Равза Измайлова
Проект «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
Измайловой Равзы Маиновны
воспитателя МДОУ детский сад №4 г. Рассказово
ТЕМА: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»
(Приобщение к закаливающим мероприятиям детей младшего до-школьного возраста в летний период)
«Для здоровья одинаково
необходимы четыре условия:
физические нагрузки,
ограничения в питании,
закалка и умение отдыхать».
Н. Амосов
АКТУАЛЬНОСТЬ
Публикация «Проект „Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья“» размещена в разделах
Жизнь выдвигает перед нами повелительное требование рассматривать физическое воспитание не только как охраняющую и укрепляющую здоровье, но и как закаливающую силу. Закалка лежит в основе нашего характера, в неповторимой и самобытной русской душе.
Организм дошкольника уже несколько окрепший. Это не ребенок ясельного возраста с его общей неустойчивостью. Но все же его чувстви-тельность еще повышенная, раздражительность велика. Ребенок младшего дошкольного возраста отличается большей пластичностью и гибкостью психофизической организации.
Таким образом, младший дошкольный возраст представляет собой, с точки зрения закаливания, благодатную почву. Огромная роль закаливания в дошкольном возрасте становится еще яснее, если учесть, что именно тогда, когда закаливание проводится систематически, с раннего детства, мы получаем благотворные результаты на всю жизнь, и наоборот, если в детстве ребенок был изнежен, то это может привести к тяжелым последствиям.
Проект направлен на приобщение детей младшего дошкольного возраста к закаливающим мероприятиям в летний период, мотивации на внедрение здорового образа жизни через осуществление системной работы в рамках единой комплексной оздоровительно-развивающей среды. Реализация проекта позволит наладить механизм взаимодействия между родителями, воспитателем, инструктором по физкультуре и другими специалистами, заинтересованными в решении данной проблемы.
Проанализировав заболеваемость детей за прошедший год. Я пришла к выводу, для того чтобы в новом учебном году заболеваемость детей снизилась необходимо заняться закаливающими мероприятиями с детьми и начать эту работу лучше всего в летний период. Лето – самый теплый и благодатный период года, когда ребенок получает максимальное количество солнечного тепла, находится максимальное время на свежем воздухе и т. д.
ПРОБЛЕМА
Как, обеспечить в дошкольном образовательном учреждении внедрение в повседневную жизнь системы эффективных закаливающих процедур в условиях постоянно ухудшающейся экологической обстановки.
ПРОТИВОРЕЧИЯ
Постановка данной проблемы во многом вызвана имеющимися в настоящее время противоречиями:
- с одной стороны – между отрицательной динамикой здоровья детей;
- с другой стороны – между недостаточным количеством знаний и умений родителей в использовании закаливающих мероприятий в домашних условиях.
Поэтому возникает необходимость расширения исследований в этой сфере.
ГИПОТЕЗА
Если осуществлять системную работу по внедрению закаливающих мероприятий в рамках единой комплексной оздоровительно-развивающей среды, то приведет дошкольников к формированию устойчивых навыков здорового образа жизни.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Приобщение к закаливающим мероприятиям детей младшего до-школьного возраста в летний период
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Методические
• Проанализировать педагогическую литературу и передовой опыт учителей по данной проблеме;
• Провести комплексный мониторинг здоровья детей, анкетирование родителей воспитанников;
• Разработать перспективное планирование с включением закаливающих мероприятий;
• Разработать дидактический материал для организации и проведения занятий;
• Проанализировать полученные результаты.
Образовательные
• Формировать у детей первичные представления о закаливающих процедурах;
• Учить выполнять гимнастические упражнения, дыхательные гимнастики, релаксационные упражнения;
• Сформировать простейшие представления о закаливающих мероприятиях, направленных на сохранение здоровья;
Воспитательные
• воспитывать умение бережного отношения к своему организму;
• воспитывать потребность в здоровом образе жизни, используя закаливание в повседневной жизни;
Социальные
• создать и апробировать механизм взаимодействия между родителями, воспитателем и другими специалистами, заинтересованными в решении данной проблемы;
• повысить имидж ДОУ.
НОВИЗНА ПРОЕКТА
Создание дидактического материала для организации занятий с детьми младшего дошкольного возраста с использованием закаливающих мероприятий.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• Дети должны познакомиться и использовать специальные закаливаю-щие средства;
• Выполнять гимнастические упражнения, дыхательные гимнастики, ре-лаксационные упражнения;
• Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья;
• Разработано перспективное планирование с включением закаливаю-щих мероприятий;
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Дети 3-4 лет, воспитатели группы, инструктор по физической культуре, ме-дицинская сестра, родители.
ТИП ПРОЕКТА
Практико-ориентированный, групповой.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ
Занятия, самостоятельная деятельность детей, игры, физкультурные занятия с инструктором по физической культуре, тренинги и релаксационные упражнения, работа с родителями.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Краткосрочный с июня по август 2014 года
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№
п/п мероприятие цели ответ-ственные Сроки проведе-ния
I этап - организационный
1. Анкетирование родите-лей «Закаливание: за или против?» Выявить участие
родителей в оздоровлении детей в семье Вос-ль
Родители
Июнь
1 неделя
2. Подбор и изучение ли-тературы
Пополнить педагогические знания Вос-ль Июнь
2 неделя
3. Родительское собрание. Знакомство с результатами анкетирования, пропаганда здорового образа жизни Вос-ли
Родители Июнь
3 неделя
4. Оформление родитель-ского уголка: размеще-ние статей, консульта-ции, рекомендации по теме проекта Просвещать родителей Вос-ль В тече-ние всего проекта
5. Мониторинг заболевае-мости Выявление уровня заболева-емости детей. Вос-ль Июнь
1 неделя
II этап - основной
6. Чтение произведения С. Михалкова «Про ми-мозу» Формировать понятие о здо-ровье и как о нем заботиться Вос-ль Июнь
1 неделя
7. Занятие с детьми
«Я и природа» Расширять знания детей о благотворном влиянии при-роды на здоровье человека Вос-ль Июнь
2 неделя
8. «Печем пироги», «Ладо-шка здоровается с песоч-ком» - игры с песком Регуляция мышечного напряжения, расслабление. Вос-ль Июнь,
2 неделя
9. Гимнастика пробужде-ния Нормализовать кровообра-щение, снять вялость и сон-ливость, быстро прийти в бодрое состояние Вос-ль В тече-ние всего проекта, ежеднев-но
10. «Плывет кораблик», «Вылавливаем рыбок» - игры с водой Развитие мелкой моторики, воображения. Вос-ль
Июнь
3 неделя
11. Оздоровительный бег босиком по траве. Стимуляция рефлексогенных зон. Вос-ль
Июнь
4 неделя
12. Оздоровительный досуг
«Мой мишка» Закреплять умение правиль-но выполнять дыхательные гимнастики, формировать навык поведения вблизи во-доемов Вос-ль
Июнь
4 неделя
13. Игры с водой: «Водо-пад» (используются лю-бые игрушки с помощью которых можно переливать воду) Подарить положительные эмоции. Вос-ль Июль
1 неделя
14. Физкультурное занятие с детьми на свежем возду-хе
Закреплять навыки выполне-ния различных движений. Вос-ль
Инст-р по физ-ре Июль
1 неделя
15. Консультация «Здоро-вье – дело престижное» Познакомить родителей с зо-нальным массажем ног Вос-ль
Родители Июль
2 неделя
16. Игры и упражнения с погружением рук в песок: «Секретные задания кротов», «Идут медвежата» Развивать тактильную чув-ствительность Вос-ль Июль
2 неделя
17. Сон с доступом свежего воздуха Пополнять помещение кис-лородом Вос-ль В течение всего про-екта, еже-дневно
18. Босохождение по ка-мешкам и воде Стимуляция рефлексогенных зон. Вос-ль Июль
3 неделя
19. Оздоровительный досуг
«Чьи башмачки?» Научить детей самомассажу стоп Вос-ль Июль
3 неделя
20. Спортивные игры Формирование глубокого, ритмичного вдоха-выдоха. Вос-ль
Инст-р по физ-ре в течение реализ. проекта
21. Солнечные ванны Способствовать образованию в коже меланина и синтеза-ции витамина Д. Вос-ль Июль
4 неделя
22. Заучивание пословиц Знакомство с пословицами о солнце и воде Вос-ль
Август
1 неделя
23. Игры, которые нас лечат Способствовать всесторон-нему, гармоничному, физи-ческому и умственному раз-витию Вос-ль
Мед. сестра Август
в течение реализ. проекта
24. Психопрофилактические игры с песком: «Песоч-ный круг», «Победитель злости» Учить ребенка безболезненно справляться с гневом, не ис-пытывая страха. Вос-ль Август
2 неделя
25. Консультация для роди-телей «Русская банька или ледяная прорубь- что может быть лучше?» Знакомство с видами закали-вания которые можно вы-полнять дома Вос-ль
Инст-р по физ-ре Август
3 неделя
26. Воздушные ванны Способствовать изменению терморегуляциирежима ор-ганизма и обмена веществ. Вос-ль Август
в течение реализ. проекта
27. Игры с водой: «Окраши-вание воды», «Цветная капелька». Развитие различных рецеп-торов. Вос-ль Август
3 неделя
28. Оздоровительный досуг
«Машино утро» Закреплять культурно-гигиенические навыки: умы-вание, полоскание горла, утренняя гимнастика. Вос-ль Август
4 неделя
29. Занятие лечебной физ-культурой Развитие координации дви-жений, укрепление связочно-мышечного аппарата Инст-р по физ-ре В тече-ние про-екта
1 раз в неделю
30. Круглый стол с родите-лями «Закаливание в си-стеме физического вос-питания дошкольника» Ознакомление с методиче-ской литературой по физиче-скому развитию ребёнка в семье Вос-ль;
Инст-р по физ-ре;
Родители
Август
4 неделя
III этап - заключительный
31. Обработка и оформление материалов проекта Вос-ль Август
4 неделя
32. Анализ результативно-сти Вос-ль Август
4 неделя
ПЕРСПЕКТИВЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА Данный проект может быть использован в практике работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений города Рассказово и области, учителей по предшкольной подготовке.
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА
При условии достижения поставленных задач и получения положи-тельных результатов предполагается дальнейшее развитие проекта в ДОУ на весь учебный год, другие возрастные группы, кроме того возможна презентация полученного опыта работы на ГМО, аукционах педагогических проектов, выставках передового педагогического опыта, мастер-классах, размещение на сайтах интернета.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ
Использование разных методов и приемов проведения занятий предполагает реализацию управленческих функций воспитателя через инструктирование детей, консультирование как воспитанников, так и родителей, во взаимодействии с инструктором по физической культуре, медицинской сестрой.
ДИАГНОСТИКА
«Мониторинг заболеваемости детей группы №3»
ВЫВОД: результат мониторинга показал, что данная система работы до-стигла поставленных задач и получила положительные результаты по при-общению детей младшего дошкольного возраста к закаливающим мероприятиям в летний период.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
1. Проведен мониторинг заболеваемости детей;
2. Проведено анкетирование родителей (результаты);
3. Разработан перспективный план работы;
4. Оформлен «Информационный уголок для родителей»;
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с се-мьёй.
2. Давыдова О. И. Работа с родителями в ДОУ.
3. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Г. С. Программа вос-питания и обучения в детском саду.
4. Бочарова Н. И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста: пособие для родителей и воспитателей.
5. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: методическое пособие.
6. Доскин В. А. Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка.
7. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду.
8. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду.
9. Александрова Е. Ю. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья».
10. Лечебная физкультура и массаж: методики оздоровления детей до-школьного и младшего школьного возраста.
11. Чистякова М. И. Психогимнастика в детском саду.
12. Голанов А. С. Игры, которые лечат.
13. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: практическое пособие.
14. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей до-школьного возраста (3–7 лет).
15. Давыдова М. А. Спортивные мероприятия для дошкольников.
16. Кузнецова. Оздоровительные мероприятия в ДОУ.
17. Красикова И. С. Сколиоз: профилактика и лечение.
www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал.
www.rsl.ru – Сайт Российской государственной библиотеки.
www.lib.ru – Сайт библиотеки Машкова.
www.elibrary.ru – Научная электронная библиотека.
www.ribricon.com – Крупнейший энциклопедический ресурс.
https: //93. 186. 99. 70/
ipk ___media wiki