Ирина Храпчевская
Проект «Игра-как средство адаптации» детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГОВИДА №5 МЕДВЕЖОНОК»
Проект «Игра- как средство адаптации» детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.
Подготовила и провела:
Воспитатель 1 младшей группы
Мацкан И. В.
Сентябрь 2016 г.
Публикация «Проект „Игра-как средство адаптации“ детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада,» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Проект Игра как средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
Информационная карта проекта.
Вид проекта :
Групповой, краткосрочный.
Тип проекта :
Информационно – практико – ориентированный.
Проект :
Краткосрочный (сентябрь – октябрь).
Участники:
Воспитатель, дети младшей группы, родители.
Актуальность:
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т. е. адаптироваться. Поэтому мы взрослые должны создавать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребенком как безопасные. Общая задача нас, воспитателей и родителей, - помочь по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
Цель проекта :
Успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий.
Задачи проекта :
1. Снизить уровень тревожности детей и родителей в период адаптации.
2. Оказать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и осознании разных социальных ролей.
3. Повышение уровня компетенции родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада.
4. Способность положительному психо –эмоциональному развитию каждого ребенка.
Принципы работы по адаптации детей к ДОУ :
- предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
- постепенное заполнение группы;
- гибкий режим пребывания в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
-информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;
- наблюдение за состоянием здоровья детей (самочувствие, аппетит, сон, физическое развитие).
Этапы проекта :
1. Организационный этап:
• Составление перспективного плана мероприятий проекта;
• Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактический игр.
• Разработка анкет для родителей, буклетов «Адаптация без слёз»;
• Пополнение предметно – развивающей среды в соответствии возрастом :
• уголок ряженья;
•-игровые зоны;
•подготовка наборов игр, в которых задействованы кисти рук;
•подбор конспектов адаптационных занятий;
•подбор материала в информационный уголок для родителей (папки – передвижки);
2. Основной этап:
Реализация проекта в соответствии с перспективным планом.
Формы работы с детьми:
- элементы телесной терапии (обнять, погладить).
-засыпание с любимой игрушкой.
- рассказывание сказок перед сном.
- игровые методы взаимодействия с ребенком.
-релаксационные игры.
Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю.
С детьми раннего возраста следует использовать различные виды игр:
-игры обучающего характера,
-пальчиковые игры,
-сенсорные,
-сюжетно-дидактические,
-подвижные,
-музыкально-дидактические,
-игры-забавы,
- игры-развлечения,
- театрализованные (кукольные театры и инсценировки).
Имитационные игры
Птичка
Задачи. Побуждать к подражанию птицам; совершенствовать ускоренную ходьбу; вызывать радость от общения с взрослыми.
Содержание игры. Дети изображают птичек, сидя на корточках. Взрослый поет:
Села птичка на окошко. '
Посиди, не улетай,
Посиди у нас немножко,
Улетела птичка — аи!
После последних слов дети-птички улетают, помахивая крылышками-руками.
Мышки
Задачи. Побуждать детей действовать в соответствии со словами; учить согласовывать свои действия с действиями других детей; развивать подражание; поощрять самостоятельность, инициативу детей.
Содержание игры. Дети изображают мышек-трусишек. Ни слова взрослого (дети могут повторять) «Вышли мышки как-то рано, посмотреть, который час» мышки идут по группе. «Раз-два, три-четыре, мышки дернули за гири» — мышки имитируют движение руками. «Вдруг раздался страшный звон (можно позвонить в колокольчик, ударить в бубен, убежали мышки вон» — дети убегают. Дети должны стараться действовать в соответствии со словами взрослого.
Кошечка
Ребенок ползает на четвереньках, изображая кошечку. Останавливается и поворачивает голову (кошечка оглядывается, затем наклоняет голову (кошечка пьет молоко). После двух лет можно усложнить игру. Кошечка может проползать между ног взрослого, под стул, взбираться на диван, ложиться, мурлыкать «мур-мур-мур» (кошечка довольна) и т. п.
Лягушки
На середине зала лежит тоненький шнур в форме круга. Дети стоят за кругом.
Воспитатель говорит:
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Ква-ква, ква-ква-ква,
Скачет, вытянувши ножки.
Дети подпрыгивают на двух ногах, продвигаясь вперед по кругу. Воспитатель хлопает в ладоши - пугает «лягушек»; малыши присаживаются на корточки - «лягушки» прыгают в «болото». Повторить 2-3 раза.
Холодно — тепло
Дети сидят на ковре, сложив ноги по-турецки.
Взрослый говорит:
«Подул северный ветер. Стало холодно-холодно».
Малыши сжимаются в комочки, скрестив руки на груди.
На слова взрослого
«Но выглянуло солнышко. Стало тепло-тепло» дети расслабляются, обмахиваются платочками.
Взрослый выполняет действия, а малыши подражают ему.
Шарик
Дети представляют себя воздушными шариками.
Они постепенно наполняются воздухом, поднимая руки вверх и надувая щеки.
Но вот шарик лопнул. Дети медленно расслабляются и потихоньку опускаются на пол, произнося звук «ш-ш-ш».
Часики
Скрестив ноги, ребенок сидит с прямой спиной, руки на коленях. По сигналу взрослого он покачивает головой вперед-назад, вправо влево, произнося: «Тик-так, тик-так».
Взрослый выполняет действия имеете с детьми взявшись за руки
Пчелки
Дети изображают пчелок, бегают по комнате, размахивают руками - крыльями, жужжат. Появляется «медведь».
Воспитатель говорит:
Мишка-медведь идет,
Мед у пчелок унесет,
Пчелки домой.
«Пчелки» летят в угол - улей. «Медведь» идет туда же. «Пчелки» говорят:
Этот улей - домик наш
Уходи, медведь, от нас,
Ж-ж-ж-ж-ж.
Машут крыльями, прогоняют медведя. Улетают от него, бегая по комнате. «Медведь» ловит их.
Игры-забавы
Поезд
Цель. Обучить детвору бегать или ходить друг за другом небольшими группами, сначала держась руками друг за друга, а затем не удерживаясь; приучить их начинать двигатся и останавливаться по сигналу ведущего (воспитателя).
Описание. Воспитатель, выполняющий роль ведущего в игре, предлагает детям встать друг за другом, а сам становится впереди колонны и говорит: «Вы будете вагонами, а я — паровозом». Поезд, после гудока паровоза начинает движение, сначала медленно, а затем ускоряясь. Во время движения играющие произносят звуки имитирующие движение поезда. После команды: «Вот и остановка», которую произносит ведущий, поезд замедляет свой ход, до полной остановки. Затем воспитатель произносит звук имитирующий гудок паровоза и поезд движется дальше.
Самолеты, упрощенный вариант
Цель игры. Обучить детей бегать или двигатся в различных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. приучить играющих внимательно слушать сигналы и начинать двигатся только по сигналу.
Описание. Ведущий называет трех или четырех детей, предлагая им подготовится к совершению полета, показывая предварительно, как завести двигатель самолета и как летать. Выбранные дети становятся произвольном порядке на одной стороне комнаты (площадки). Ведущий говорит: «К полету подготовиться. Запустить моторы!» Играющие делают вращательные движения руками перед грудью и произнося звук «р-р-р». После сигнала «Полетели!» игроки разводя руки в стороны (как самолетные крылья) и взлетают — т. е. разбегаются в разные стороны. По сигналу «На посадку!» дети направляются к своим первоначальным местам (стулья, скамейки) и садятся на них. Затем первую группу детей сменяет другая группа.
Пузырь
Цель игры. Обучить детей становясь в круг, делать его то уже, то шире, приучая детей согласовывать движения в такт с произносимыми словами.
Описание проведения. Ведущий вместе с играющими берут друг друга за руки, так чтобы образовался небольшой круг. Все участники игры в начале стоят близко друг к другу.
Воспитатель говорит:
Раздувается, пузырь, Раздувается, большой,
Оставайся ты такой, да не лопайся.
Дети, в такт словам, отходят назад держась за руки, пока ведущий не произнесет: «Пузырь лопнул!» После этих слов, дети отпускают руки и приседая на корточки, произносят: «Хлоп!». Как вариант после фразы можно наоборот смыкать круг со звуком «ш-ш-ш» — воздух выходит. После играющие снова расширяют круг "надувают пузырь".
Солнце и дождик
Цель. Научить детей двигаться врассыпную, стараясь не сталкиватся друг с другом, приучая играющих действовать согласно сигналам воспитателя.
Описание. Дети рассаживаются на стульях или скамейках. Ведущий произносит: «Солнышко! Идем гулять!» Играющие начинают ходить и бегать по всей комнате (площадке). После слов «Дождик-дождь! Скорей домой!» все быстро бегут на свои места. Когда ведущий снова произнесет: «Солнце! Можно погулять», игра повторяется заново.
Птички летают
Цель. Учить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать только по сигналу; приучать малышей помогать друг другу.
Описание. Дети становятся на небольшое возвышение — доску, кубики, бруски (высота 5—10 см) — по одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки, крошки». Дети спрыгивают с возвышений, летают (бегают, размахивая руками, приседают, клюют зернышки (стучат пальчиками по коленям или по полу). Со словами воспитателя «Дождик пошел! Все птички спрятались в гнездышки!» дети бегут на свои места.
Сенсорные игры
Предметы и цвета.
Такая игра прекрасно подойдет для деток младшей группы (1,5 — 2 года, необходимо из общего количество разбросанных кубиков выбрать все одного цвета и отложить в отдельный коробок. После нескольких раз игру можно слегка усложнить, если предложить малышу все кубики разложить в коробочки по цветам.
Игра — подражание.
В процессе такой игры необходимо малышу показывать различные гримасы. Например: нахмуренные брови, оскаленные зубы, надутые щеки или широкую улыбку. Малыш повторяет. Кроме мимических заданий можно имитировать процесс плавания, прыгать на месте, изобразить какого-нибудь животного. Это одна из самых интересных игр для детей.
«Угадай ощущение».
Для такой игры пригодятся перышки, варежки и даже твердые игрушки. Сначала предметами поводить по ручкам малыша, а после повторить те же движение, но попросить ребенка закрыть глазки. Его задача понять ощущения и рассказать каким именно предметом его трогали.
«Спрятанный овощ».
Безумно интересная игра с овощами или фруктами. Выбранные продукты сложить в мешочек, чтобы их не было видно. Ребенок, нащупав рукой один из предметов, на основании своих ощущений должен назвать, что же именно ему попалось. Если малыш хорошо справляется и ему нравится такая игра, то можно ее слегка разнообразить. Ребенок после угадывание продукта должен описать его структуру: гладкая или нет, круглая или продолговатая, что напоминает и так далее.
«Угадай руку».
Сложная игра, подходит для творчески мыслящих детей. Можно собрать всех родственников и вместе поиграть. Ребенок сначала трогает руки всех родных и старается запомнить какие они на ощупь. Затем малыш закрывает глаза и повторяет все действия, но при этом старается угадать чья же рука в его ладошке. Сложнее всего угадать руку братьев или сестер, ведь детские ручки практически одинаковые по ощущениям.