Лидия Антоновна
Исследовательская деятельность в подготовительной группе «Опыты с песком»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательская деятельность в подготовительной группе.
Тема «Опыты с песком».
Цель:выявление особенностей проявления любознательности у детей,
а также их отношения к экспериментальной деятельности.
Программное содержание:
1. Воспитывать бережное отношение к природе;
2. Развивать познавательную активность; умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи и делать выводы.
Публикация «Исследовательская деятельность в подготовительной группе „Опыты с песком“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Подготовительная группа
- Темочки
3. Формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах; представления о происхождении песка, об использовании человеком песка в быту;
4. Закрепить знания детей о пустыни как огромном песчаном пространстве земли, об особенностях животного и растительного мира пустынь;
Материалы и оборудование:
Сундучок с предметами песочные часы, стекло, кусок кирпича, камень; презентация по теме, фильм о пустыне; стакан с чистым сухим песком, лупа, два камня на каждого ребёнка,белый лист бумаги, коктейльные трубочки, двухлитровая банка с крышкой в крышке отверстие для трубочки.
Предварительная работа:
Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов, работа с глобусом, чтение разделов детской энциклопедии по данной теме.
Ход занятия:
Воспитатель: ребята, я приготовила волшебный сундучок с заданием, как вы думаете, что объединяет все эти предметы? (стекло, песочные часы, кусок кирпича, камень).
Дети:песок.
В: почему вы решили, что песок?
Д: из песка при большой температуре получается стекло, кирпичи делают из песка.
В: а для чего здесь камень?
Д: ответы.
В: Опыт N 1 «Камень - трение – песок.
Перед вами белые листы бумаги, два камня и лупа. Сильно потрите
камни друг о друга над белым листом, и посмотрите на лист через лупу. Что вы видите?
Д: на листе много маленьких песчинок.
В: сосчитайте, сколько песчинок.
Д: много, невозможно сосчитать. (показ слайда, песчинки в увеличении)
В: в природе кто трёт камни?
Д: ветер…
В: так и в природе, под воздействием воды, ветра, солнца камни, горы разрушаются до маленьких частичек – песчинок. Какой сделаем вывод?
Д: при разрушении камня, получается песок.
В: где можно встретить песок?
Д: в песочнице, на дороге, в пустыне. (показ слайда, пустыни)
В: как вы думаете, где самое большое скопление песка?
Д: в пустыне.
В: пустыня - огромная территория, где всё покрыто песком.
Опыт N 2 : «Сухой песок может сыпаться»
В: возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место, на лист бумаги. (Показывает, дети выполняют).
Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплавы. Что происходит?
Д: песок движется.
В: движение похожее на течение. Почему это происходит?
Д: песок сыпучий, он сыпется (показ слайда, сыплющегося песка).
В: песок может двигаться, почему?
Д: ветер.
В: как называются волны из песка?
Д: барханы.
В: как они появляются?
Д: ответы.
Опыт № 3 «Волны на песке».
При помощи коктейльных трубочек дети потихоньку выдувают воздух создавая при этом волны – барханы из песка (показ слайда, барханов).
Опыт № 4 «Песчаная буря».
В: в пустыне очень часто бывают песчаные бури давайте мы с вами попробуем создать такую бурю. (банка лежит на боку) берём банку кладем совочком песок закрываем её крышкой вставляем соломинку и начинаем сильно дуть в неё, посмотрите, что происходит).
В: песок поднимается, летает…
Вот так под воздействием ветра и происходит песчаная буря, теперь ветер у нас прекратился посмотрите, что стало с песком?
Д: получились волны, барханы, дюны. (показ слайда, песчаной бури)
В: на какое слово похоже слово пустыня?
Д: пусто, пустой.
В: вы правы, похоже на слово пусто или пустой. Но это совсем не означает полное отсутствие жизни. Некоторые животные и растения хорошо приспособились к существованию в условиях пустыни.
Каких животных пустыни вы знаете?
Д: верблюд, варан, змеи, пауки, скорпионы, черепахи…
В: расскажите, как некоторые животные приспособились к жизни в пустыне?
Д: прячутся от жары днём, ночью выползают, у верблюда в горбе запас пищи и воды, черепаха прячется под толстым панцирем. (показ слайда, животных)
В: какие растения можно встретить в пустыне?
Д:кактусы, колючки.
В: как растения приспособились к жизни в пустыне?
Д: длинные корни, колючки вместо листьев. (показ слайда, растений)
В: люди могут жить в пустыне?
Д: нет.
В: почему?
Д: ответы.
В: как люди используют песок в быту?
Д: при строительстве домов, изготовлении посуды, стекла, для игр. (показ слайда, как человек использует в быту песок).
В: в какие игры можно играть в песке?
Д: куличики. (показ слайда, игр с песком)
В: сегодня мы свами открыли некоторые тайны пустыни. Что бы вы хотели ещё узнать о пустыне?
Д: ответы.
В: где мы можем об этом узнать?
Д: энциклопедии, телевизор.
В: я, вам предлагаю посмотреть фильм о пустыне.
В: что интересного, нового узнали?