Приложение МААМ

Мастер-класс для воспитателей и их помощников «Адаптация детей к условиям детского сада»

Светлана Коссе
Мастер-класс для воспитателей и их помощников «Адаптация детей к условиям детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для воспитателей и их помощников

Адаптация детей к условиям детского сада

Коссе Светлана Федоровна педагог-психолог

МАДОУ МО г. Нягань «Д/с № 6 «Рябинка»

Цель: знакомство педагогического состава и помощников воспитателей с психологическими аспектами адаптации детей к условиям детского сада, повышение психологической компетентности по проблемам воспитания и взаимодействия с детьми, которые проходят период адаптации.

Публикация «Мастер-класс для воспитателей и их помощников „Адаптация детей к условиям детского сада“» размещена в разделах

Оборудование: экспресс-анкеты, ручки, кисточки, краски, стакан с водой, соль, перец, горсть земли, бумага, аудио записи.

В начале встречи участникам предлагается выбрать одну из трех геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат. Следует разбиться на группы в соответствии с выбранной фигуры.

Все участники семинара занимают место за столами согласно сектора, который должен совпадать с выбранной фигурой.

Введение

Эту встречу сегодня мы посвящаем проблеме адаптации детей к условиям дитя чего сада. Надеюсь, что вопросы, которые мы будем рассматривать, помогут нам лучше разобраться в причинах возникновения проблем адаптационного периоду.

Приветствие. Наше занятие мы начинаем с приветствия, пожалуйста, поприветствуйте друг друга комплиментом.

Обсуждение правил работы:

1. Быть активным.

2. Не перебивать.

3. Быть открытым, доброжелательным.

4. Не критиковать (каждый имеет право на свою точку зрения).

«Профессиональный инструмент моего «Я»

Психолог знакомит всех присутствующих с интерпретацией выбранной фигуры, и коротко рассказывает участникам об особенностях характера и поведения, которые свойственны людям «их фигуры».

Геометрическая символика

Круг - символ солнца, неба, символ возврата от множественности к единственности, символ бесконечности, вечности, совершенства, совершенства, внутреннего единства. Круг является символом целостности, вечности. В то же время она символизирует счастье и совершенство. Такие ассоциации возникают в итоге созерцания геометрической фигуры, лишенной углов и краев, которые могли бы символизировать трудности и препятствия. Круг - фигура созвучна с мягкостью, округлостью, женственностью.

Треугольник - относят к «острой» фигуры, связанной с мужским началом.

Треугольник символ триады, символ святой Троицы, огня, стремление к совершенствованию; мог символизировать воду, дождевую тучу, богиню неба. Его символика соответствует символике числа 3. Треугольник с основанием внизу символизирует огонь и стремление к небесных сил В христианской мифологии треугольник символизировал святую Троицу.

Квадрат - символ упорядоченности, стабильности, определенности, рационального интеллекта, а также символ определенного участка земли. Юнг считает квадрат символом психологического состояния человека, не достигшего внутренней целостности, единства. Символика квадрата соответствует символике числа четыре. Четыре времени года, четыре стадии человеческой жизни и четыре стороны света является источником упорядоченности и стабильности.

Подготовка презентации «фигурной» воспитательной программы (15 мин)

Каждой группе дается время на подготовку презентации своей «фигурной» воспитательной программы и ответов на следующие вопросы (М. Битянова) :

- Наш педагогический девиз?

- Что нам доставляет удовольствие в работе и общении с детьми?

- Что нас раздражает?

- Что, как правило, хорошо получается, чему мы можем научить?

- Что получается трудно, плохо, без «искорки»?

- Почему без нас детям плохо?

Список вопросов можно изменить, дополнить.

Презентация программы (15 мин)

Презентация выполняется в виде сценки, в виде схемы или рисунка, передает существенные черты воспитательного стиля людей этого типа «фигур».

Упражнение «Ассоциации»

Инструкция. Назовите, пожалуйста, каждый по слову, свою самую первую ассоциацию на слово воспитатель.

Упражнение «Портрет воспитателя»

Практическое задание. На ватмане рисуют портрет педагога каждый одну часть или деталь одежды. Вокруг портрета все записывают

- Какими качествами должен обладать воспитатель в период адаптации ребенка к детскому саду?

Пример профессора Аксариной о садовнике и дереве.

Н. М. Аксарина, один из основоположников науки о раннем возрасте, не раз возвращалась к вопросу адаптации детей в дошкольном учреждении, неустанно приводила один и тот же пример: садовник, бережно пересаживая молодое деревце, выкапывает его с частью почвы, на которой оно произрастало, и затем любовно ухаживает за ним, поливает его, но приживаясь на новом месте, оно все равно болеет, листики его вянут.

Прежде чем мы поговорим о понятии адаптация, обнаружим причины трудностей в адаптации ребенка раннего возраста, а также определим пути совместной взаимодействия в их преодолении мы должны ясно представлять психологический портрет ребенка раннего возраста. И сейчас этот портрет мы нарисуем. И поможет нам в этом упражнение

Упражнение «Психологический портрет ребенка раннего возраста»

Цель: выделение характерных проявлений поведения детей раннего возраста.

Оборудование: список характерных поведенческих проявлений ребенка раннего возраста для каждого участника, ручки, бумага А4, маркер.

Психолог: Предлагаю вам составить психологический портрет ребенка раннего возраста. Выберите из предложенных качеств те, что, по вашему мнению, соответствуют ребенку этого возраста, дополните. На большом листе психолог записывает, предложенный участниками собирательный портрет качеств.

Перечень предлагаемых качеств:

- Овладевает прямой походкой;

- ведущий вид деятельности предметно-манипулятивная деятельности;

- Овладевает языком;

- Словарь составляет 10-12 слов;

- Словарь составляет 1200-1500 слов;

- Словарь составляет около 300 слов;

- Ребенок очень эмоциональный.

- Эмоции не устойчивы: смех сменяется плачем, после слез снова радость;

- Ребенка легко отвлечь от негативных эмоций, показав интересный предмет;

- ведущий вид деятельности игровая деятельность;

- Развиты наглядно-образное мышление, начало формирования логического мышления;

- Развиты наглядно-действенное мышление;

- умеет составлять рассказ по картине;

- умеет регулировать свое поведение;

- Самостоятельно одевается и раздевается;

- Нуждается в помощи взрослого при одевании и раздевании;

- умеет сравнивать предметы и выделять значительные признаки;

- различает основные цвета (зеленый желтый, синий, красный)

- Хорошо различает основные цвета и их оттенки;

- начинает овладевать связанной речью;

- Овладевает первыми навыками самообслуживания;

- Хорошо действует самостоятельно;

- Хорошо знает и выполняет распорядок дня в детском саду;

- Легко устанавливает дружеские отношения со сверстниками

Что такое адаптация

Адаптация - это процесс приспособления организма к новым условиям.

Выделяют психологическую и физиологическую адаптации :

физиологическая - оптимальный возраст для начала посещения ребенком детского сада; психологическая - готовность малыша к расставанию с матерью, к принятия нового окружения.

У маленького ребенка еще нет опыта общения со сверстниками, и взрослый для него является образцом для подражания, партнером по игре. Взрослые для ребенка - это внимание, сотрудничество и самое главное - защита, комфорт, эмоциональная стабильность.

Чем сильнее эмоциональная связь с матерью, тем труднее проходит период адаптации. И для такого малыша воспитатель должен хотя бы частично попытаться заменить маму и находиться в тесном сотрудничестве с ним. Настоящее искусство воспитания начинается с человека, находящегося рядом с ребёнком.

Адаптация у всех детей происходит по-разному, это зависит от многих факторов.

Существует 4 вида адаптации :

1. Легкая (1-2 недели). Я ее назвала «Как там и был».

В эту группу входят дети, для которых процесс адаптации проходит легко, безболезненно. Такие дети:

• самостоятельные;

• коммуникабельны;

• уравновешенные;

• заинтересованы (общением, играми, игрушками).

2. Средняя (от 2-З недель до 2-3 месяцев) - «То здесь, то там».

В эту группу входят дети, которые проходят процесс адаптации труднее и медленнее. Такие дети:

• малоинициативны;

• менее самостоятельные;

• кое-что могут делать сами, но в основном зависят от взрослого;

• имеют недостаточно развитые навыки игры и общения.

3. Тяжелая (от месяца до полугода) - «Точно не здесь».

Трудно адаптируются к новым условиям дети :

• несамостоятельные;

• неконтактные;

• быстро устают;

• с не сформировавшимися игровыми навыками;

• часто сталкиваются с проявлениями авторитаризма, жестокости, или наоборот, в семье царит слишком либеральный стиль. В этом случае у детей наблюдается страх, недоверие или игнорирование взрослых. Сон, аппетит у таких малышей плохой или вообще отсутствует, они часто болеют.

4. Дети, которым нежелательно посещать детский сад.

Дети домашние, не могут привыкнуть к условиям детского сада. Таких детей от 2 до 4%.

Критический возраст для адаптации

Исходя из собственного опыта, своих наблюдений, как вы считаете, в каком возрасте ребенок лучше адаптируется к новым условиям обитания?

Какой оптимальный возраст для начала посещения ребенком детского сада?

Однозначно на этот вопрос ответить невозможно. Некоторые психологи лучшим считают возраст 1 год 7 месяцев. Связь с матерью достаточно тесная (если в семье царит любовь и гармония, ребенка приучают к общению со сверстниками, к навыкам самообслуживания. Как следствие - ребенок сможет быстро влиться в коллектив детского сада. Некоторые психологи считают лучшим возраст от 3 до 4 лет. Как лучше ребенку на самом деле, могут знать только родители.

От чего зависит облегчения адаптационного периода?

Как нужно вести себя родителям с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад?

Если ребенок один, часто болеет, есть страхи, то ее привыкание к детскому саду должно быть постепенным. Родители должны узнать, какой режим дня в детском саду, и максимально приблизиться к нему в домашних условиях. Сначала ребенка нужно привести в группу, познакомить с воспитателями, с детьми, посмотреть вместе игрушки, заинтересовать. Лучше, когда мама с ребенком приходит на прогулки в детский сад, ребенок будет постепенно привыкать к детям и воспитателям. Оставлять его в первые дни можно всего на несколько часов.

Факторы риска, которые осложняют адаптацию ребенка в ДОУ

Антенатальные (до родов) :

1. Токсикозы в течение беременности.

2. Острые инфекционные заболевания матери.

3. Хронические заболевания матери в период беременности.

4. Прием лекарственных препаратов.

5. Стрессовые ситуации в период беременности.

6. Употребление матерью алкоголя, курение.

7. Частое употребление отцом алкоголя перед зачатием ребенка.

Интранатальные (во время родов) :

1. Осложнения при родах.

2. Асфиксия ребенка. Родовая травма.

3. Хирургическое вмешательство во время родов.

4. Несовместимость по резус-фактору у матери и ребенка.

Постнатальные факторы (после родов) :

1. Недоношенность или переношенность ребёнка.

2. Большая масса тела (вес более 4 кг).

3. Заболеваемость на первом месяце жизни.

4. Употребление матерью алкоголя, курение во время кормления ребенка грудью.

5. Пассивное курение (курение членами семьи в присутствии ребенка).

6. Искусственное вскармливание.

7. Фоновые заболевания (рахит, диатез, анемия).

8. Частые ОРВ1, инфекционные заболевания до 3 лет.

9. Наличие хронических соматических и врожденных заболеваний (пиелонефрит порок сердца. и т. д.)

10. Задержка нервно-психического развития.

Социальные факторы (которые можно изменить) :

1. Неудовлетворительные материально-бытовые условия жизни.

2. Отсутствие закаливающих процедур.

3. Несоответствие домашнего режима и режима в новом для ребенка дошкольном учреждении.

4. Лишение общения со сверстниками и незнакомыми людьми.

5. Конфликтные взаимоотношения в семье

6. Неполная семья.

7 Первый или единственный ребенок.

8. Неправильное воспитание ребенка : «кумир семьи», «Золушка», гиперопека и др.

9. Отсутствие общения со сверстниками.

Музыкальная притча «Одинокая звёздочка»

Когда-то очень давно ночное небо было совсем темным. На нем была только одна маленькая Звездочка. Она жила высоко в небе и когда смотрела вокруг, то замечала, что совсем одна. От своего одиночества ей становилось грустно, потому что очень хотелось видеть на небе другие звездочки, ловить их лучи и дарить им свое тепло.

Тогда Звездочка решила отправиться в путешествие на землю к одинокому, старому, мудрому человеку, который жил на высокой горе. Когда она его нашла, то спросила: «Можешь ли ты мне помочь? Мне так одиноко на небе. Нет никого, с кем бы можно было поговорить, разделить радость и грусть, иногда я даже плачу, настолько мне одиноко».

Мудрец прекрасно знал это состояние, когда ты один - пропадает желание играть, пища становится невкусной, сон беспокойным, не поются веселые песни.

Ему очень понравилась маленькая звездочка, а поскольку он был старым, добрым, мудрым, то решил ей помочь. Он зашел в свой дом, нашел там блестящий волшебный мешок, открыл его, и достал оттуда множество блестящих волшебных звездочек. Один взмах руки - и на ночном небе засияли тысячи ночных звезд.

- Посмотри, сказал мудрец как красиво и удивительно! Теперь на небе множество звезд, это твои друзья. Тебе не будет так одиноко, ты сможешь разговаривать с ними, играть в различные игры, дарить им свое тепло и любовь. Маленькая, когда совсем одинокая звездочка была очень рада и счастлива, что у нее появилось множество друзей. Она поблагодарила мудреца. И уже решила улететь на небо, но мудрец остановил ее: «Я хочу сделать для тебя еще кое-что. Я хочу, чтобы память о тебе навсегда осталась на земле. Я создам на чём-нибудь необычном твое изображение». Он хлопнул в ладоши, и изображение маленькой звездочки раз и навсегда осталось на земле.

Вопрос: где осталась маленькая звездочка? (В сердцевине яблока; показать.)

Эту легенду я рассказала не просто так, а для того, чтобы вы почувствовали состояние ребенка, когда он приходит первый раз в детский сад, период адаптации. Задача педагогов - помочь ребенку безболезненно пройти этот период. Ежеминутно, каждый час, каждый день все дети нуждаются в нашей поддержке и понимании, а особенно дети, которые переживают период адаптации.

Задание (3 подгруппы) : «Кто виноват, что дети не хотят идти в детский сад.

Каждая подгруппа выражает свои предположения.

Портрет новоприбывшего ребенка

1. Негативные эмоции - хныканье, которым малыш стремится выразить протест при разлуке с родителями.

2. Страх - спутник негативных эмоций. Ребенок боится новой обстановки, новых взрослых и т. д.

З. Гнев.

4. Положительные эмоции - противостоят всем негативным эмоциям. Радость, веселый смех - главное лекарство.

5. Социальные контакты. Даже коммуникабельный ребенок в период адаптации может замкнуться. Но на смену «гордой безконтактности» приходит «компромиссная контактность». Как только малыш наладил социальные контакты, все нарушения адаптационного периода пойдут на убыль.

6. Познавательная деятельность - верный «друг» всех положительных эмоций.

7. Социальные навыки. Под прессом стресса ребенок меняется настолько, что может «раз-терять» почти все навыки самообслуживания, которые давно усвоил. Однако по мере адаптации к условиям организованного коллектива, он «вспоминает» вдруг забытые навыки, вдобавок к ним легко усваивая новые.

8. Особенности речи. У некоторых малышей на фоне стресса меняется речь в сторону регресса.

Заключительное упражнение. «Как действуют слова ребенка»

Сколько бы мы не слышали о целебной силе доброго слова, иногда все равно говорим жуткие вещи. Кстати, ужасным тоном, потом себя корим за это. Но слово не воробей, вылетело - не поймаешь.

Поэтому я решила вам на практике наглядно показать влияние слова на ребенка. Особенно слово ранит душу ребенка, который проходит период адаптации :

• стакан воды-.ребёнок (чистый, простой, наивный)

• соль - грубые, соленые слова;

• перец - слова, которые пекут, оскорбительные слова;

• горсть земли - безразличие, невнимание к ребенку.

Соль, перец, землю высыплю в стакан. Все это хорошо перемешаем - получим состояние ребенка. Сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется. А стоит только немного взболтать, и все поднимется наверх. А это стрессы, неврозы, гиперактивность и другие проблемы.

Итак, мы с вами выяснили, что трудности адаптации к детскому саду возникают почти у каждого малыша. Задача педагога - самому «адаптироваться» к каждому ребенку, понять его, почувствовать, помочь.

Список литературы

1. Адаптация ребенка к условиям детского сада : управление процессом, диагностика, рекомендации / Сост. Н. В. Соколовская. - Волгоград: Учитель, 2008. - 188 с.

2. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. - 2003. - №5. - С. 49-53.

3. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. - М. : Просвещение, 1991. - 228 с.

4. Алямовкая В. Ясли - это серьезно. - М. : Линка-Пресс, 1999. - 144с.

5. Белкина В. Н., Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2006. - 236 с.

6. Божович Л. Н. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М. : Проспект, 2002. - 414 с.

7. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад. - М. : Просвещение, 1993. - 170 с.

8. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской. - М. : Педагогика, 2004. - 232 с.

9. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца и др. - М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144 с.

10. Выготский Л. С. Младенческий возраст. Собр. Соч. в 6т. - М. : Педагогика, 1984. - 356с.

11. Гуров В. Н. Содержание и организация социальной адаптации личности ребенка в дошкольном учреждении. - Ставрополь, 1999. - 198 с.

12. Доронова Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. С. 18 - 21.

13. Жердева Е. В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня). - Ростов н/ Д: Феникс, 2007. - 192 с.

14. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. - 2006. - №1 - С. 34-37.

15. Остроухова А. Успешная адаптация // Обруч. - 2000. - №3. - С. 16-18.

16. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное воспитание. - 2003. - №2. - С. 14-16.

45. Социальная адаптация детей в ДОУ / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской. - М., 1980. - 315с.

46. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - С. 46-

Публикации по теме:

Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» В настоящее время многие родители очень рано отдают детей в группу раннего возраста, не понимая как трудно для некоторых малышей проходить.

«Адаптация ребенка к условиям детского сада» Проходит лето. Взрослые начинают задумываться, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение или продолжать воспитывать его дома. С одной.

Адаптация ребенка с нарушением зрения к условиям детского сада Адаптация – сложный и постепенный процесс привыкания к новым условиям, требованиям, нормам, правилам. Для всех детей, в том числе и детей.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Детсадовская дезадаптация встречается чаще, чем школьная, но на нее реже обращают внимание родители, считая чуть ли не нормой ежеутренний.

Музыкальные игры-забавы как средство адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада Музыкальные игры-забавы как средство адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада Паветко Н. Н., музыкальный руководитель МБДОУ.

Мастер-класс для родителей детей старшего дошкольного возраста «Безопасный путь от дома до детского сада»Мастер-класс для родителей детей старшего дошкольного возраста «Безопасный путь от дома до детского сада» Повестка дня: Формирование гражданской ответственности у родителей по воспитанию культуры поведения у детей – пешеходов. Материалы: карта.

Проект «Дом для друзей» по адаптации детей к условиям детского садаПроект «Дом для друзей» по адаптации детей к условиям детского сада ПРОЕКТ «ДОМ ДЛЯ ДРУЗЕЙ» Наш детский сад комбинированного вида. У нас есть группы общеразвивающей направленности и группы компенсирующей.

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «По дороге в детский сад» ПРОЕКТ ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА «По дороге в детский сад» В МБДОУ № 95 Автор проекта: Бухрякова Ирина.

Программа по адаптации детей раннего и младшего возраста к условиям детского сада Пояснительная записка При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности.

Выступление на родительском собрании с элементами тренинга «Адаптация и социализация детей к условиям детского сада»Выступление на родительском собрании с элементами тренинга «Адаптация и социализация детей к условиям детского сада» Выступление на родительском собрании на тему: «Адаптация и социализация детей» Педагог- психолог МБДОУ №27 «Аленький цветочек» Лисовенко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей и их помощников «Адаптация детей к условиям детского сада»
Опубликовано: 19 октября 2017 в 16:36
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для воспитателей и их помощников «Адаптация детей к условиям детского сада»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Коссе (УИ 835895) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД