Безуглая Галина
Поисково-исследовательская деятельность «Мыльные пузыри» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Поисково-исследовательская деятельность
для детей 4-5 лет Воспитатель Безуглая Г. Г.
ЦЕЛЬ: развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
• Закрепить представления детей о свойствах мыла (цвет, форма, запах, о его назначении)
Публикация «Поисково-исследовательская деятельность „Мыльные пузыри“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Мыло, мыльные пузыри
- Мыльные пузыри. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
• Познакомить со способом изготовления мыльных пузырей.
Развивающие:
• Развивать любознательность, наблюдательность, познавательные процессы: мышление, речь, внимание, восприятие.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность, аккуратность при работе с мыльной пеной.
• Воспитывать умение работать в паре.
Ход НОД:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
Приветствие
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы по кругу пойдём.
Хоровод заведём (ходьба по кругу)
- С добрым утром, ребята!
- С добрым утром, дорогие гости!
Воспитатель: Ребята, Я вижу, что у Вас сегодня хорошее настроение. Давайте поздороваемся с нашими гостями. Улыбнемся и подарим им хорошее настроение.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в детский сад пришло видеописьмо. Посмотрите на экран.
Слайд 1. На экране появляется мыльный Пузырик
Пузырик : Здравствуйте, ребята! Меня зовут Пузырик. Вас так много и вы, наверное, все дружите? А моих друзей–пузырят вы случайно не видели? Я нигде не могу их найти. Моя мама говорит, что они появляются из волшебных кирпичиков, которые лежат в этой коробке. Я их грел, кормил, тер, но пузырята так и не появились. Может, вы мне поможете?
Воспитатель: Ребята, поможем Пузырику?
Дети: Да, поможем.
Воспитатель: Пузырик, мы обязательно с ребятами постараемся помочь тебе отыскать твоих друзей.
Пузырик : Большое Вам спасибо. Тогда я отправляю Вам посылкой коробку с волшебными кирпичиками. До встречи, ребята!
Слайд 2.
Воспитатель: Интересно, про какие волшебные «кирпичики» говорит Пузырик?
Слайд 3. Стук в дверь. Почтальон приносит посылку.
Воспитатель: А вот и пришла посылка от Пузырика.
Воспитатель (заглядывает в коробку) : А вот и волшебные кирпичики.
- Сейчас вы их увидите. Наверное, когда вы их увидите, вы сразу догадаетесь, что это такое.
Воспитатель открывает коробку и достает мыло из коробки.
Воспитатель: Ребята, вы узнали эти «кирпичики»?
Дети: Это мыло.
Воспитатель: Конечно же, это мыло.
Воспитатель: Чтобы узнать предмет, надо лучше с ним познакомиться. А давайте с вами расскажем о мыле с помощью наших верных помощников. Согласны?
Воспитатель: Как вы думаете, какие помощники нашего тела помогут нам в этом? Давайте внимательно посмотрим на экран и назовем их.
Слайд 4. На экране появляются картинки с изображением глаз, ушей, носа и рта.
Дети: Глаза, уши, рот, нос, руки.
Воспитатель: Берите по кусочку – кому какое мыло нравится. Здесь его много, всем хватит.
Слайд 5. На экране появляется картинка с изображением глаз.
Воспитатель: Первый наш помощник – глаза.
- Какого оно цвета?
- Посмотрите и скажите, какой формы эти куски мыла?
Ответы детей.
Слайд 6. На экране появляется картинка с изображением ушей.
Воспитатель: Следующий помощник – уши.
- Давайте с Вами поднесем мыло к уху и послушаем. Вы что-нибудь слышите?
Ответы детей.
Слайд 7. На экране появляются картинки с изображением губ и языка.
Воспитатель: А рот с язычком нам помогут?
Ответы детей.
Воспитатель: Какой помощник нам еще поможет?
Слайд 8. На экране появляется картинка с изображением носа.
- Что он говорит о предмете? Есть у мыла запах? Назовите, аромат чего он вам напоминает? Одинаково ли пахнут все кусочки мыла? Понюхайте два разных кусочка.
Ответы детей.
Воспитатель: Да, мыло имеет разный запах. Про него говорят, что оно душистое, ароматное.
Слайд 9. На экране появляется картинка с изображением рук.
Воспитатель: И еще один наш верный помощник – это наши руки.
Воспитатель: Погладьте кусочек мыла. Какое оно на ощупь, гладкое или шероховатое?
Дети: Гладкое, скользкое, твердое.
Воспитатель: А какое ещё бывает мыло.
Дети: Жидкое.
Воспитатель: Вот мы и рассказали все об этом предмете. А для чего же нам нужно мыло?
Дети: Умываться, стирать, купаться.
Воспитатель: Вот только как с помощью мыла нам получить мыльные пузыри?
Ответы детей.
Воспитатель: Скажите, ребята, а вы хотите сами научится делать раствор для мыльных пузырей?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Тогда я предлагаю Вам сегодня стать настоящими волшебниками и самостоятельно приготовить мыльный раствор для пузырей. Согласны?
Дети: Согласны.
Воспитатель: А для этого мы с Вами отправится в лабораторию «Удивительных открытий».
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория и чем в ней занимаются?
Слайд 10. Изображение лаборатории.
Ответы детей. Пояснение педагога.
Воспитатель: Перед тем, как отправится в лабораторию предлагаю Вам познакомиться с правилами поведения в лаборатории. Посмотрите внимательно на экран.
- Можно: внимательно смотреть, слушать, думать. Но только с разрешения взрослого трогать предметы и нюхать предметы.
Слайд 11, 12. Картинки с изображением правил поведения.
Категорически нельзя: смеяться, громко разговаривать.
Слайд13. Картинки, объясняющие правила работы с мылом.
А какие правила необходимо помнить при работе с мылом?
Звучит музыка, дети превращаются в волшебников и отправляются в лабораторию.
Слайд 14. Превращение в волшебников.
Воспитатель:
- Приглашаю вас в лабораторию.
- Располагайтесь, так как вам удобно, можете работать стоя или сидя.
Слайд 15. Изображение лаборатории.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что нам понадобится при изготовлении мыльного раствора?
Дети: Мыло, вода.
Воспитатель: Правильно, для приготовления мыльного раствора нам понадобится мыло и вода.
Воспитатель: Мыло у нас уже есть. А теперь внимательно посмотрите, у каждого из Вас на столе стоит емкость с водой.
- Посмотрите и скажите мне, какая вода по цвету?
Дети: Прозрачная.
Воспитатель: А есть ли запах у воды?
Дети: Нет, вода без запаха.
Воспитатель: А теперь потрогайте воду пальчиком. Какая она?
Дети: Теплая.
Воспитатель: Для того, чтобы получить мыльный раствор, нам необходимо опустить кусочек мыла в воду. Опускайте. А теперь потрите мыло между ладошками.
Дети опускают кусок мыла в воду и трут его руками.
Воспитатель: Скажите мне, ребята, какое мыло стало в воде?
Дети: Скользкое.
Воспитатель: Правильно, скользкое.
- А теперь посмотрите, что произошло с водой.
Дети: стала мутная.
Воспитатель: Да, действительно, вода была прозрачная, а теперь стала белая, мутная.
- А есть ли теперь запах у воды.
Дети: Да, есть.
Воспитатель: Мы с Вами получили мыльный раствор, а пузырьки так и не появились. Давайте с Вами вспомним, что же находится внутри мыльного пузыря.
Дети: Воздух.
Воспитатель: Я предлагаю Вам подуть на мыльную воду, может тогда получатся пузыри.
Дети дуют на воду.
Воспитатель: Не получается. А давайте попробуем подуть с помощью трубочки.
Педагог предлагает детям взять трубочки.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как мы будем дуть в трубочку. Для этого подуйте себя на ладошку. Точно также Вы будете дуть в трубочку. Опускайте ее в воду, а теперь дуйте в нее.
Дети опускают трубочки в емкость с водой, дуют.
Воспитатель: Получились у Вас пузыри?
Дети: Да.
Воспитатель: Какие у вас пузыри получились?
Дети: Большие и маленькие, прозрачные, переливаются.
Воспитатель: Ре6ята, а когда так много пузырей и они так крепко держатся друг за друга, что получается.
Дети: Пена.
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте с Вами немножко отдохнем и поиграем с воображаемыми мыльными пузырями. Выходите ко мне.
Слайд 16.
Физкультурная минутка «Мыльный пузырь».
В тепленькой водичке
Разведу я мыло, Движения рук вправо-влево
В трубочку подую,
Чтобы лучше было. Сжимают кулачки, дуют в них.
Как переливаются эти пузыри! Круговые движения руками перед собой
В эти мыльных переливах Руки вверх-вниз
Все нарядно и красиво. Повороты туловища вправо-влево
Только в руки брать нельзя: Грозят пальчиком
Лопнет, попадет в глаза. Хлопок в ладоши
Пусть себе летает. Прыжки на месте
Небо украшает! Машут руками
Воспитатель: Отдохнули, ребята? А теперь возвращаемся на свои рабочие места и продолжаем с Вами творить чудеса.
Слайд 17. Изображение лаборатории.
- Предлагаю Вам взять петельку для выдувания мыльных пузырей. Намочить ее в нашем мыльном растворе и выдуть мыльный пузырь. Ребята, ну что получился мыльный пузырь.
Дети: Нет, не получается.
Воспитатель: Наверное, мы что-то с Вами делаем неправильно. Как же нам быть? Я вспомнила, кто нам сможет помочь. А помочь нам в этом сможет Фея мыльных пузырей. Давайте ее позовем на помощь?
Дети: Давайте.
Слайд 18: На экране появляется Фея мыльных пузырей.
Фея: Здравствуйте, ребята! Я - Фея мыльных пузырей. Я услышала, что Вы говорили обо мне. Вам нужна моя помощь?
Воспитатель: Уважаемая, Фея! Мы с ребятами, пытаемся приготовить раствор для мыльных пузырей, но у нас ничего не получается. Не могла бы ты нам помочь?
Фея: Конечно, помогу. Сейчас я Вам покажу, что Вам понадобится для этого.
Слайд 19. Изображение ингредиентов для приготовления мыльных пузырей.
Воспитатель: Ребята, так из чего Фея предлагает нам сделать мыльные пузыри.
Дети: Из воды, стружки мыла, шампуня и сахара. Посмотрите, если эти предметы у Вас на столах?
Слайд 20. Изображение Феи.
Фея: А вот и сам рецепт. Смотрите внимательно и запоминайте.
Слайды 21- 2. Рецепт приготовления мыльных пузырей.
Слайд 26. Изображение лаборатории.
ОПЫТ по приготовлению мыльных пузырей.
Воспитатель: И так, ребята, приступаем к приготовлению раствора.
- Возьмите у себя на столе стакан с двумя полосками. И налейте в него воду до красной полоски. Затем перелейте воду в пустую емкость.
-Затем, возьмите чайную ложку, наберите мыльной стружки. И высыпьте ее туда же.
-А теперь возьмите мерный стакан и налейте в него шампунь до этой зеленой полоски. Перелейте его в ту же тарелку.
-А сейчас мы берем с вами чайную ложку и добавляем в тарелку две ложки сахара. Пересыпаем в тарелку.
-Теперь все это мы хорошо с вами перемешиваем.
-Хорошо перемешали?
Дети: Да.
Воспитатель: Возьмите петельку для мыльных пузырей опустите в наш раствор и попробуйте выдать пузырь.
- Ну что, ребята, получилось?
Дети: Да, получилось.
Воспитатель: Предлагаю Вам перелить мыльный раствор в пустые баночки для мыльных пузырей. Для этого Вам понадобится воронка.
Слайд 27. Почтальон отправляет посылку.
Воспитатель:
- А теперь давайте поскорее отправим наш раствор мыльному Пузырику.
Дети складывают в коробку баночки с мыльными Пузырями, воспитатель уносит их за ширму.
Воспитатель: Надо обязательно поблагодарить Фею.
Слайды 28. Изображение Феи.
Фея: Ну что, ребята. Я вижу, что у Вас все получилось.
Воспитатель: Спасибо тебе Фея, твой рецепт нам очень помог.
Фея: Пожалуйста, я была рада Вам помочь! Вы так старались, молодцы! До свидания, ребята. До новых встреч!
Слайды 29-30. На экране появляется Пузырь, он выдувает мыльные пузыри. Затем появляются его друзья.
Слайды 31-32. Изображение Пузырика.
Пузырик : Ребята, огромное Вам спасибо! Вы помогли мне найти друзей-пузырят. Теперь мне не будет скучно, у меня теперь много друзей.
- Спасибо Вам большое! А в благодарность за это, я хочу Вам подарить вот такие весёлые воздушные шарики.
Воспитатель:
- Ребята, вы сегодня очень хорошо работали, справились со всеми заданиями.
- Вы большие молодцы!