Ульяна Сокирко
Исследовательская работа по опытно-экспериментальной деятельности детей средней-старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду (средняя-старшая групп
а).[/b]
2 слайд. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников, согласно ФГОС ДО, включает в себя исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. В процессе этой деятельности дети проявляют любознательность, инициативу и самостоятельность, устанавливают причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающей действительности, учатся задавать вопросы взрослым и сверстникам.
Публикация «Исследовательская работа по опытно-экспериментальной деятельности детей средней-старшей группы» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
3 слайд. Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Развитие познавательной активности детей, их любознательности, стремления к самостоятельному поиску – одна из основных задач воспитания в детском саду.
Овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствуют развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Детское экспериментирование – познавательный и увлекательный приём практического исследования мира, нацеленный на создание наиболее благоприятным условиям. Ведь всем известно, что знания, полученные самостоятельно, запоминаются надолго. Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним. Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и неживым в природе. Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как и почему.
4 слайд. Целью опытно-экспериментального занятия является моделирование природного или физического явления, наглядная демонстрация процесса его возникновения и свойств взаимодействующих объектов.
В детском саду мы уделяем внимание экспериментированию. Но экологические опыты и эксперименты можно организовать и дома. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и некоторые научные знания.
5 слайд. Задачи экспериментальной деятельности:
- знакомить с природой физических явлений (магнетизм, отражение);
- формировать конкретные представления о свойствах песка, воды, глины, воздуха, других природных и искусственных материалов;
- познакомить с некоторыми свойствами химических веществ: сода, краситель;
- стимулировать познавательную деятельность;
- воспитывать бережное отношение к окружающему природному миру;
- развивать любознательность, логическое мышление, память и внимание.
6 слайд. Приемы используемые на занятии.
7 слайд.
В своей исследовательской работе дети познакомились со свойствами, структурой и качеством: воды, воздуха, грязи, магнита, бумаги, живой и неживой природы и с рукотворным миром.
8-10 слайд. Способы:
Одним из методов работы познавательно-исследовательской деятельности, является эксперимент. По способу применения эксперимент делится на:
• демонстрационные (демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность, например, при использовании горящей свечи).
Например:
- Эксперимент «Вверх дном»
Дети узнали, что вода не переворачивается за счет того что создает невидимую пленку, которая приклеивает бумагу к стакану. А ещё снаружи на бумагу давит воздух и тоже не дает упасть.
• фронтальные (фронтальный метод – это, когда эксперимент проводят сами дети. Эксперименты этого типа компенсируют недостатки демонстрационных экспериментов).
Например:
- Эксперимент «Живая вода»
Дети узнали, что за счет того, что шарит трется об шерсть, на его поверхности образуются электрические частички. Они то и притягивают воду.
• циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т. д.).
Например:
- Опыт «Вырасти прекрасное сам»
Здесь дети узнали что, если они будут ухаживать и обильно поливать растения, то из него может вырасти что-то прекрасное. Из обычного лука, зеленый лук, из обычной палки могут вырасти почки.
11 слайд. Структура детского эксперимента:
• Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
• Поиск и предложение возможных вариантов решения.
• Сбор материала.
• Обобщение полученных данных.
• Подведение итогов.
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную
деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Например: «Волшебная свечка»
- Тема «Волшебная свечка»
- Способы задувания свечи
- Получилось ли выполнить эксперимент
- Понравился ли детям эксперимент и все ли смогли с ним справиться.
12 слайд. Воспитатель, организуя исследовательскую деятельность детей, руководствуется следующими критериями:
1. Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.
2. Речевое сопровождение (так как в дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух).
3. Учитывать индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость).
4. Учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу.
5. Учитывать возрастные особенности детей.
13 слайд. После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов. Мы не всегда торопимся с ответами, а способствуем тому, чтобы вместе с детьми найти их. Для детей создаются «Рассуждалки» на различные темы.
Например:
1. В городе ее не так много как в деревне, но ее не только в деревне можно встретить, но и в лесу, в поле и тем более в огороде…
2. Встретить ее можно круглый год, но ее нет в пустыне и в Антарктите.
3. Ее никто не любит, хотя она бывает лечебная, а про одно животное всегда говорят, что оно всегда ее везде найдет…
В результате дети все охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе. Важно воспитать у детей смелость и способность действовать самостоятельно при встрече с тем или иным препятствием. Уметь оценить правильность выполнения задания и также самостоятельно исправить ошибки.
14 слайд. Эксперименты мы проводим как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы, узнают их свойства.
Мною с детьми были проведены следующие занятия с экспериментами:
Занятие по РПИД «Вода- растворитель»
- закреплять знания о свойствах воды;
- выявить вещества, которые растворяются в воде;
- познакомить со способом очистки воды – фильтрованием;
- закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами;
- воспитывать аккуратность.
15 слайд. Занятие по РПИД «Испытание магнита»
- познакомить детей с физическим явлением – магнитизмом, магнитом и его особенностями;
- опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими;
- показать способ изготовления самодельного компаса;
- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Занятие по РПИД «Воздух»
- расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается;
- закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами;
- познакомить детей с историей изобретения воздушного шара;
- воспитывать бережное отношение к вещам, умение выслушивать товарищей.
16 слайд. Занятие по РПИД «Почему не тонут корабли»
- выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом;
- развивать любознательность и логическое мышление;
- воспитывать интерес к занятию.
Так же, в свободное время были проведены следующие эксперименты:
17 слайд. «Где прячется воздух?»
дать детям представление о свойствах воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться);
- развивать наглядно-действенное и словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения.
18 слайд. Д. И. «Гладкий – шершавый»
- определение различных качеств поверхностей на ощупь.
19 слайд. «Витаминная сказка на окошке»
- научить детей видеть результат своего труда, формировать представление о том, как растёт лук, укроп;
- формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, плодородной почвы для роста лука и укропа;
- учить детей бережно относиться к природе.
20 слайд. «Сокровища под водой»
- помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе;
- формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
- учить называть свойства магнита, развивать речевую активность детей
21 слайд. «Очитка грязной воды»
- дать детям представление об очистке воды.
22 слайд. В нашей группе оборудован уголок экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.
В мини-лаборатории (центре науки) выделены зоны:
- для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. д.);
- для приборов;
- для выращивания растений;
для хранения материалов (природного, «бросового»);
- для проведения опытов;
для неструктурированных материалов (стол
«песок - вода» или ёмкость для воды, песка, мелких камней и т. д.).
23 слайд.
Заключение.
Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Я планирую продолжать свою работу в этой сфере, чтобы дети узнавали всё больше нового и интересного для них.
24 слайд. Спасибо за внимание!