Папки-передвижки

Исследование уровня сформированности навыков фонематического синтеза у старших дошкольников с ФФН

Нестеркова Наталья Юрьевна
Исследование уровня сформированности навыков фонематического синтеза у старших дошкольников с ФФН
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация

Представлены результаты изучение уровня сформированности навыков звукового синтеза у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием. Выявили, что у большинства дошкольников с ФФНР средний уровень сформированности навыка фонематического синтеза. У 23% воспитанников установили низкий уровень развития фонематического синтеза, отмечаются трудности со слиянием звуков в слово, у 16% дошкольников очень низкий уровень сформированности навыка фонематического синтеза, дети называли слова наугад или не могли выполнить задание и отказывались.

Публикация «Исследование уровня сформированности навыков фонематического синтеза у старших дошкольников с ФФН» размещена в разделах

Ключевые слова

Дошкольники, фонематический синтез, фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

В настоящее время в дошкольном возрасте сформированность фонематических процессов играет важную роль, данные процессы являются базой для дальнейшего развития звукопроизношения, становления навыков слогового анализа и синтеза, развития грамматики и в будущем обусловливают успешность овладения чтением и письмом.

«Умение соединять каждый отдельный звук в слове, в целое слово, с последующим узнаванием этого слова – является фонематическим синтезом» [3, с. 373]. Такие ученые как Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева и др., указывают, что при фонетико-фонематическом недоразвитии основными проявлениями являются незавершенность формирования процессов произношения и дифференциации на слух фонем, близких по акустико-артикуляционным характеристикам [1].

Целью нашего исследования проведенного на базе ДОУ «Центр развития ребенка» детский сад № г. Белгорода в 2022 - 2023 годах стало изучения уровня сформированности навыков звукового синтеза у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием. В эксперименте участвовали 12 дошкольников, имеющих заключение ТПМПК: фонетико-фонематическое недоразвитие речи. В начале учебного года провели диагностику воспитанников. Для выявления сформированности навыков звукового синтеза у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием, использовали методику Р. И. Лалаевой [2].

Перейдем непосредственно к анализу результатов исследования. Обобщенные результаты изучения уровня сформированности навыков звукового синтеза у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием представлены на рисунке 1.

Рис. 1 Обобщенные результаты изучения уровня сформированности навыков звукового синтеза у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием, %

Анализ результатов, изучения состояния навыка фонематического синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием показал, что у 61% воспитанников средний уровень развития данного навыка. Дошкольники допускали единичные ошибки при соединении звуков в целые слова, дети пытались соединить звуки, но иногда не понимали получившегося слова.

Низкий показатель навыка фонематического синтеза установили у 23% дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием, дети частично выполнили задания, допустили ошибки при составлении слова из звуков, данных в нарушенной последовательности.

У остальных обучающихся (16%) выявили очень низкий уровень навыка фонематического синтеза, дети не справились с заданиями. Дошкольники либо называли слова наугад, никак не соотнося с данными звуками, либо вообще ничего не могли сказать.

Таким образом, изучение специфики фонематического синтеза у дошкольников дает представление о процессе его формирования и возникающих трудностях, полученные данные имеют важность для индивидуализации и организации образовательного процесса узких специалистов сада и воспитателей, более грамотному подбору учебного материал, составлению дидактических заданий.

Список использованной литературы:

1. Жукова, Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М. : Эксмо, 2016. – 286 с.

2. Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей [Текст] / Р. И. Лалаева. – СПб., 2004. – 240 с.

3. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 400 с.

Публикации по теме:

Игра для развития графических навыков дошкольников «Украсим ёлочный шар»Игра для развития графических навыков дошкольников «Украсим ёлочный шар» Игра на развитие графических навыков для дошкольников. Назвали мы её "Украсим ёлочный шар". Цель игры: развитие графических навыков,мелкой.

Беседа по формированию культурно-гигиенических навыков «История про Шампуньку» для старших дошкольников Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: - совершенствовать представление о значимости.

Дидактическая игра по речевому развитию и развитию фонематического слуха для дошкольников «Помоги Коту»Дидактическая игра по речевому развитию и развитию фонематического слуха для дошкольников «Помоги Коту» Цели игры: -развитие фонематического слуха детей -развитие речеслухового внимания -закрепление умения детей выделять звук в любой позиции.

Консультация для педагогов «Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)»Консультация для педагогов «Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)» Консультация для педагогов "Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)". Выявление уровня.

Формирование классификационных навыков у дошкольников посредством ТРИЗ технологии Тенденция структурировать опыт – базовое свойство человека (Ж. Пиаже). С помощью классификации люди не только упорядочивают перцептивный.

Формирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтезаФормирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтеза Метод моделирования - как инновационный подход в работе по формированию у детей представлений о структурных единицах языковой системы и.

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возрастаПособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Цель: формирование.

Самообслуживание как важная форма развития трудовых навыков дошкольников Самообслуживание является одним из видов труда дошкольников. Что же такое самообслуживание? Это труд ребёнка, направленный на обслуживание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследование уровня сформированности навыков фонематического синтеза у старших дошкольников с ФФН
Опубликовано: 11 августа 2023 в 16:35
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследование уровня сформированности навыков фонематического синтеза у старших дошкольников с ФФН» (включая файлы) размещена пользователем Нестеркова Наталья Юрьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД