Приложение МААМ

Исследовательская деятельность детей 6–7 лет как средство познавательного развития

Елена Иванова
Исследовательская деятельность детей 6–7 лет как средство познавательного развития
▼ Скачать + Заказать документы

Цели познавательно – исследовательской деятельности.

Целью моей работы было:

- способствовать развитию у детей познавательной активности,

любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей,

стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:

Публикация «Исследовательская деятельность детей 6–7 лет как средство познавательного развития» размещена в разделах

Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство

с элементарными знаниями из различных областей:

- развитие у детей представления о свойствах веществ;

к

- выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания,

фильтрования;

- развитие у детей элементарных представлений об основных физических

свойствах и явлениях (магнетизм, оптика, звук, температура, состояние

веществ, трения, а также электричество);

- развитие представлений о свойствах веществ (вода, песок, глина, воздух,

камень).

Формировать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при

проведении экспериментов.

Развитие у детей познавательных способностей :

- показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во

всем их многообразии и взаимосвязях;

- формировать конкретные представления о животных, растениях, о

сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу;

- вводить детей в жизнь родной природы, учить приглядываться,

подмечать ее особенности.

- мыслительных операций: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

- способов познания путем анализа.

- показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во

всем их многообразии и взаимосвязях;

- формировать конкретные представления о животных, растениях, о

сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу; вводила

детей в жизнь родной природы, учила их приглядываться, подмечать ее

особенности.

Развитие ребенка в социально-личностном направлении:

- развитие коммуникативности;

- совершенствование самостоятельности, наблюдательности;

- развитие самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Активизировать работу по повышению уровня преставлений детей о

неживой природе через взаимодействие с природой.

Актуальность проблемы.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В

условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только

владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими

ориентироваться в окружающей обстановке, решить возникающие проблемы,

быть самостоятельными, творческими личностями. Дети по природе своей -исследователи. «Почему распускаются листья? Куда плывут облака? Зачем кошке усы?»- эти и сотни подобных вопросов они задают взрослым. Ответить на них, ввести ребенка в мир природы, раскрыть его красоту, научить любить и охранять этот мир - одна из основных задач воспитателя.

В процессе исследовательской деятельности дошкольник имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это неопасно. А вот что является безопасным, что можно брать в руки и что не причинит вред здоровью - малышу определить трудно. Тут - то и нужна помощь взрослого.

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе.

Нет ни одного объекта или явления, к которому они не оставались бы

равнодушными. Моя задача развивать и направлять этот интерес, учить,

внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к

ней, умение заботиться о растениях и животных и не терпимо относиться к

бессмысленной порче растений и уничтожению животных. Формы

организации детей, методы и приёмы ознакомления их с природой самые разнообразные, выбор зависит от воспитательно - образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения. Однако основным методом ознакомления природой являются наблюдения, экскурсии, эксперименты.

Экспериментальная деятельность.

Моя экспериментальная работа с детьми опирается на проведении опытов

и экспериментов в уголке экспериментирования и на прогулке. Главное достоинство метода экспериментирования

заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных

сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами

и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует

этим возрастным особенностям.

Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации

со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же

экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными

способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других

людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана

взрослым ребенку, а строится самими детьми.

В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент

саморазвития : преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают

перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в

свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные,

преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом

объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более

сложные цели.

Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то

делом, но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем

экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и

я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно

и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал. Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает,

экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает,

анализирует, сравнивает., то есть активно участвует в образовательном

процессе. Тем быстрее развиваются его познавательные способности, и

повышается познавательная активность.

Давайте же уточним, что такое «эксперимент».

.

Структура эксперимента.

В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих

друг друга этапов.

1. Осознание того, что хочешь узнать.

2. Формирование задачи исследования.

3. Продумывание методики эксперимента.

4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.

5. Прогнозирование результатов.

6. Выполнение работы.

7. Соблюдение правил безопасности.

8. Наблюдение результатов.

9. Фиксирование результатов.

10. Анализ полученных знаний.

11. Словесный отчт об увиденном.

12. Формулирование выводов.

10.4 Классификация экспериментов.

Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

1. По характеру объектов используемых в эксперименте:

- опыты с растениями;

- опыты с животными;

- опыты с объектами неживой природы;

- опыты, объектом которых является человек.

2. По месту проведения опытов:

- в групповой комнате;

- на участке;

- в лесу, в поле и т. д.

3. По количеству детей :

- индивидуальные (1—4 ребенка);

- групповые (5—10 детей);

- коллективные (вся группа).

4. По причине их проведения:

- случайные;

- запланированные;

- поставленные в ответ на вопрос ребенка.

5. По характеру включения в педагогический процесс:

- эпизодические (проводимые от случая к случаю);

- систематические.

6. По продолжительности:

- кратковременные (от 5 до 15 минут);

- длительные (свыше 15 минут).

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

- однократные;

- многократные, или циклические.

8. По месту в цикле:

- первичные;

- повторные;

- заключительные и итоговые.

9. По характеру мыслительных операций:

- констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние

объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);

- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить

изменения в состоянии объекта);

- обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие

закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10. По характеру познавательной деятельности детей :

- иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только

подтверждает знакомые факты);

- поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

- решение экспериментальных задач.

11. По способу применения в аудитории:

- демонстрационные;

- фронтальные.

Демонстрационные эксперименты.

В своей работе я использовала демонстрационные эксперименты.

Демонстрационными называются эксперименты, при которых в аудитории

имеется всего один объект, и этот объект находится в руках воспитателя. Я

сама проводила опыт (демонстрируя его, а дети следили за ходом и

результатами.

Фронтальные эксперименты.

В своей работе я использовала также и фронтальные опыты и

эксперименты.

Фронтальными называют такие наблюдения и эксперименты, при

которых в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках у детей.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная работа в ГБДОУ Опытно-экспериментальная работа в ГБДОУ Актуальность. Опыты и эксперименты в дошкольном возрасте, как средство развития у детей познавательной.

План работы в детской мини-лаборатории с детьми старшего дошкольного возраста .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская деятельность детей 6–7 лет как средство познавательного развития
Опубликовано: 13 апреля 2015 в 21:11
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательская деятельность детей 6–7 лет как средство познавательного развития» (включая файлы) размещена пользователем Елена Иванова (УИ 336069) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД