Ирина Павлова
Исследование состояния невербального интеллекта у неговорящих детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Моторная алалия – это первичная несформированность экспрессивной речи, вызванная поражением мозговых центров во внутриутробном или доречевом периоде. Характеризуется отсутствием или дефицитарностью устного высказывания. Из неречевых симптомов типичны неразвитость моторики, заторможенность (реже – гиперактивность, нарушения ВПФ. Интеллект, физический слух, строение периферических речевых органов и понимание речи не нарушены. Обследование включает сбор анамнеза, исследование праксиса и артикуляционной моторики, речевого статуса. Логопедическая коррекция ведется поэтапно: запуск речи, наращивание словаря, формирование связного высказывания и грамматики, усовершенствование звуко-слоговой структуры. Тяжесть речевого недоразвития может варьировать от незначительных вербальных трудностей до отсутствия разговорной речи. В последнем случае моторных алаликов иногда называют «неговорящими» или «безречевыми» детьми. Нарушения охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны.
Публикация «Исследование состояния невербального интеллекта у неговорящих детей 3–4 лет» размещена в разделах
Ранний этап развития протекает с бедными речевыми реакциями, иногда у ребенка совсем отсутствует лепет. Первые слова появляются к 3-4 годам или позднее. В процессе коммуникации дети пользуются звукоподражанием, жестами и примитивными лепетными словами. Речь изобилует литеральными парафазиями (звуковыми заменами, элизиями (пропусками фонем, персеверациями (повторением звуков или слогов, контаминациями (соединением слогов из разных слов).
Важнейший этап логопедической диагностики неговорящего ребёнка - оценка невербального интеллекта. Благодаря ей мы можем дифференцировать моторную алалию от интеллектуальных нарушений различного вида.
Для оценки невербального интеллекта логопед может использовать следующие методики и пособия.
1. Пирамидка из 4-5 колец.
2. Формочки-вкладыши малоконтрастные.
3. Матрешка 3-4-составная.
4. Вкладыши Монтессори, доски Сегена (9 фигур).
5. Разрезные картинки по образцу (3 части).
7. Срисовывание круга, креста.
8. Рисунок человека.
9. Модифицированная методика Витцлака.
10. Группировка по цвету.
Тонкая моторика.
1. Работа с мозаикой среднего калибра (5-6 мм).
2. Нанизывание 4-5 бусин диаметром 1 см на плотный шнур.
3. Элементарные навыки разрезания бумаги детскими ножницами.
Изучение неречевых функций включает также:
1. Ориентировку в окружающем пространстве. Показать верх/низ, окно, дверь.
2. Ориентировку на плоскости.
3. Исследование праксиса позы при имитации движений.
4. Способность к переключению движений. Повторить за взрослым по два движения.
5. Исследование праксиса позы, возможность дифференцированных движений пальцев, способности к переключению при выполнении проб на мелкую моторику.
6. Исследование орального праксиса.
7. Исследование конструктивного праксиса.
8. Исследование сформированности операций зрительно-пространственного анализа и синтеза и последовательной реализации конструктивной деятельности.
Обязательно изучение невербальных компонентов коммуникации:
1. Способность к подражанию. Копировать жесты и мимику.
2. Использования коммуникативно значимых жестов (да, нет, хочу, дай). Понимания жестов и выразительных движений (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест, жест отрицания).
3. Способность изображать и играть роль. - «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка», «Идет слон», «Бежит собачка», «Крадется лиса».