Таисия Макеева
Исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно дошкольник. Ребёнок активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Мы знаем, что у выпускника дошкольного учреждения должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности, которые являются фундаментом для овладения ключевыми компетенциями в начальной школе, составляющим основу умения учиться.
Публикация «Исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Одним из личностных предпосылок учебной деятельности, согласно ФГОС, является развитие познавательных потребностей ребёнка, а именно интерес к собственно познавательным задачам, овладению новыми знаниями и умениями, потребность в творчестве, любознательность, мотивация к достижению успеха.
В нашем дошкольном учреждении развитие экспериментирования и исследовательская деятельность является приоритетной задачей. Цель этой работы – изучить влияние использования опытно-экспериментальной деятельности на развитие познавательного интереса детей.
Первое условие для успешной работы – это наличие материально-технической базы. Для этого в ДОО имеется методическая литература, в каждой группе оформлены уголки экспериментирования, в которых созданы картотеки опытов и экспериментов, согласно своей возрастной группы, есть инструментарий, оборудование и вещества для опытов. Многое сделано из подручных материалов собственными руками, при этом соблюдался принцип безопасности. Конечно, в идеале я думаю, иметь в детском саду минилаборатории, особенно для опытов с веществами.
Мы стараемся, чтобы каждый ребёнок испытывал большую радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы.
Опыты и эксперименты проводятся на специально организованных занятиях, на прогулках, в режимных моментах, в свободной самостоятельной деятельности. Например, на прогулке зимой дети опытным путём определяют, что снег не тает на рукавичке, а на ладошке превращается в воду. Цветная вода на морозе превращается в цветные льдинки. Из сухого песка нельзя лепить, но при этом можно наблюдать за его сыпучестью, а из сырого песка можно строить различные постройки. Весной дети замечают проталины в середине участка, а у забора снег ещё не тает. Совместно с детьми делаем выводы и умозаключения, почему так происходит.
Для экспериментирования на прогулках мы используем технологические карточки, которые у нас имеются по всем возрастным группам и по всем временам года и приемлемы для наших условий.
В исследовательской деятельности используется принцип доступности, учитывается возраст детей. Малышам надо стараться по возможности не сообщать знания в готовом виде, а помочь получить их самостоятельно, подготовив несложный опыт: дети в воду бросают предметы из различных материалов (пластмасса, паролон, губка, железо, камни, ракушки и т. д.). Дети в этом возрасте уже способны устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Я предлагала малышам подержать предметы в руках и выяснили, что одни предметы лёгкие и они плавают, а другие тяжёлые – они тонут.
В средних группах дети уже называют материал, из которого изготовлен предмет и делают вывод, например: железо тонет, а пластмасса плавает.
В старших группах дети уже решают проблему: почему железо тонет, а корабль, построенный из железа – нет. Почему не тонет плот, как сделать, чтобы кусок пластилина не утонул и т. д.
С детьми проводим игры – эксперименты с песком («Волшебное сито», «Живой песок»);
• С водой («Фонтанчик», «Как выйти сухим из воды»)
• С магнитом («Рисуем с помощью магнита», «Парящий самолет» и другие)
Иногда эксперимент возникает спонтанно. Дети играют в игру «Камни, ножницы, бумага», Ваня проиграл, потому что Саша сказал, что ножницами можно разрезать камень. Приглашаю Сашу и Ваню к себе, даю им ножницы и предлагаю проверить можно ли на самом деле разрезать камень ножницами. Дети самостоятельно делают вывод.
Большую возможность для развития познавательного интереса даёт совместная работа с огородом на окне. Здесь дети видят наглядно процессы роста и развития растений, делают самостоятельные выводы. Какие опыты и эксперименты: сажаем разные семена; ранней весной ставим в воду веточку, срезанную с дерева и веточку, найденную на снегу; луковицу сажаем в землю, в опилки, в воду, срезаем и не срезаем верхушку, ставим на свет и в тёмное место, поливаем и не поливаем и т. д. Эта работа учит детей фиксировать результаты наблюдений в дневнике, развивает любознательность, наблюдательность, воспитывает любовь к природе, формирует у детей память и мышление.
На занятиях по изодеятельности малыши замечают, что если плохо промыть кисточку и набрать другую краску, получается другой цвет. Старшие дети уже сами смешиват краски, чтоб получить определённый цвет. Например, из синей и жёлтой краски получается зелёный, из желтой и красной – оранжевый и др.
Также проводятся специальные ООД, посвящённые одной теме, например: вода, воздух, песок и т. д.
Чтобы занятия были интересными, нужна мотивация. Это может быть включение в игровую ситуацию (приходит письмо, гость: при знакомстве с воздухом прилетает шар Летунчик; создание сюрпризного момента, решение проблемных ситуаций: спасают земной шар от мусора; просмотр презентаций, использование иллюстраций, таблиц, загадок и т. д.).
Известно, что ни одну воспитательную и образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Для этого в уголках для родителей помещены рекомендации по исследовательской работе и её влиянии на развитие познавательного развития детей, проводятся родительские собрания, анкетирование, папки – передвижки, индивидуальные консультации с родителями.
Хочу немного рассказать об одном из занятий, проведённом совместно с родителями. Занятия проводилось с детьми подготовительной группе в конце учебного года, когда у детей уже были сформированы знания и умения по исследовательской деятельности. Образовательное мероприятие прошло в форме соревнования двух групп маленьких ученых: девочек – их команда называлась «Симка» и мальчиков – «Нолик». Занятие проводилось в «лаборатории». Дети опытным путем доказывали те или иные предположения, например: может ли линейка петь, доказывали, что воздух работает и т. д., отвечали на вопросы, отгадывали загадки и ребусы, играли в игру «Магнитная рыбалка». Родители тоже принимали участие: получали заданный цвет из двух красок (из красной и зеленой - коричневую краску, а смешав красную и синюю краску – фиолетовую). Не справились родители с заданием заставить плавать два куска пластилина. С детьми мы уже проводили этот опыт и им пришлось выручать своих родителей. Каждая минута такого общения родителей с ребёнком обогащает его, формирует его личность, сближает родителей и детей.
В заключении хочу отметить, что на этапе завершения дошкольного уровня образования, результатом успешной работы по организации опытно-экспериментальной деятельности можно считать собственную активность детей, так или иначе связанная с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и применяет их как собственные, наличие этих качеств у ребёнка свидетельствует о его любознательности, познавательной активности.
Не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им придется жить.