Мария Шведова
Исследование «Адаптация детей к условиям детского сада. Как сделать ее интересней?»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте уважаемые участники конференции. Меня зовут Шведова Мария Михайловна, работаю я воспитателем в детском саду №5 «Ивушка» города Жирновска. Сегодня я хочу с вами поделиться своим опытом работы.
Тема моего исследования звучит так : «Адаптация детей к условиям ДОУ. Как сделать ее интересней?»
Публикация «Исследование „Адаптация детей к условиям детского сада, Как сделать ее интересней?“» размещена в разделах
Цель: определить наиболее эффективные формы и методы работы с детьми в адаптационный период.
Задачи:
1. Изучить методическую литературу по данной теме.
2. Разработать методические рекомендации для родителей.
3. Подготовить картотеки разных видов игр, обогатить предметно – развивающую среду группы.
4. Вести ежедневный контроль за каждым ребенком в листе адаптации.
5. Сделать выводы. Поделиться опытом с коллегами.
Тему я выбрала не случайно, так как в этом году я набрала новую группу, в которую пришли малыши 2 лет. Готовясь к набору изучила много полезной литературы, которую вы можете увидеть на выставке. Побеседовала с коллегами, у которых богатый опыт в работе с детьми раннего возраста. Узнавая все тонкости адаптации.
Но что же такое адаптация? Это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Адаптацию трехлетнего малыша к детскому саду можно разделить на три вида: легкая, тяжелая и средняя.
От чего же зависит, какой адаптация будет у малыша и как ее сделать безболезненней? Есть много факторов, которые влияют на процесс адаптирования ребенка к условиям ДОУ. В первую очередь, это его возраст, индивидуальные особенности организма, состояние здоровья, от родителей и конечно от самих условий, в которые он попадает, расставшись с мамой.
Чтобы дети быстрей привыкали к условиям детского сада их в первую очередь нужно окружить вниманием, заботой, любовью, завлекать их каждую минуту. Многое зависит от воспитателя, но и не менее труда и терпения нужно приложить и родителям, чтобы их чадо чувствовало себя комфортно в группе. С этой целью я и разработала памятки и консультации для родителей, провела родительское собрание, (до прихода детей в детский сад, где подробно рассказала о режиме нашего сада, как происходит процесс адаптации. Но хочу вернуться к роли воспитателя в этот сложный период для всех и для детей и для взрослых. Сейчас на современном этапе развития образования, дошкольные учреждения занимаю первую, почетную ступень во всей системе. С введением ФГОС мы должны создавать условия для развития детей, а не давать им готовые знания. А малыши это прекрасные люди, которые отличаются своей непосредственностью, любознательностью и легко усваивают, то что им действительно интересно.
Всем известно, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Именно игра и становится тем инструментом, которым адаптацию можно сделать интересной, легкой и безболезненной. Ведущее положение игры, определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности. В недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности, игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.
В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников: (по С. Л. Новоселовой)
- сюжетно-ролевые:
- театрализованные;
- подвижные;
- дидактические.
Каждые имеют свое значение и вносят неоценимый вклад в развитие детей. В детском саду ребенок проводит большую часть времени, поэтому очень важно, что его окружает все это время.
Свою группу, а точнее сказать предметно – развивающую среду в ней, мы оформили в соответствии с возрастом и требованиями, которые к ней предъявляются. В Стандартах прописано 5 направлений развития детей : Речевое, познавательное, социально – личностное, художественно – эстетическое и физическое. В нашей группе есть книжный уголок, где дети в свободной доступности могут брать книжки, уголок творчества, спортивный, зона для игр девочек и мальчиков отдельно. Театральный уголок, где мы показываем театры для ребят и они сами могут попробовать себя в роли актера. Малышам очень нравится заучивать потешки и детские стихотворения, а потом рассказывать их сопровождая свое выступление движениями. Большой восторг вызывает музыкальная деятельность. Работаем мы по программе Сергея и Екатерины Железновых «Музыка с мамой». Лепка и рисование приносит не только пользу для развития мелкой моторики, но и вызывает много положительных эмоций. Именно то, что необходимо малышу для того, что бы переключится от слез и грусти к творчеству и радости. Некоторые картотеки игр представлены на выставке, «Пальчиковые игры», «Подвижные игры» прекрасный материал, для того чтобы отвлечь малыша и расположить его к себе. Это очень важно, чтобы ребенок увидел, что его здесь никто не обидит и ощутил он, то спокойствие, которое поможет ему стать уверенным в себе.
Набор детей мы начали с 1 июня и по сегодняшний день набрали 21 ребенка. Все дети прошли этот главный период - процесс адаптации. Отмечая, каждый день самочувствие каждого ребенка в карте адаптации, мы пришли вот к какому результату. Из диаграммы видно, что для основной массы детей адаптация была легкой и средней.
Если учитывать все особенности адаптации и быть внимательным к каждому ребенку, то этот сложный период пройдет интересно, безболезненно и в легкой форме.
В заключении хотелось бы сказать, что вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. Проблемы адаптации к детскому саду вращаются вокруг ребенка. Именно на него, устремлены обеспокоенность родителей и профессиональный взгляд педагогов.
Спасибо за внимание.