым в природе. Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как и почему.

4 слайд. Целью опытно-экспериментального занятия является моделирование природного или физического явления, наглядная демонстрация процесса его возникновения и свойств взаимодействующих объектов.

В детском саду мы уделяем внимание экспериментированию. Но экологические опыты и эксперименты можно организовать и дома. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и некоторые научные знания.

5 слайд. Задачи экспериментальной деятельности:

- знакомить с природой физических явлений (магнетизм, отражение);

- формировать конкретные представления о свойствах песка, воды, глины, воздуха, других природных и искусственных материалов;

- познакомить с некоторыми свойствами химических веществ: сода, краситель;

- стимулировать познавательную деятельность;

- воспитывать бережное отношение к окружающему природному миру;

- развивать любознательность, логическое мышление, память и внимание.

6 слайд. Приемы используемые на занятии.

7 слайд.

В своей исследовательской работе дети познакомились со свойствами, структурой и качеством: воды, воздуха, грязи, магнита, бумаги, живой и неживой природы и с рукотворным миром.

8-10 слайд. Способы:

Одним из методов работы познавательно-исследовательской деятельности, является эксперимент. По способу применения эксперимент делится на:

• демонстрационные (демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность, например, при использовании горящей свечи).

Например:

- Эксперимент «Вверх дном»

Дети узнали, что вода не переворачивается за счет того что создает невидимую пленку, которая приклеивает бумагу к стакану. А ещё снаружи на бумагу давит воздух и тоже не дает упасть.

• фронтальные (фронтальный метод – это, когда эксперимент проводят сами дети. Эксперименты этого типа компенсируют недостатки демонстрационных экспериментов).

Например:

- Эксперимент «Живая вода»

Дети узнали, что за счет того, что шарит трется об шерсть, на его поверхности образуются электрические частички. Они то и притягивают воду.

• циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т. д.).

Например:

- Опыт «Вырасти прекрасное сам»

Здесь дети узнали что, если они будут ухаживать и обильно поливать растения, то из него может вырасти что-то прекрасное. Из обычного лука, зеленый лук, из обычной палки могут вырасти почки.

11 слайд. Структура детского эксперимента:

• Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).

• Поиск и предложение возможных вариантов решения.

• Сбор материала.

• Обобщение полученных данных.

• Подведение итогов.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную

деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Например: «Волшебная свечка»

- Тема «Волшебная свечка»

- Способы задувания свечи

- Получилось ли выполнить эксперимент

- Понравился ли детям эксперимент и все ли смогли с ним справиться.

12 слайд. Воспитатель, организуя исследовательскую деятельность детей, руководствуется следующими критериями:

1. Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.

2. Речевое сопровождение (так как в дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух).

3. Учитывать индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость).

4. Учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу.

5. Учитывать возрастные особенности детей.

13 слайд. После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов. Мы не всегда торопимся с ответами, а способствуем тому, чтобы вместе с детьми найти их. Для детей создаются «Рассуждалки» на различные темы.

Например:

1. В городе ее не так много как в деревне, но ее не только в деревне можно встретить, но и в лесу, в поле и тем более в огороде…

2. Встретить ее можно круглый год, но ее нет в пустыне и в Антарктите.

3. Ее никто не любит, хотя она бывает лечебная, а про одно животное всегда говорят, что оно всегда ее везде найдет…

В результате дети все охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе. Важно воспитать у детей смелость и способность действовать самостоятельно при встрече с тем или иным препятствием. Уметь оценить правильность выполнения задания и также самостоятельно исправить ошибки.

14 слайд. Эксперименты мы проводим как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы, узнают их свойства.

Мною с детьми были проведены следующие занятия с экспериментами:

Занятие по РПИД «Вода- растворитель»

- закреплять знания о свойствах воды;

- выявить вещества, которые растворяются в воде;

- познакомить со способом очистки воды – фильтрованием;

- закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами;

- воспитывать аккуратность.

15 слайд. Занятие по РПИД «Испытание магнита»

- познакомить детей с физическим явлением – магнитизмом, магнитом и его особенностями;

- опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими;

- показать способ изготовления самодельного компаса;

- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Занятие по РПИД «Воздух»

- расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается;

- закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами;

- познакомить детей с историей изобретения воздушного шара;

- воспитывать бережное отношение к вещам, умение выслушивать товарищей.

16 слайд. Занятие по РПИД «Почему не тонут корабли»

- выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом;

- развивать любознательность и логическое мышление;

- воспитывать интерес к занятию.

Так же, в свободное время были проведены следующие эксперименты:

17 слайд. «Где прячется воздух?»

дать детям представление о свойствах воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться);

- развивать наглядно-действенное и словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения.

18 слайд. Д. И. «Гладкий – шершавый»

- определение различных качеств поверхностей на ощупь.

19 слайд. «Витаминная сказка на окошке»

- научить детей видеть результат своего труда, формировать представление о том, как растёт лук, укроп;

- формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, плодородной почвы для роста лука и укропа;

- учить детей бережно относиться к природе.

20 слайд. «Сокровища под водой»

- помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе;

- формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;

- учить называть свойства магнита, развивать речевую активность детей

21 слайд. «Очитка грязной воды»

- дать детям представление об очистке воды.

22 слайд. В нашей группе оборудован уголок экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.

В мини-лаборатории (центре науки) выделены зоны:

- для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. д.);

- для приборов;

- для выращивания растений;

для хранения материалов (природного, «бросового»);

- для проведения опытов;

для неструктурированных материалов (стол

«песок - вода» или ёмкость для воды, песка, мелких камней и т. д.).

23 слайд.

Заключение.

Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Я планирую продолжать свою работу в этой сфере, чтобы дети узнавали всё больше нового и интересного для них.

24 слайд. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Мы поварята» в старшей группеФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Мы поварята» в старшей группе У нас в саду по календарно – тематическому планированию первая неделя октября называется «Праздник урожая». В течение недели мы с детьми.

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Секрет картофеля» для детей старшей группыФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Секрет картофеля» для детей старшей группы Эта тема о том, как в обычном найти необычное, как в известном найти неизвестное. Открыть необычное, неизвестное нам поможет опытно-экспериментальная.

Фотоотчёт об опытно-экспериментальной деятельности «Нужен ли растениям снег» на прогулке детей средней группыФотоотчёт об опытно-экспериментальной деятельности «Нужен ли растениям снег» на прогулке детей средней группы Познавательное развитие. Познавательно исследовательская деятельность. Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие»,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Исследовательская работа по опытно-экспериментальной деятельности детей средней-старшей группы
Опубликовано: 29 июля 2024 в 12:05
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательская работа по опытно-экспериментальной деятельности детей средней-старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Ульяна Сокирко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.

28 июля. День Военно-морского флота РФ. Передвижка. «ВМФ России. Военно-морской флот»

В последнее воскресенье июля отмечается День Военно-морского флота Российской Федерации. Это профессиональный праздник всех, кто защищает морские рубежи нашей Родины.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД