Ирина Гирик
Исследовательская деятельность в ДОУ как средство развития личности дошкольника
▼ Скачать +Заказ
Один из трендов современного общества– развитие личности ребенка с раннего возраста, а также его способности к творчеству и адаптации к изменяющимся условиям жизни. Эффективным инструментом раннего развития является исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).Она способствует формированию общей культуры, интеллектуальных, творческих и личностных качеств дошкольников.
Исследовательская деятельность в ДОУ – это процесс активного и целенаправленного познания дошкольниками окружающего мира с помощью различных методов, форм и средств. Она способствует развитию психических процессов, личностных качеств и ключевых компетенций детей, а также их подготовке к школе. Правильная организация исследовательской деятельности стимулирует естественную любознательность детей, тем самым делая дальнейшее обучение проще и эффективнее.
Формы организации исследовательской деятельности в ДОУ
Для обучения дошкольников педагог может использовать занятия различных направлений: изучение окружающего мира, знакомство с основами математики, чтение, музыкальные и спортивные уроки. При этом занятия могут принимать разные формы. В ДОУ, как правило, используются такие формы:
- Индивидуальная, которая используется для занятий с ребенком один на один. Причиной для выбора индивидуальных занятий может стать как слабый уровень знаний ребенка, так и наоборот, повышенный интерес, благодаря которому дошкольник опережает своих сверстников.
- Коллективная– занятие рассчитано на группу детей и построено с учетом принципов доступности, структурности и непродолжительности. Работа в коллективе способствует социализации детей и позволяет примерить на себя различные социальные роли (лидер, посредник, ведомый).
- Подгрупповая форма позволяет провести сравнительный анализ нескольких результатов деятельности, полученных в разных группах детей.
Все три формы могут использоваться с одной и той же группой детей в разных обстоятельствах, чтобы получить оптимальные результаты той или иной деятельности.
Особенности организации исследовательской деятельности
Организация исследовательской деятельности в ДОУ включает в себя множество практических аспектов, которые комплексно или по отдельности позволяют добиться от ребенка наилучшего отклика и результата. К ним относятся:
- Выбор тем и задач, которые соответствуют возрастным особенностям, интересам и уровню развития детей. Также стоит учитывать особенности окружающей действительности и подбирать актуальные для контрактного времени проблем.
- Организация процесса исследования, предполагающая постановку цели, планирование действий, сбор и анализ информации, экспериментирование, обобщение и оформление результатов, оценку. Как правило, дети быстро понимают алгоритм работы, но не стоит ограничивать их воображение и удерживать в рамках очерченных границ, если ребенок предлагает альтернативный вариант решения задачи.
- Использование разнообразных методов, форм и средств исследования. К ним относятся наблюдение, сравнение, классификация, измерение, беседа, игра, экскурсия, экспериментирование и еще многие виды деятельности. Их использование помогает раскрыть для ребенка окружающий мир, сделать его более дружелюбным и увлекательным, а заодно научить дошкольника критическому и логическому мышлению.
- Оценка результатов и отслеживание прогресса детей. Это могут делать как значимые взрослые (педагоги или родители, так и сами дети с помощью взрослых. Умение осознавать свои достижения и ошибки, адекватно реагировать на неудачи, ориентироваться в новых обстоятельствах очень важны для развития лидерских качеств, самостоятельности, ответственности.
Влияние исследовательской деятельности на разные сферы жизни
Являясь одним из наиболее эффективных способов развития личности ребенка дошкольного возраста, а также его познавательных, эмоциональных, волевых, творческих и социальных способностей, исследовательская деятельность оказывает влияние на развитие каждой сферы жизни ребенка.
Познавательное развитие
Исследовательская деятельность формирует у ребенка любознательность, интерес к окружающему миру, стремление к самостоятельному поиску знаний и решению проблем. Ребенок учится наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать информацию, выдвигать гипотезы и проверять их. Все это положительно влияет на мышление, речь, память, воображение, логику и прочие психологические процессы, необходимые для познания мира.
Эмоциональное развитие
Изучение мира через игру помогает формировать у ребенка положительные ассоциации с учебным процессом. Выполняя те или иные задания, малыши испытывают радость, интерес, восхищение, удивление, а также учатся выражать свои эмоции и управлять ими. Еще один важный аспект эмоционального развития – эмпатия, благодаря которой дети более глубоко взаимодействуют с другими людьми, развивают способность к сотрудничеству.
Волевое развитие
Правильный подход к воспитанию помогает вырабатывать у ребенка дисциплину, силу воли, инициативность, ответственность и уверенность в себе. Это влияет на его самооценку, от которой зависит, как в дальнейшем ребенок будет ставить цели и достигать их, преодолевать трудности, переживать поражения, контролировать себя, оценивать свои достижения, исправлять ошибки и использовать полученный опыт.
Творческое развитие
Исследовательская деятельность способствует стимулированию творческого мышления, фантазии, страсти к экспериментам и изобретательству, продуктивности. Ребенок учится создавать новые идеи и решения, не боится выражать свою индивидуальность, проявляет таланты, развивает способность к импровизации.
Социальное развитие
Познание мира через исследовательскую деятельность помогает детям социализироваться и способствует его умению общаться со сверстниками в качестве лидера или последователя, договариваться, делиться опытом и участвовать в коллективных играх. Ребенок учится не просто взаимодействовать с окружающими людьми, но и уважать их, учитывать мнения и чувства.
Рекомендации для педагогов и родителей
Создать благоприятную среду для исследовательской деятельности можно в любой обстановке: в группе, на улице, в кабинете педагога. Главное, придерживаться нескольких правил, разработанных для преподавателей и родителей:
- Необходимо организовывать предметно-развивающую среду, которая стимулирует познавательный интерес и любознательность детей, поощрять их страсть к экспериментированию и обеспечивать им свободу выбора в способах достижения успеха.
- Важно учитывать возрастные особенности детей и уровень их развития, предлагая задачи, которые понятны и интересны малышам. Действенные, но несвоевременные задания не принесут результата и в лучшем случае не привлекут внимания детей, в худшем – сформируют негативный опыт для дальнейшего обучения.
- Нужно использовать понятные алгоритмы и правила для организации игровой деятельности, чтобы дети понимали цели и задачи игры.
- Рекомендуется использовать разнообразные методы, формы и средства исследования, чтобы подкреплять интерес ребенка.
- Всегда важно давать позитивное подкрепление, оценивая деятельность ребенка. Подкрепление может быть как материальным (наклейки, игрушки, пособия, так и нематериальным (похвала).
- По возможности стоит вовлекать родителей в организацию исследовательской деятельности детей, через совместные проекты, обмен опытом, поддержку и поощрение.
При таком подходе исследовательская деятельность в ДОУ станет для дошкольников мощным стимулом для личностного развития, поможет в формировании интересов и дальнейшей подготовке к жизни в обществе.
Используемая литература:
1. Одинцова Л. Экспериментальная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. – М. : Сфера, 2012.
2. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Методические рекомендации. – М. : Аркти, 2010.
3. Савенков А. И. «Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольника» - СПб, Питер, 2003.