Поддубняк
Исследовательская работа «Мир фэнтези в современной российской иллюстрации»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение
Глава 1. Фэнтези. Особенности жанра
1.1. Толкование понятия «фэнтези» и его жанровые черты
1.2. История возникновения жанра
Глава 2. Мир фэнтези в изобразительном искусстве и в мировой художественной иллюстрации
2.1. История искусства иллюстрации в России
2.2. Художники-иллюстраторы в России
2.3. Встреча с художниками
Глава 3. Творческий процесс создания собственного царства фэнтези
в современной Российской иллюстрации
3.1. Вдохновение
Публикация «Исследовательская работа „Мир фэнтези в современной российской иллюстрации“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Моя Родина Россия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2023
3.2. Поиск прототипа
3.3. Наброски героев и создание иллюстрации
3.4. Выбор материалов, инструментов, оборудования
3.5. Результаты анкетирования Заключение
Литература
Введение
Я изучила данные социологических исследований и выяснила, что каждая пятая прочитанная сегодня подростками книга написана в жанре фэнтези. Современные ребята проявляют наибольший интерес к фэнтези.
Актуальность моей работы обусловлена тем, что сегодня подростки проявляют наибольший интерес к иллюстрации в жанре фэнтези, интересуясь изобразительным искусством, но немногие знают, что в России фэнтези составляет очень важную сторону нашей жизни, ту среду, в которой мы живём.
Жанр фэнтези уходит своими корнями в мифы и фольклор. Иллюстрации неразрывно связаны с нашим реальным миром, а фантазии представляют мир нашего воображения, которое воспринимает, увлекает, развлекает, а также заставляет переживать за героев и вместе с героем, учит и помогает принимать решения, перерабатывая окружающую нас действительность, создавая всевозможные гротески на реальность самостоятельно и вместе автором.
Я хочу выявить применение жанра фэнтези в современном изобразительном искусстве России на примере иллюстрации к произведению А. С. Пушкина, устанавливая связь между жанром фэнтези и его прорыва в современном изобразительном искусстве России.
Объект исследования : основополагающие характеристики жанра фэнтези в современной российской иллюстрации на примере произведения Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила».
Предмет исследования : современная Российская иллюстрация в жанре фэнтези, как визуальное отражение основной идеи литературного произведения сквозь призму внутреннего восприятия художника-иллюстратора.
Цель исследования : приобщение читателей к литературным произведениям, которое происходит не только в процессе углубления в книжное пространство, но и при рассматривании иллюстраций книги, а также научиться выполнять иллюстрацию к поэме в жанре фэнтези, усовершенствовать навыки работы с текстом и сравнительного анализа произведений литературы, живописи.
Для достижения этой цели в ходе исследования необходимо решить ряд задач:
1) раскрыть суть понятия «Фэнтези» и определить степень изученности жанра фэнтези в современной Российской иллюстрации;
2) рассмотреть термин «фэнтези» в соочетании с термином «иллюстрация», показывая теоретическое и практическое значение;
3) изучить историю иллюстрации в России и область применения жанра фэнтези;
5) описать жанровую природу фэнтези, создавая собственный облик героям, передавая визуально сюжет произведения;
6) провести анкетирование, беседу среди обучающихся 7 - 9 классов
7) попробовать создать свою собственную иллюстрацию в жанре фэнтези к произведению А. С. Пушкина.
Моя исследовательская работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников, приложений.
Методы исследования :
• Посещение библиотек (чтение книг и журналов)
• Сравнение (от простого к сложному)
• Моделирование, анализ и синтез
• Интервьюирование (экскурсия к художнику)
• Статистическая обработка данных
• Визуализация иллюстрации-фэнтези.
Материалы данной работы могут быть использованы при подготовке к урокам по литературе, изобразительному искусству, при написании творческих работ по жанру фэнтези.
Планируемый результат: разработать иллюстрацию к вступительной части произведения А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» в жанре фэнтези, опираясь на современные предпочтения и собственные исследования.
Глава 1. Фэнтези. Особенности жанра
1.1. Толкование понятия «фэнтези» и его жанровые черты
Фэнтези дает художнику необходимый запас образов и намечает возможные способы их сочетания, а построение целого определяется эстетическим чувством и основной идеей художественного замысла. Фэнтези близок сюрреализму, но в отличие от последнего строже придерживается принципов традиционного станкового образа «в духе старых мастеров»; скорее может считаться поздним вариантом символизма. Среди характерных примеров – работы мастеров «венской школы фантастического реализма».
Развитие живописи в жанре фэнтези шло параллельно с развитием литературы этого жанра. Многие художники оформляли обложки, выполняли иллюстрации к книгам, играм, рисовали комиксы.
Мне было трудно выстроить единую лестницу, выбрать единый алгоритм для создания единства в иллюстрации, так как поджанры и направления фэнтези довольно различны. Проанализировала и выявила основные виды.
1.2. История возникновения жанра
В процессе исследования истории возникновения жанра фэнтези, я поняла насколько данное искусство чрезвычайно привлекательно и многогранно, однако большинство серьезных авторов, пишущих об истории искусства, обходит этот жанр стороной, до сих пор считая его любительским и слишком расплывчатым, «низким» жанром.
Несколько из самых знаменитых художников фэнтези и фантастики мне запомнились: Майкл Уэлан, Ровена Моррилл, Ларри Элмор, Джулия Белл. Их работы несомненно вдохновляют работы украшали множество книг и комиксов, а также и наши с вами рабочие столы ПК! Зато в цифровом пространстве русские CG-художники занимают самое почётное место. Потому что часто работают на иностранные компании.
Глава 2. Мир фэнтези в изобразительном искусстве и в мировой художественной иллюстрации
2.1. История искусства иллюстрации в России
Я уже упоминала кинематограф, который популяризировал жанр фэнтези, но в своё время иллюстрированное книгопечатание тоже совершило свой маленький переворот благодаря любви иллюстраторов к мифам, легендам и сказкам.
Удивительным свойством книжной иллюстрации является возможность использования бесконечного разнообразия жанров при внешне ограниченном формате. Художники всех времен и народов так или иначе черпали вдохновение из художественных произведений, начиная от античной мифологии и Вергилия к Шекспиру и Достоевскому, пробуя выразить вечные темы в живописи, фреске, гобеленах и росписях.
Но существует еще и современная книжная графика, которая значительно расширила диапазон художественных средств за счет компьютерных технологий, однако, роль художника, визуализирующего литературные образы через призму собственного внутреннего мира, стала еще более значительной. Иллюстрация наравне с графикой и фотографией стала предметом коллекционирования и удостаивается сегодня серьезных
экспозиций и глубоких искусствоведческих изысканий. А образы, знакомые нам с детства, вызывают не только ностальгические воспоминания, но и особое чувство единения с мировым литературным наследием, которое никогда не теряет своей актуальности. Ведь
иллюстрация как отдельное произведение искусства способно создать ту незабываемую сказочную атмосферу, которой нам часто не хватает в обыденной жизни и именно поэтому она все чаще становятся незаменимым элементом интерьера.
2.2. Художники - иллюстраторы в России
Изучая историю иллюстрации и развития жанра фэнтези в России, я обратила внимание на то, что художники-иллюстраторы – это проводники в мир литературы, в том числе и детской литературы, благодаря которым строчки, еще непонятные маленькому читателю, обретают яркие и волшебные образы, запоминающиеся на долгие годы. Иллюстраторы детских книг, выбирая этот путь, как правило, остаются верны ему на протяжении всей творческой жизни. А их читатели, вырастая, сохраняют привязанность к картинкам из всё дальше уходящего в прошлое детства.
Изучая просторы интернета, мне также запомнился современный российский художник-иллюстратор - Дми трий Ви кторович (Р бус) Ла рин, у которого есть работы в фэнтезийном стиле, но все же он создатель авторского жанра и одноимённой интерактивной вселенной Underground Aquarellka (Андеграунд Акварелька, в которой основное внимание уделяется биологии поведения человека и эволюции его бытовой нормы с переработкой на манер фэнтези. [2]
Их узнаваемый стиль, достоверность и точность передачи образов, любовь ко всему живому в каждом штрихе – всё это характеризует наших художников-иллюстраторов.
2.3. Встреча с художниками
Удалось встретиться с художниками, чтобы познакомиться с творческими людьми, выявить сущность индивидуальных стилевых особенностей в картинах и применить на практике, а также проанализировать увиденные работы.
Бесспорно, я совершила «путешествие» для встречи с ростовскими художниками Марком Кучеровым и Максимом Ильиновым, создающими живописные картины в индивидуальном неповторимом стиле, как письменный почерк.
Это была пока еще первая моя встреча – знакомство с художником – Максимом Ильиным, основоположником казачьего поп-арта, где был проведён художником мастер-класс и намечены планы на дальнейшее мероприятие и уже идеи у меня били ключом. Художник очень общительный и харизматичный, такой доброжелательный и весёлый человек, что было феерично и весело на мастер классе. Я провела исследование на
примере новой для себя техники контрастов по созданию живописной картины в стиле поп-арт, рисовала красками в тандеме с мастером, где каждая поставленная задача была решена, с помощью метода, освещенного художником. Суть поп-арта раскрыта, знания получены, и я их буду применять в своей иллюстрации, создавая удивительных героев.
И вот уже вторая встреча со вторым художником, ведь я узнала, что в кластере на Суворова (раньше он назывался Creative Space) в Ростове-на-Дону Марк Кучеров открывает выставку своих художественных работ, а это значит, что у меня появился шанс побывать на выставке и увидеть картины Марка Кучерова. Мы с родителями посетили выставку, и я смогла не только посмотреть на его рисунки и картины, но и задать ему вопросы. На выставке также были постеры и открытки с артами Марка Кучерова, а еще там были несколько новых работ с невообразимыми образами, которые художник не показывал еще нигде (была удивлена, когда узнала, что Марк принимает участие в конкурсах и создает иллюстрации и афиши). А вообще, было очень интересно и познавательно, много ярких красок и света, что искусство художника не оставило меня равнодушной к его творческим достижениям и я получила море позитива от его труда. И ещё приняла участие в бесплатном дистанционном курсе креативного сюжета под руководством Марка Кучерова. Мне очень интересно рисовать необычные картины, пробовать разные стили, добавлять детали. В этом мне также помог курс Марка, где он поделился не только навыками рисования, но и своим видением. Показал, как создать не просто рисунок, а интересный и вдохновляющий сюжет, для дальнейшего своего творческого пути.
Курс креатива длился 3 недели, было 3 задания и 3 разных стилях. Каждую неделю мы рисовали по одной картине с сюжетом, сочетая различные художественные материалы. По каждому из заданий Марк публиковал пошаговый процесс рисования и подробные инструкции, объясняя, как рисовать в целом, раскрывая завесу стилевых особенностей каждого сюжета. А моя задача была каждую неделю – нарисовать картину в заданном стиле и отправлять на проверку художнику. За этот период я создала 3 отличающихся друг от друга по стилю картины, каждая из которых по-своему мне нравится. И в этом случае, я даже получила удовлетворение не только от процесса, но и от результата, ведь мне удалось уловить особенности стиля и эту индивидуальность художника, я поняла, как это здорово быть автором своей картины, даже несмотря на то, что идеи подсматривала у художника на курсе креатива. Марк продемонстрировал на собственном примере, что в основе желаемого результата лежит регулярная практика и рисунок не создается сам по себе, в вакууме, в отрыве от повседневной жизни. Он дал
совет рядом с собой класть блокнот, куда можно быстро зарисовать внезапно придумавшийся образ или узор и записать приходящие в голову идеи.
Когда шла на мастер-класс, я не ожидала, что получится так здорово, всего лишь взять за основу объект симпатии, затем, определившись с желаниями провести с объектом
трансформацию и вот герой готов, остаётся выстроить необходимый сюжет вокруг него. Исследование - это мои первые шаги, и они уже дают первые результаты. [12]
Анализируя встречу с художниками, у меня осталась радость после встречи от познания «привычного» вокруг нас, но в совершенно новой форме, я смогла проверить свои возможности и приобрела новый опыт. Благодарна художникам за гостеприимство, открытые тайны: «Откуда черпаете идеи?», «Чем вдохновляетесь?» и ответы на другие подготовленные мной вопросы. Цель встречи с художниками достигнута, я смогла познакомиться с творческими людьми и выявить сущность индивидуальных стилевых особенностей в картинах, а также применить, полученные знания на практике под надзором мастера, анализировать увиденные работы и даже получила анализ к своим.
Глава 3. Творческий процесс создания собственного царства фэнтези в современной Российской иллюстрации.
3.1. Вдохновение
Несколько факторов, которые меня постоянно вдохновляют, мотивируют и побуждают работать над эскизом, являются желание рисовать и появляющийся на моих глазах результат. Приятным стимулом также является и само начало работы, когда некоторое время делала – и уже что-то начало получаться. Например, ничто так не мотивирует продолжать рисовать иллюстрацию, как уже нарисованный хотя бы один герой – но нарисованный удачно, что самой нравится. Или желание создать фантастический образ, когда разместила на листе все детали, и они сложились во что-то красивое, замечаю какие-то первые небольшие изменения в наброске в сторону своей цели – это мотивирует с удвоенной энергией. У меня фантастические герои рождаются, даже глядя в одну точку или неровное пятно, я мысленно дорисовываю образы, на базе увиденных и сохраненных в моей памяти с раннего детства. Я знаю, что в мотивации играют роль и другие люди, свидетели, и желание что-то доказать, вызов себе, другим – много вариантов.
Проводя анализ нарисованных мной фантазийных героев, я поняла, что стала очень быстро прогрессировать, потому что включала сразу много стимулов. Тут даже неудачная попытка принесет пользу, а удачная - тем более. Конечно же, создавать фантастического
героя сложнее, чем реалистичного и стоит ли говорить об источнике творчества - внутренний мир или внешний? Я всё больше убеждаюсь: творчество - это процесс соединения, комбинирования разных элементов внешнего и внутреннего мира. Возможно, это лишь одна из граней, которую только я так вижу или и вовсе не права. Но в каждом своём рисунке я случайно или намеренно выражаю эту простую мысль, которую написала выше. Если выразить её двумя словами, то, во-первых, для меня фэнтези - микс стилей. Во-вторых, фэнтези в набросках из моего блокнота буквально иллюстрирует как в моей голове причудливо и алогично перемешиваются элементы внешнего и внутреннего мира.
Как мы все знаем, в нашей Вселенной невозможно существование двух и более разных вариантов развития одного события. На практике, нам всегда нужно выбрать что- то одно. Логически я понимаю, что для эффективного развития творчества нужна узкая специализация. Но всё-таки решила, что лучше продвигать не отдельную свою деятельность, а всё сразу на примере российской иллюстрации в жанре фэнтези, но ограничивая мышление в пределах «заданных параметров» - выбором для создания иллюстрации вступительной части к произведению А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Чтобы фантазия «пошла» мне надо понимать аудиторию, для которой создаю иллюстрацию и представлять о ком именно идёт речь в произведении.
3.2. Поиск прототипа
Занимаясь творческой исследовательской работой по созданию внешнего фантазийного образа героев поэмы, я использую различные источники, которые помогают
мне детализировать их облик и дополнить орнаментами, текстурой их костюмы. Изучение исходных материалов помогает мне создать необходимое для иллюстрации к поэме Пушкина в жанре фэнтези правильное настроение. Так как речь идет о нескольких Пушкинских героях в произведении «Руслан и Людмила», то концепция воссоздания того периода, к которому относятся персонажи важна декоративными элементами. В прототипировании помогают значения имен, так как это отражается на характерах героев.
Испытывая затруднения при воспроизведении на листе бумаги необходимого для персонажа ракурса, я прошу близких мне людей принять определенную позу и сделать исходную фотографию, с помощью которой могу трансформировать облик героя. Важно
наличие всех дополнительных деталей, которые трудно предусмотреть самой изначально: простыню превратить в плащ, а клюшку брата в меч, драпировки для платья, падающий свет - «игра» теней.
Создание прототипов не только обеспечивает четкую визуализацию и оригинальный дизайн, чтобы понять конечный внешний вид персонажа, но также помогает создать стилевое единство. Проектирование является одной из частей процесса. Но существуют различные подходы к созданию прототипов, и всегда необходимо выбирать правильный и удобный подход. Поэтому, для начала, выбираю точность будущего прототипа, исходя из своего времени и ресурсов.
В скопе всех собранных данных, я делаю наброски карандашом всех необходимых героев, а при необходимости в нескольких вариантах для выбора наилучшего. Выбор удачного прототипа чрезвычайно важен.
3.3. Наброски героев и создание иллюстрации
Проводя исследование, для меня стало очевидным развитие идеи множеством разных способов, но как правило, наиболее эффективным является эскизный набросок графитным карандашом. Следующим творческим процессом становится этап, на котором необходимо разработать несколько вариантов, прежде чем решать, какой из них будет наиболее эффективным. Стадия черновой подготовки максимально важна для художественного исследовательского проекта. Для оценки предпочтений я разработала одного из героев – кота Баяна. Быстрая зарисовка формирует основу процесса и логического завершения. Проводя анализ представленных трех вариантов, видна реальная фантазия по максимуму.
Остальные герои создаются по тому же принципу, что приведен выше и могут быть самых разнообразных форм и размеров на общем плане иллюстрации. Какими они окажутся на иллюстрации в окружающей среде, зависит от множества обстоятельств: от личного восприятия произведения, представлений каждого героя. Важно закрепить за каждым героем его степень индивидуальности и предать динамичности, иначе герои могут оказаться лишенными эмоций, а значит и разума.
Заключение
В своём проекте я исследовала известные произведения в искусстве иллюстрации. Проанализировала развитие жанра фэнтези в России с раннего периода и современности. Попробовала разные способы изображения персонажей, составила альбом своих работ. Рассмотрела своеобразные живописной техники рисования гуашевыми красками: пастозность и лессировку, монотипию, раздувание, рисование нитками и другие способы. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволило мне заглянуть за кулисы творческого процесса, узнать, как рисовать воображаемое и ощутить незабываемые положительные эмоции.
Если говорить об эмоциях, то, как известно, это процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества в процессе воображаемых персонажей А. С. Пушкина к прологу «Руслан и Людмила».
Анализ произведения А. С. Пушкина помог ответить на главный вопрос исследования : может ли искусство иллюстрации в жанре фэнтези помочь взять книгу руки и сопроводить Российского зрителя в мир фантазии автора в произведении. Бесспорно, искусство – это мощное оружие, которое приходит на помощь человеку и выполняет не только эстетическую функцию, но и вовлекает даже самого отстранённого.
Моя гипотеза, что использование иллюстраций в жанре фэнтези в России, будет развивать творческое воображение обучающихся и повышать интерес ребят к процессу углубления в книжное пространство, подтвердилась.
На занятиях по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Каждая такая иллюстрация - сама по себе - самодостаточное произведение искусства. Колоритные, запоминающиеся персонажи, великолепные пейзажи как средство передачи настроения, что просто невозможно было не верить в реальность их существования. Настолько интересно рассматривать фантезийные иллюстрации, что наверняка многие уселись за чтение книг благодаря иллюстрациям мастеров этого жанра.
Таким образом, я считаю, что своим трудом я подтвердила выдвинутую мною гипотезу, согласно которой, если в России иллюстрация будет в жанре фэнтези, то повысится интерес к художественному произведению и будет развиваться мотивация к художественно-познавательной литературе.
После собственного исследования и знакомства с художниками, я поняла, что овладеть художественным искусством может каждый из нас. Но для этого к творческой
работе необходимо исследовать интересующую тему и подходить с душой, не боясь экспериментировать с жанровым направлением и художественными материалами, техниками рисования.
Несмотря на то, что этот жанр фентези показывает выдуманные миры и внешне несуществующих персонажей, а писатели поднимают актуальные для нашего времени проблемы: добра и зла, героизма и трусости, честности и подлости, любви и ненависти. Мной выполнена яркая, динамичная детская иллюстрация в жанре фэнтези к произведению А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Считаю, что цель достигнута, ведь мою работу увидели школьники, среди которых проводилось анкетирование, мое творчество заинтересовало их и вызвало интерес к самому произведению Пушкина.
Литература
1. Чиварди Джованни Гульельмо. Фигура человека в движении / Пер. Евстифеева Р. / Ред. Расторгуева М. / Изд. – М. : Эксмо-Пресс, 2018 г.
2. Швец Мария. Главное в истории Русского искусства / Ред. Левицкая Людмила, Быковская Татьяна / Изд. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2021 г.
3. Пахомов Алексей. Про свою работу в детской книге. Из книги «Про свою работу» / Ред. Г. Ф. Ордынского / Изд. – М. : «Детская литература», 1982
4. Сьюзи Ходж. Главное в истории искусств / Ред. Левицкая Людмила / Пер. Дубровская Е. / Изд. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2020 г.
5. Е. И. Васильев, Л. А. Буровкина. Изобразительное искусство в школе / Ред. Бесчастнов Н. П., Дружкова Н. И. / Изд. – М. : Эксмо-Пресс, 2013 г. №1