Папки-передвижки

Исследовательская деятельность в ДОУ как средство развития личности дошкольника

Ирина Гирик
Исследовательская деятельность в ДОУ как средство развития личности дошкольника
▼ Скачать +Заказ

Один из трендов современного общества– развитие личности ребенка с раннего возраста, а также его способности к творчеству и адаптации к изменяющимся условиям жизни. Эффективным инструментом раннего развития является исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).Она способствует формированию общей культуры, интеллектуальных, творческих и личностных качеств дошкольников.

Исследовательская деятельность в ДОУ – это процесс активного и целенаправленного познания дошкольниками окружающего мира с помощью различных методов, форм и средств. Она способствует развитию психических процессов, личностных качеств и ключевых компетенций детей, а также их подготовке к школе. Правильная организация исследовательской деятельности стимулирует естественную любознательность детей, тем самым делая дальнейшее обучение проще и эффективнее.

Формы организации исследовательской деятельности в ДОУ

Для обучения дошкольников педагог может использовать занятия различных направлений: изучение окружающего мира, знакомство с основами математики, чтение, музыкальные и спортивные уроки. При этом занятия могут принимать разные формы. В ДОУ, как правило, используются такие формы:

- Индивидуальная, которая используется для занятий с ребенком один на один. Причиной для выбора индивидуальных занятий может стать как слабый уровень знаний ребенка, так и наоборот, повышенный интерес, благодаря которому дошкольник опережает своих сверстников.

- Коллективная– занятие рассчитано на группу детей и построено с учетом принципов доступности, структурности и непродолжительности. Работа в коллективе способствует социализации детей и позволяет примерить на себя различные социальные роли (лидер, посредник, ведомый).

- Подгрупповая форма позволяет провести сравнительный анализ нескольких результатов деятельности, полученных в разных группах детей.

Все три формы могут использоваться с одной и той же группой детей в разных обстоятельствах, чтобы получить оптимальные результаты той или иной деятельности.

Особенности организации исследовательской деятельности

Организация исследовательской деятельности в ДОУ включает в себя множество практических аспектов, которые комплексно или по отдельности позволяют добиться от ребенка наилучшего отклика и результата. К ним относятся:

- Выбор тем и задач, которые соответствуют возрастным особенностям, интересам и уровню развития детей. Также стоит учитывать особенности окружающей действительности и подбирать актуальные для контрактного времени проблем.

- Организация процесса исследования, предполагающая постановку цели, планирование действий, сбор и анализ информации, экспериментирование, обобщение и оформление результатов, оценку. Как правило, дети быстро понимают алгоритм работы, но не стоит ограничивать их воображение и удерживать в рамках очерченных границ, если ребенок предлагает альтернативный вариант решения задачи.

- Использование разнообразных методов, форм и средств исследования. К ним относятся наблюдение, сравнение, классификация, измерение, беседа, игра, экскурсия, экспериментирование и еще многие виды деятельности. Их использование помогает раскрыть для ребенка окружающий мир, сделать его более дружелюбным и увлекательным, а заодно научить дошкольника критическому и логическому мышлению.

- Оценка результатов и отслеживание прогресса детей. Это могут делать как значимые взрослые (педагоги или родители, так и сами дети с помощью взрослых. Умение осознавать свои достижения и ошибки, адекватно реагировать на неудачи, ориентироваться в новых обстоятельствах очень важны для развития лидерских качеств, самостоятельности, ответственности.

Влияние исследовательской деятельности на разные сферы жизни

Являясь одним из наиболее эффективных способов развития личности ребенка дошкольного возраста, а также его познавательных, эмоциональных, волевых, творческих и социальных способностей, исследовательская деятельность оказывает влияние на развитие каждой сферы жизни ребенка.

Познавательное развитие

Исследовательская деятельность формирует у ребенка любознательность, интерес к окружающему миру, стремление к самостоятельному поиску знаний и решению проблем. Ребенок учится наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать информацию, выдвигать гипотезы и проверять их. Все это положительно влияет на мышление, речь, память, воображение, логику и прочие психологические процессы, необходимые для познания мира.

Эмоциональное развитие

Изучение мира через игру помогает формировать у ребенка положительные ассоциации с учебным процессом. Выполняя те или иные задания, малыши испытывают радость, интерес, восхищение, удивление, а также учатся выражать свои эмоции и управлять ими. Еще один важный аспект эмоционального развития – эмпатия, благодаря которой дети более глубоко взаимодействуют с другими людьми, развивают способность к сотрудничеству.

Волевое развитие

Правильный подход к воспитанию помогает вырабатывать у ребенка дисциплину, силу воли, инициативность, ответственность и уверенность в себе. Это влияет на его самооценку, от которой зависит, как в дальнейшем ребенок будет ставить цели и достигать их, преодолевать трудности, переживать поражения, контролировать себя, оценивать свои достижения, исправлять ошибки и использовать полученный опыт.

Творческое развитие

Исследовательская деятельность способствует стимулированию творческого мышления, фантазии, страсти к экспериментам и изобретательству, продуктивности. Ребенок учится создавать новые идеи и решения, не боится выражать свою индивидуальность, проявляет таланты, развивает способность к импровизации.

Социальное развитие

Познание мира через исследовательскую деятельность помогает детям социализироваться и способствует его умению общаться со сверстниками в качестве лидера или последователя, договариваться, делиться опытом и участвовать в коллективных играх. Ребенок учится не просто взаимодействовать с окружающими людьми, но и уважать их, учитывать мнения и чувства.

Рекомендации для педагогов и родителей

Создать благоприятную среду для исследовательской деятельности можно в любой обстановке: в группе, на улице, в кабинете педагога. Главное, придерживаться нескольких правил, разработанных для преподавателей и родителей:

- Необходимо организовывать предметно-развивающую среду, которая стимулирует познавательный интерес и любознательность детей, поощрять их страсть к экспериментированию и обеспечивать им свободу выбора в способах достижения успеха.

- Важно учитывать возрастные особенности детей и уровень их развития, предлагая задачи, которые понятны и интересны малышам. Действенные, но несвоевременные задания не принесут результата и в лучшем случае не привлекут внимания детей, в худшем – сформируют негативный опыт для дальнейшего обучения.

- Нужно использовать понятные алгоритмы и правила для организации игровой деятельности, чтобы дети понимали цели и задачи игры.

- Рекомендуется использовать разнообразные методы, формы и средства исследования, чтобы подкреплять интерес ребенка.

- Всегда важно давать позитивное подкрепление, оценивая деятельность ребенка. Подкрепление может быть как материальным (наклейки, игрушки, пособия, так и нематериальным (похвала).

- По возможности стоит вовлекать родителей в организацию исследовательской деятельности детей, через совместные проекты, обмен опытом, поддержку и поощрение.

При таком подходе исследовательская деятельность в ДОУ станет для дошкольников мощным стимулом для личностного развития, поможет в формировании интересов и дальнейшей подготовке к жизни в обществе.

Используемая литература:

1. Одинцова Л. Экспериментальная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. – М. : Сфера, 2012.

2. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Методические рекомендации. – М. : Аркти, 2010.

3. Савенков А. И. «Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольника» - СПб, Питер, 2003.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка»Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка» Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка" Выполнила: Махалова Ирина.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Исследовательская деятельность в ДОУ как средство развития личности дошкольника
Опубликовано: 16 ноября 2024 в 06:56
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательская деятельность в ДОУ как средство развития личности дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Гирик в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД