ирина федотова
Исследовательская деятельность детей
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательская деятельность детей
Для познания исторически накопленного опыта применяется множество приемов и средств, однако все они укладываются в пять общедидактических методов обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения и исследовательский.
Что понимается под исследовательским методом обучения дошкольников?
* Ребенок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях.
Публикация «Исследовательская деятельность детей» размещена в разделах
* Познавательная деятельность детей состоит в поиске и решении сложных вопросов требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.
* Основные составляющие процесса исследования : выявление проблемы, формулирование гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты.
* Принцип поэтапности в организации исследовательского поиска детей, который основан на постепенном сокращении сообщаемой педагогом информации и увеличении самостоятельной деятельности дошкольников.
Чтобы исследовательская деятельность вызывала интерес у детей, необходимо подбирать содержание, доступное их пониманию. Окружающий мир, природа наиболее близки и понятны ребенку. В процессе исследования знания об окружающем мире постепенно обогащаются и систематизируются, детские фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного и непонятного.
При решении проблемных ситуаций рекомендуется использовать следующие методические приемы:
• Подвести детей к противоречию и предложить самим найти способ его разрешения;
• Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос и предложить выбрать и обосновать наиболее правильную;
• Предложить рассмотреть явление с позиций людей разных профессий (космонавта, врача, повара и т. д);
• Поставить конкретные вопросы, побуждающие делать сравнения, выводы, сопоставлять факты;
• Поставить проблемные задачи (например с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными и др.).
Приведем примеры организации исследовательской деятельности детей.
Занятие
Исследовательская задача. Доказать, что вес предметов не зависит от их величины.
Материал. Два ведёрка, рейка с крючками (весы, вата, песок, маленькие камешки и другие мелкие предметы.
Ход занятия
1. К концам рейки подвесьте ведёрки. Насыпьте в одно ведёрко немного песка. Что произошло? Как достичь равновесия? Насыпьте в другое ведёрко столько песка, чтобы достигнуть равновесия. Можно ли сказать, что в обоих ведёрках одинаковое количество песка? Объясните почему.
2. В одно ведёрко положите маленький камешек, в другое вату. Попробуйте достичь равновесия. Можно ли сказать, что вес ведёрок с ватой и камешком одинаков? Почему потребовалось так много ваты, чтобы её вес был равен весу одного маленького камешка?
3. Поэкспериментируйте с другими предметами. Какой можно сделать вывод о соотношении веса предмета и его величины? Вес предмета не всегда зависит от его величины. Маленький предмет может быть тяжёлым, а большой лёгким.
4. Как вы думаете, вес сухих и сырых предметов одинаков? Как это можно доказать? Насыпьте в оба ведёрка одинаковое количество песка. Добавьте в одно ведерко воды. Вес какого ведерка теперь больше? Почему? Какой можно сделать вывод?
Когда исследование закончено и сделаны выводы, можно задать вопрос:
«Как определить, правильный ли вывод мы сделали?» Детей следует подвести к мысли о том, что результаты исследования являются достоверными, если при повторении эксперимента они не изменятся.