людмила калашникова
Ученическая исследовательская работа «Фото как историческая память»
▼ Скачать + Заказать документы
V районная научно-практическая конференция
«Первые шаги в науку»,
посвящённая 115-летию со дня рождения Валерия Павловича Чкалова.
Фото, как историческая память…
Автор: Костянова Екатерина Максимовна,
учащаяся 3 класса,
МАОУ «Петлинская основная
общеобразовательная школа»
Руководитель: Калашникова
Людмила Вениаминовна,
учитель начальных классов,
МАОУ «Петлинская основная
общеобразовательная школа»
Публикация «Ученическая исследовательская работа „Фото как историческая память“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
с. Вад
Тезисы научно-исследовательской работы
№ Тезис Наименование
1 Название секции Секция начальных классов
2 Направление работы Краеведение
3 Тема
представленной работы
Фото, как историческая память…
4 Фамилия, имя, отчество автора Костянова Екатерина Максимовна
5 Название учреждения, класс МАОУ «Петлинская основная общеобразовательная школа», 3 класс
6 Фамилия, имя, отчество руководителя, должность
Калашникова Людмила Вениаминовна,
учитель начальных классов
7 Актуальность Изучение семейной фотографии является актуальным в наши дни, когда разрушаются устои семьи, забывается и искажается история страны, принижаются достижения и завоевания наших предков. Важно сохранить то малое, индивидуальное, близкое каждой семье, тогда и наша Родина сохранит свою неповторимость и самобытность, будет непобедимой и уважаемой в мире державой.
8 Цель работы Изучение через фотографию истории семьи, как составляющей истории Отечества, в рамках самостоятельной исследовательской работы.
9 Задачи
1. Узнать об особенностях изготовления фотографических снимков в 60 – е года прошлого столетия.
2. Изучить биографию человека, запечатлённого на снимке.
3. Собрать и проанализировать краеведческий материал о жизни родного села.
4. Выявить взаимосвязь между историей страны и историей семьи отдельного человека.
5. Развивать навыки исследовательской работы.
10 Методы исследования
1. Анализ и систематизация информации по теме.
2. Беседа с родственниками.
3. Опрос.
4. Наблюдение.
5. Обработка результатов.
11 Объект исследования Фотография.
12 Предмет исследования Изучение судьбы человека, находящегося на снимке.
13 Проблема В наше время молодое поколение недостаточно хорошо знает историю своей семьи, но ведь будущее невозможно без прошлого.
14 Гипотеза Через фотографию человека можно узнать его судьбу.
15 Практическое применение работы Данная работа может пополнить фонд школьного музея, использоваться на уроках краеведения, истории и окружающего мира, внеклассных мероприятиях.
16 Основные идеи В нашей жизни фотография играет большую роль : мы фотографируем праздники, нашу жизнь, наше горе и радость. В процессе изучения фотоснимка удаётся узнать историю изобретения фотографии; проследить судьбу отдельного человека, которая неразрывно связана с историей страны; понять и почувствовать преемственную связь поколений; осознать своё место в родословной своей семьи.
17 Заключение Исследование фотографии из семейного архива стало для меня источниками познания не только истории моей семьи, но и истории малой родины. В результате исследования я узнала, какую непростую, но замечательную жизнь прожила моя прабабушка Смирнова Анна Ивановна.
Моя гипотеза подтвердилась: через фотографию человека можно узнать его судьбу. Фото, действительно, как историческая книга, может воскресить память о человеке.
В будущем я хотела бы продолжить работу по изучению биографии других членов моей семьи, поэтому полученные исследовательские умения мне будут очень полезны.
Оглавление
Введение 1-3
I. Теоретическая часть
1.1. Из истории изобретения фотографии 4
II. Практическая часть
I. Глава. Послание из прошлого
1.1. Семейные корни 5-6
2.1. Военные страницы биографии 6-7
II. Глава. Связь поколений
2.1. Встреча с супругом 8-9
2.2. Жизнь после войны 9-10
Заключение 11
Список используемых источников 12
Приложение 1-10 13-19
Введение.
Есть фотографии в альбоме старом –
Подумать страшно, сколько им уж лет! –
Остановилось время в кадре каждом.
Мне очень дорог чёрно-белый строгий цвет.
И в этом цвете все ещё моложе!
Струится вновь воспоминаний бег.
И эти лица мне близки, хоть строже
Глядят глаза, добрей которых – в мире нет!
Каждая фотография – это кусочек жизни, который может рассказать очень многое. Возможно, именно поэтому мы все испытываем особые чувства, когда берем в руки старую фотографию. Они дают возможность прикоснуться к истории семьи, к тому времени, о котором слышали только из рассказов пап и мам, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Ведь многие фотографии сделаны давно, до рождения моих сверстников. Нам словно брошена «ниточка» из прошлого. Когда в руки попадают старые фотографии, всегда появляется желание понять, как жили изображенные на них люди, что их волновало! Каждая черточка, каждая складочка на одежде рассказывает многое о людях, о времени, об отношениях. После этого начинаешь по - другому относиться к семейным реликвиям, старым вещам, книгам. Какой-то неуловимый аромат прошлого хранят они, связывая воедино узелки кровного родства, детских воспоминаний, отрывочных впечатлений. Получается, что и мы часть целого, значимого.
Представляя на уроках окружающего мира проекты "Моя семья", "Моя родословная", я и мои одноклассники подробно и с удовольствием рассказывали о своих родителях, братьях, сёстрах, бабушках и дедушках, показывали их фотографии. Но когда учительница поинтересовалась о наших прабабушках и прадедушках, чьи фото, имена и отчества также были в проектах, мы с удивлением обнаружили, что рассказывать нам нечего, так как почти ничего о них не знаем. Тогда Людмила Вениаминовна посоветовала расспросить родителей, других близких родных и узнать интересные сведения из жизни наших предков: когда родились, где и как жили, работали, растили детей. Ведь многие из них воевали, многие погибли в боях за Родину, а другие своим самоотверженным трудом приближали победу. (Приложение1)
Проблема – в наше время молодое поколение недостаточно хорошо знает историю своей семьи, но ведь будущее невозможно без прошлого.
Я захотела, используя старое фото, воскресить память о дорогом мне человеке, моей прабабушке.
Изучение семейной фотографии является актуальным в наши дни, когда разрушаются устои семьи, забывается и искажается история страны, принижаются достижения и завоевания наших предков. Важно сохранить то малое, индивидуальное, близкое каждой семье, тогда и наша Родина сохранит свою неповторимость и самобытность будет непобедимой и уважаемой в мире державой.
Так возникла тема моего исследования – «Фото, как историческая память.»
Цель: изучение через фотографию истории семьи, как составляющей истории Отечества, в рамках самостоятельной исследовательской работы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• узнать об особенностях изготовления фотографических снимков в 60 – е года прошлого столетия.
• изучить биографию человека, запечатлённого на снимке.
• собрать и проанализировать краеведческий материал о жизни родного села.
• выявить взаимосвязь между историей страны и историей семьи отдельного человека.
• развивать навыки исследовательской работы.
Рассматривая данную проблему, я применяла следующие методы исследования :
1. Анализ и систематизация информации по теме.
2. Беседа с родственниками.
3. Опрос.
4. Наблюдение.
5. Обработка результатов.
Объект исследования : фотография.
Предмет исследования : изучение судьбы человека, находящегося на снимке.
Гипотеза: предположим, что через фотографию человека можно узнать его судьбу.
Практическое применение: данная работа может пополнить фонд школьного музея, использоваться на уроках краеведения, истории и окружающего мира, внеклассных мероприятиях.
I. Теоретическая часть
1.1. Из истории изобретения фотографии
Изучив сведения об особенностях изготовления фотографических снимков в 60 – е года прошлого столетия в энциклопедической литературе, воспользовавшись интернет-ресурсами, я выяснила, что датой рождения фотографии считают 7 января 1839 года, когда физик Доминик Франсуа Жан Араго сделал доклад о дагеротипии (фотографический процесс) на заседании Французской академии наук. За короткое время она органично вписалась во все сферы жизни и деятельности человека. Фотография становится уникальным средством запечатления любых объектов, событий и явлений, обладает возможностью передавать эмоциональное состояние человека. Фотографию сравнивали с «чудом» и это было очень дорогим удовольствием. Далеко не каждая семья могла позволить себе иметь фотографические снимки. В конце IX в начале XX столетия это было дело профессионалов. И только после Великой Отечественной войны фотография становится привычным делом и переходит из профессиональной в любительскую. Как свидетельствует история, первый советский любительский фотоаппарат был выпущен московской фабрикой в 1930 году.
Фотоснимок зачастую является главным и единственным объективным свидетелем прошедшего времени. В итоге я пришла к выводу: современная фотография прошла несколько важных этапов развития.
II. Практическая часть
. Глава I. Послание из прошлого.
1.1. Семейные корни.
Передо мной лежит старая пожелтевшая фотография – эта фотография моего дедушки, она очень дорога ему. На снимке его мама – Анна Ивановна Смирнова, моя прабабушка. Снимок сделан давно, перед войной, примерно в 1940г. Анне Ивановне Смирновой (в девичестве Гущиной) могло бы исполниться в 2019 году 96 лет, но, к сожалению, уже много лет её нет с нами. Именно она сидит на снимке в нижнем ряду слева, первая. Старая, чуть заметная фотография примерно 1940 года, а сколько она может рассказать. По воспоминаниям прабабушки: «В один из весенних дней мы ходили с подружками и их женихами фотографироваться. Удовольствие это было не из дешевых, но того стоило: уж очень хотелось поглядеть на себя на фотокарточке». (Приложение 3)
Я прабабушку Анну знаю только по фотографиям, рассказам дедушки и моей мамы. Анна была простой и удивительной женщиной, матерью, бабушкой, сестрой. «Она была прекрасным собеседником, на многие жизненные ситуации имела свою точку зрения и убеждение», - вспоминает дедушка Женя. (Приложение 4)
Родом она из деревни Большая Захарьевка (сейчас называется село Троицкое -1). В XVI веке село Вад и окружавшие его деревни были дворцовыми. Но писцовые и межведомственные книги свидетельствуют, что к началу 1600-х годов часть здешних земель принадлежала различным помещикам. Среди них – Захарий Евлашев и его брат Иван. В 40-х годах XVII века владения покойного Захария Евлашева были разделены между его сыном Тимофеем и пасынком Захарием (младшим). Вот отсюда и
Д. Терехин. Альманах. Малая Родина Вадский район., 2009г. – с. 40
наличие в Вадском районе несколько Захарьевок, одна из которых, и является малой родиной моей прабабушки. (Приложение 5)
Родилась Анна в молодой семье Марии и Ивана Гущиных - 30 августа 1923 года и была первым ребенком. Родительский дом был из небольшого деревянного сруба, в центре избы стояла большая русская печь, которая и кормила, впоследствии, уже восьмерых членов семьи. Жизнь Анны складывалась по - разному. У родителей Марии Дмитриевны и Ивана Филипповича детей было 6 человек: Анна, Катя, Таня, Тоня, Маня и самый младший сын Николай (из всех перечисленных живы только двое). В 1934
году случилось несчастье, семья осталась без кормильца. Во время сильной грозы поднялась буря, ветром стало уносить крышу амбара, где хранилось зерно и мука, ведь он был покрыт соломой. Иван бросился снимать слеги с ограды, чтобы прижать ими соломенную крышу и в этот момент его убивает
молнией (ему было всего 34 года). По воспоминаниям детей - это был человек удивительной доброты, очень любил всех своих домочадцев, непьющий, никогда не сидящий без дела. Аня (ей шёл 11 год, окончив школу - четыре класса, вынуждена была работать. Работала и нянькой в чужой семье, зарабатывая на кусок хлеба, и в колхозе за «палочки». Мария Дмитриевна осталась вдовой в 30 лет, а на руках 6 детей мал - мала меньше, но верность своему Ивану она сохранила до конца своей жизни, передав его любовь, доброту и трудолюбие своим детям и внукам. Так вот и жили: огород обрабатывали, держали коров, свиней, овец, кур и очень много работали…
1.2. Военные страницы биографии.
В 1941 году Анне было 17 лет, никто и не ожидал, что война в двери постучится. Трудно приходилось всем, но деревня, где остались женщины с детьми, да стариками, тоже, как могли, помогали фронту. Анюта вспоминала: «Многих девушек из близлежащих сёл брали на торфоразработки на Пыру (за Горьким). Работали с марта по октябрь. Часто по пояс в ледяной воде. Давали нам в день по 800 грамм хлеба и мороженую картошку. Работали по 12 часов в день. Были такие дни, что ни поесть, ни переодеться в сухую одежду не было возможности». В один из таких дней решили подруги – землячки сесть на поезд и уехать домой подкормиться, переодеться – благо поезд проходил через железнодорожную станцию «Вадок», что рядом с их селом. В военное время за это грозило до 5 лет лагерей. Доехав до своего села и переступив порог родного дома, Аня увидела сотрудника НКВД. Он объяснил дочери и матери, что их ждёт. Но затем, поняв состояние отчаявшихся людей, вошё л в их положение: разрешил переодеться, взять сменное бельё, перекусить, и сам лично сопроводил девушек к месту работы, скрыв от органов их нарушение. Так они избежали ГУЛАГа.
Участвовала Анна и в строительстве аэродрома в с. Лопатино. В августе 1941 года, воинами Красной Армии и населением в кратчайшие сроки был построен запасной аэродром. На стройку съехался народ даже из близлежащих районов: Перевозского, Бутурлинского, Дальнеконстантиновского. В годы войны на нем базировалась эскадрилья женского бомбардировочного полка Героя Советского Союза В. С. Гризодубовой. А ещё в декабре 1942 года на Лопатинском аэродроме совершил посадку самолет Героя Советского Союза Марины Расковой. Экипаж спешил в Сталинград, но погода стояла нелетная. Несколько дней летчицы провели на аэродроме, жили в землянках.
Также надолго в памяти у Анны Ивановны оставались и другие моменты военного времени, например, как возили их, молоденьких девчонок, далеко под село Богоявление рыть окопы и оборонительные противотанковые рвы для солдат. Эх, война, война (Приложение 6) Я сделала вывод: моя прабабушка, как тысячи советских людей, помогала фронту и своим трудом приближала победу.
И. А. Агапова. Верность памяти. Вадский район в годы ВОВ 1941-1945гг. -Арзамас. -с. 24
Глава II. Связь поколений.
2.1. Встреча с супругом.
Анна рассказывала при жизни, что всегда много работала. Работала и в колхозе, разносила почту, встречала и провожала почтовые поезда, где однажды и встретила свою судьбу.
Возвращался однажды с войны солдат - Смирнов Сергей Александрович, родом он был из города Гатчины Ленинградской области. Войну встретил, проходя службу в действующей армии в родных краях, служил рядовым водителем, пулемётчиком, мотоциклистом – связным у маршалов Мерецкова
и Рокоссовского. В начале войны отступал с войсками с родных мест в Ленинград, провоевал и выдержал всю блокаду Ленинграда, был дважды ранен. Много сохранил солдат воспоминаний о боях на Пулковских высотах, Васильевском острове, но самые страшные были о том, как погибал, замерзал в окопе не от пули врага, а от голода. За оборону Ленинграда был награждён двумя медалями «За Отвагу», потом были и другие медали и ордена. Всех своих родных он потерял. Во время войны у него погибли две сестры Зоя и Юля - они служили медсёстрами. При бомбёжке Кировского завода погибли зять Николай, мать, а отец умер ещё перед войной. Сергей Смирнов прошёл военными дорогами, освобождая Карелию, Финляндию, Норвегию, Польшу, Германию. Была в его жизни и историческая встреча на р. Эльбе с американскими войсками. Войну закончил в звании капитана инженерно-сапёрного полка.
Но это был ещё не конец войны, радость победы омрачило известие об отправке на Японский фронт. После боёв на Дальнем востоке и службе, а это был уже 1947г., пришёл приказ об их увольнении из армии. С горьким чувством боли, что никого из родных в живых не осталось, Сергей возвращался домой. Поезд остановился на станции «Вадок», сослуживцы Сергея послали в деревню за едой, а когда он вернулся на станцию, поезд уже ушёл. Именно там и произошло знакомство Нюры и Сергея. Она встречала почтово - багажные поезда и увидев, что солдат, по его объяснению, отстал от поезда, пригласила его переночевать к себе домой. Услышав рассказ гостя о себе, о том, что ему ехать - то не к кому, сочувствующая Аня предложила ему остаться в этом селе. Ведь крепких рабочих рук после войны не хватало - мужиков половина села погибли, а кто возвратился, были серьёзно ранены или стали инвалидами. Анна и Сергей приглянулись друг другу, молодость и любовь соединила их вместе. Так солдат поселился здесь на всю оставшуюся жизнь.
2.2. Жизнь после войны.
Смирновы Анна Ивановна и Сергей Александрович первоначально жили в Большой Захарьевке. Сначала глава семьи работал на каменоломнях в п. Анненковский Карьер, затем экспедитором в санатории Бобыльский. На заработанные деньги купили половину пятистенного дома у одиноких стариков, а затем стали строить свое «семейное гнездо» в селе Вад, на улице Озерки.
Как и прежде, молодые работы никакой не боялись : Анна работала почтальонкой, а Сергей и сторожем, и разнорабочим. Держали скотину, всегда обрабатывали большой огород. (Приложение 7)
За отличный труд Анна Ивановна неоднократно награждалась почетными грамотами, медалями, почётными знаками. Ёе любимая награда за 44 года работы на Вадской районной почте - медаль «За трудовое отличие». Она часто любила рассказывать, как ездила получать награду с младшим сыном Евгением (моим дедушкой) в город Горький. Её фотография висела на районной доске почета. (Приложение 8)
Рассказывая при жизни о муже и детях, Анна Ивановна заметно оживлялась, одни моменты вспоминала с улыбкой, другие с грустью. Первенец в семье Смирновых – сын Виктор, родился 19 мая 1949 года; второй сыночек родился слабеньким, прожил только 3 дня. Третий сын – Евгений родился 30 ноября 1954 года. В 1995 году 17 февраля ушел из жизни любимый супруг, тяжёлые раны дали о себе знать. Четыре внучки у Анны Ивановны, при жизни всё переживала, что внука нет - продолжателя рода, уж больно фамилия у неё хорошая, распространенная - Смирнова. Но есть правнук (его успела прабабушка понянчить при жизни) и три правнучки. (Приложение 9) От прабабушки маме и мне передалась любовь к рукоделию: вышивке, вязанию. Её давно нет с нами, но мы бережно храним память о ней.
Заключение.
Таким образом, проведённое исследование фотографии из семейного архива стало для меня источником познания не только истории моей семьи, но и истории малой родины. Я пришла к выводу, что старый выцветший снимок может многое рассказать. По нему я смогла прочитать страницы семейной летописи, узнать о событиях нашей истории, заглянуть в прошлое родного села, понять, как изменилась жизнь, изменилось село, его жители. А самое главное то, что я узнала, какую непростую, но замечательную жизнь прожила моя прабабушка Смирнова Анна Ивановна, Я убедилась, что история её жизни, как и других людей, неразрывно связана с историей нашей Родины.
Методы исследования, которые были использованы мной в работе, помогли мне в полном объёме справиться с поставленными задачами. Моя гипотеза подтвердилась – через фотографию человека можно узнать его судьбу. Фото, действительно, как историческая книга, может воскресить память о человеке.
На классном часе я рассказала одноклассникам о результатах своего исследования. Ребята слушали с большим интересом и многие по моему примеру загорелись желанием узнать как можно больше о жизни своих прабабушек и прадедушек. Я считаю, что это очень важно. Ведь без них не было бы и нас. А это значит, что будущее не может быть без прошлого. (Приложение 10)
Листаю старый бабушкин альбом,
По лицам биографии читаю.
Истории семьи своей листаю,
И прошлое как будто входит в дом.
Отрывок из стихотворения О. Краузе «Бабушкин альбом», апрель, 1983г.
Список используемых источников информации
1. Альманах о российских регионах, их особенностях и людях «Малая Родина - Вадский район»/ Д. Терехин - Н. Новгород, 2009г. – с. 40
2. Верность памяти. Вадский район в годы ВОВ /И. А. Агапова -Арзамас
- с. 242
3. Семейный фотоархив, воспоминания родственников.
4. Фотография. Энциклопедический справочник. / Беларусь. Энциклопедия; редкол. П. И. Бояров и др. – Минск: БелЭн, 1992г.
Интернет- ресурсы:
1.https://ru.wikipedia.org/wiki/
2. https://www.liveinternet.ru/users