Бабкина Елена Анатольевна
Исследования речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Отражением интеллектуального и психического развития ребенка является состояние его речи. Качество работы педагогов в разделе «Речевое развитие» напрямую зависит от умения своевременно и адекватно оценить уровень речевого развития, с тем, чтобы с раннего детства использовать потенциальные возможности каждого ребенка для эффективного освоения и познания окружающей действительности.
Публикация «Исследования речи детей» размещена в разделах
Цель логопедического обследования – определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере. Из цели вытекают следующие задачи [1] :
1) выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;
2) выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения;
3) выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности.
Также выделяются задачи:
1) выявление объёма речевых навыков;
2) сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического развития;
3) определение соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой активности и других видов психической деятельности;
4) анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя;
5) определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи. К методам логопедического обследования относят:
- педагогический эксперимент;
- беседу с ребенком;
- наблюдение за ребенком;
- игру.
В качестве дидактического материала могут быть использованы реальные объекты действительности, игрушки и муляжи, сюжетные и предметные картинки, предъявляемые единично, сериями или наборами, устно предъявляемый вербальный материал, карточки с напечатанными заданиями, книги и альбомы, материализованные опоры в виде схем, условных значков и проч.
Характер дидактического материала в каждом конкретном случае будет зависеть:
- от возраста ребенка (чем меньше ребенок, тем реальнее и реалистичнее должны быть объекты, предъявляемые ребенку);
- от уровня развития речи (чем низке уровень развития речи ребенка, тем реалистичнее и реальнее должен быть предъявляемый материал);
- от уровня психического развития ребенка;
- от уровня обученности ребенка (предъявляемый материал должен быть достаточно освоен — но не заучен ребенком).
Материал отбирается в соответствии с социальным опытом ребенка, чтобы не провоцировать возникновения непредвиденных технических трудностей (например, ребенок не может узнать объект на рисунке и поэтому затрудняется назвать его; не знает букв и не может выполнить задание на карточке и проч.) [2].
Необходимо подбирать материал таким образом, чтобы в рамках одного диагностического теста можно было обследовать несколько классов или категории языковых единиц (например, грамматический строй и словарный запас, звукопроизношение и слоговую структуру слова и т. д.).
Процедура диагностического этапа начинается с установления контакта с ребенком. В зависимости от возраста ребенка и его личностно-типологических особенностей она может иметь несколько вариантов.
Однако в любом случае знакомство начинается с того, что логопед, улыбаясь входящему ребенку, здоровается с ним, приглашает его присесть рядом с собой, называет свое имя.
Руководствуясь принципом учета актуального и потенциального уровня, т. е. зоны ближайшего развития (понятие «зона» определяется как
«большая или меньшая возможность перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве» - Л. С. Выготский, целью исследования речи является обеспечение развития основных сторон речи ребенка на среднем и высоком уровне, через своевременное определение и устранение пробелов в речевом развитии ребенка на каждом возрастном этапе.
У ребенка с низким уровнем речевого развития при сохранном интеллекте есть два пути, чтобы довести состояние речи до среднего уровня : своевременное обучение в специальных речевых группах или обеспечение
индивидуального подхода к речевому развитию ребенка с раннего возраста в условиях обычного дошкольного учреждения.
Примерный алгоритм обследования речи ребенка :
- Связная речь обследуется в первую очередь. Коммуникативная сторона не требует специального обследования – достаточно наблюдений воспитателя за речевым общением детей в группе.
Уровень связных высказываний оценивается в беседах по картинкам, пересказу знакомых сказок, рассказыванию стихов, в старшем возрасте по самостоятельному составлению рассказов.
- Во время обследования связной речи воспитатель отмечает, допускает ли ребенок ошибки и какие именно: в падежных окончаниях, в использовании предлогов, в согласовании слов в числе и роде, в искажении структуры слова. То есть одновременно со связной речью исследуется ее грамматическая сторона. Для более точного установления уровня грамматического строя предлагаются небольшие речевые упражнения.
- На этапе обследования связной речи воспитатель внимательно прислушивается к словам, которые использует ребенок. В зависимости от возраста по сюжетной картинке определяет качественную и количественную сторону словарного запаса. Например, в младшем возрасте предлагает ребенку назвать предметы на картинке, их цвет, форму и размер; назвать действия людей или животных и чем они производят эти действия. В более старшем возрасте предлагает назвать настроение и характер персонажей сюжетных картинок и придумать имена для них, где находятся предметы, просит объяснить значение некоторых слов, подобрать более точные глаголы и прилагательные. Для уточнения уровня словарного запаса ребенка предлагается использовать словесные игры.
- В заключении диагностики обследуется фонематическая сторона речи. В младшем возрасте умение различать физические звуки и выделять голосом заданный звук. А старшие дети определяют наличие, место, порядок звуков в слове и сравнивают речевые звуки между собой.
Условия обследования [3] :
- Физическое и эмоциональное состояние ребенка на момент обследования. Испытуемый должен быть здоров и эмоционально настроен на беседу с педагогом.
- Формулировка вопроса. Вопрос должен быть сформулирован коротко, четко, без лишних слов и речевых оборотов, соответствовать возрасту ребенка. Именно это условие является самым важным, так как часто ребенок не может ответить, потому что не понимает, что конкретно от него требуется. А самая распространенная ошибка взрослого – это склонность задавать длинный, много словный, непродуманный вопрос. Чтобы избежать ее, следует сформулировать вопрос заранее и записать его.
- Наглядный материал. Материал должен соответствовать возрасту и подбираться заранее. Комплект картинок для диагностики существует обособленно: используемая наглядность при обучении на занятиях не должна присутствовать при обследовании речи ребенка. На столе размещается только та картинка, по которой идет разговор, а все лишние на данный момент убираются.
Для того, чтобы выявлять проблемы в речевом развитии и определять зону ближайшего развития педагог должен выявить реальное владение речевыми категориями конкретного ребенка на момент обследования таким образом, чтобы не только определить речевые трудности, но и найти то, с чем ребенок справляется в определенном разделе речи, спускаясь от более сложного вопроса к более простому.
Это поможет спланировать работу по восстановлению пробелов в речевых навыках ребенка.
Следует отметить, что не всегда встречаются в чистом виде высокий, средний и низкий уровень речевого развития. Чаще ребенок с чем-то справляется, а в чем-то затрудняется. В таких случаях лучше ориентироваться на средний уровень. Если испытуемый выполняет правильно примерно 70% заданий, то его речевое развитие можно оценить,
как «выше среднего». Если менее 70%, то «ниже среднего». На самом деле такой результат говорит о потенциале, который следует использовать для поднятия имеющегося речевого уровня до более высокого.
Таким образом, оценочная шкала может состоять из 5-ти уровней: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий.
Необходимо отметить, что материал для обследования отбирается индивидуально, но в рамках некоторых нормативов, характеризующих определенный возрастной период в жизни ребенка и его социальное окружение (городской ребенок, сельский ребенок, ребенок из неблагополучной семьи, сирота, отдаленные поселения — изоляторы, представители других национальностей и др.). В настоящее время эти нормативы не определены ни количественно, ни качественно и определяются скорее интуитивно, исходя из опыта аналогичной работы. Это, безусловно, затрудняет процесс анализа полученных результатов. Тем не менее знание законов развития речи в онтогенезе поможет логопеду правильно отобрать языковой материал и виды работы по обследованию детей.
Обследование детей разных возрастных групп и разной степени обученности будет строиться по-разному. Однако существуют общие принципы проведения обследования [1] :
1. Комплексность и системность:
- изучение разных сторон речи в единстве и взаимосвязях;
- рассмотрение речи в единстве с познанием и общением ребенка.
2. Единство задач диагностики и критериев анализа результатов с позиций речевых новообразований для данного периода развития речи.
3. Мотивированность диагностики для ребенка, что позволяет получить более высокий результат.
4. Компактность диагностики.
Соответствие методики диагностики развития речи названным принципам позволяет делать вывод, во-первых, о целесообразности использования диагностики в педагогическом процессе; во-вторых,
сформулировать рекомендации к использованию той или иной диагностики в педагогическом процессе.
5. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает, что отбор заданий, их формулировки и наполнение вербальным и невербальным материалом должны соотноситься с уровнем реального психоречевого развития ребенка и учитывать специфику его социального окружения и личностного развития.
6. Исследование рационально проводить в направлении от общего к частному. Сначала специалист выявляет проблемы в развитии речи ребенка, а затем эти проблемы рассматриваются пристальнее, подвергаются количественному и качественному анализу.
7. От продуктивных видов речевой деятельности — к рецептивным. Исходя из данного принципа, в первую очередь обследуются такие виды речевой деятельности, как говорение и письменная речь (или чаще в логопедии говорится о самостоятельной письменной речи, под которой имеются в виду письменные высказывания, имеющие коммуникативную направленность — сочинения).
Письменная речь обследуется только у школьников, прошедших обучение и имеющих опыт написания подобных работ. При наличии диагностических признаков неблагополучия в продуктивных высказываниях или жалоб со стороны родителей рекомендуется проводить исследование по изучению состоянии рецептивных видов деятельности: аудирования и чтения.
При изучении детей дошкольного возраста так же должны быть учтены следующие принципы:
- онтогенетический принцип (учет последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе);
- этиопатогенетический (учет симптоматики речевой аномалии);
- деятельностный (учет ведущей возрастной деятельности);
- взаимосвязь речевого и общего психического развития.
В процессе изучения логопед должен выявить объем речевых навыков у ребенка с речевой аномалией, сопоставить его с возрастными нормативами, а также с уровнем психического развития, определить соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой и коммуникативной активности и других видов психической деятельности.
При выявлении речевых дефектов необходимо проанализировать взаимодействие между процессом овладения звуковой стороны речи, развитием лексического запаса и грамматического строя.
Не менее важно также определить соотношение развития экспрессивной и импрессивной речи ребенка, выявить компенсаторную роль сохранных звеньев речевой функции, сопоставить уровень развития языковых средств с их активным использованием в речевом общении [5].
В связи с этим выделяются несколько этапов обследования ребенка.
Г. В. Чиркиной и Т. Б. Филичевой (1991) выделены следующие этапы логопедического обследования детей :
1) ориентировочный этап, на котором проводится сбор анамнеза (опрос родителей, изучение специальной документации) и установление контакта с ребёнком; на основе полученных данных предварительно определяется речевой дефект.
2) дифференцировочный этап, включающий в себя обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения первичной речевой патологии детей от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха, зрения, интеллекта;
3) основной – обследование всех компонентов языковой системы (собственно логопедическое обследование);
4) заключительный (уточняющий этап, включает динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.
При возникновении трудностей или разногласий педагогов, специалистов, родителей в определении уровня речевого развития дошкольника, следует проводить углубленную диагностику речи конкретного
ребенка, что даст развернутую картину состояния речи ребенка. Углубленную, развернутую диагностику помогут провести специалисты – логопеды и психологи в детском саду, школе или в медико-психолого-педагогической комиссии.