Нестеркова Наталья Юрьевна
Исследование уровня сформированности навыков фонематического синтеза у старших дошкольников с ФФН
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Представлены результаты изучение уровня сформированности навыков звукового синтеза у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием. Выявили, что у большинства дошкольников с ФФНР средний уровень сформированности навыка фонематического синтеза. У 23% воспитанников установили низкий уровень развития фонематического синтеза, отмечаются трудности со слиянием звуков в слово, у 16% дошкольников очень низкий уровень сформированности навыка фонематического синтеза, дети называли слова наугад или не могли выполнить задание и отказывались.
Публикация «Исследование уровня сформированности навыков фонематического синтеза у старших дошкольников с ФФН» размещена в разделах
Ключевые слова
Дошкольники, фонематический синтез, фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
В настоящее время в дошкольном возрасте сформированность фонематических процессов играет важную роль, данные процессы являются базой для дальнейшего развития звукопроизношения, становления навыков слогового анализа и синтеза, развития грамматики и в будущем обусловливают успешность овладения чтением и письмом.
«Умение соединять каждый отдельный звук в слове, в целое слово, с последующим узнаванием этого слова – является фонематическим синтезом» [3, с. 373]. Такие ученые как Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева и др., указывают, что при фонетико-фонематическом недоразвитии основными проявлениями являются незавершенность формирования процессов произношения и дифференциации на слух фонем, близких по акустико-артикуляционным характеристикам [1].
Целью нашего исследования проведенного на базе ДОУ «Центр развития ребенка» детский сад № г. Белгорода в 2022 - 2023 годах стало изучения уровня сформированности навыков звукового синтеза у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием. В эксперименте участвовали 12 дошкольников, имеющих заключение ТПМПК: фонетико-фонематическое недоразвитие речи. В начале учебного года провели диагностику воспитанников. Для выявления сформированности навыков звукового синтеза у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием, использовали методику Р. И. Лалаевой [2].
Перейдем непосредственно к анализу результатов исследования. Обобщенные результаты изучения уровня сформированности навыков звукового синтеза у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием представлены на рисунке 1.
Рис. 1 Обобщенные результаты изучения уровня сформированности навыков звукового синтеза у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием, %
Анализ результатов, изучения состояния навыка фонематического синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием показал, что у 61% воспитанников средний уровень развития данного навыка. Дошкольники допускали единичные ошибки при соединении звуков в целые слова, дети пытались соединить звуки, но иногда не понимали получившегося слова.
Низкий показатель навыка фонематического синтеза установили у 23% дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием, дети частично выполнили задания, допустили ошибки при составлении слова из звуков, данных в нарушенной последовательности.
У остальных обучающихся (16%) выявили очень низкий уровень навыка фонематического синтеза, дети не справились с заданиями. Дошкольники либо называли слова наугад, никак не соотнося с данными звуками, либо вообще ничего не могли сказать.
Таким образом, изучение специфики фонематического синтеза у дошкольников дает представление о процессе его формирования и возникающих трудностях, полученные данные имеют важность для индивидуализации и организации образовательного процесса узких специалистов сада и воспитателей, более грамотному подбору учебного материал, составлению дидактических заданий.
Список использованной литературы:
1. Жукова, Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М. : Эксмо, 2016. – 286 с.
2. Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей [Текст] / Р. И. Лалаева. – СПб., 2004. – 240 с.
3. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 400 с.