Вероника Чердынцева
Адаптация ребенка с нарушением зрения к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация – сложный и постепенный процесс привыкания к новым условиям, требованиям, нормам, правилам.
Для всех детей, в том числе и детей с нарушением зрения приход в детский сад – это первый сильный стресс в их жизни; привыкание проходит бурно и более или менее продолжительно. Некоторые дети привыкают к детскому саду быстро, без каких-либо изменений в привычном поведении. Поступление в детский сад — первая ступень в формировании у ребёнка самостоятельных отношений вне дома. Ребёнок с нарушением зрения находится в более тяжёлых условиях, чем другие дети, поскольку нарушение зрения накладывает свой специфический отпечаток на период адаптации ребенка с нарушением зрения к детскому саду.
Публикация «Адаптация ребенка с нарушением зрения к условиям детского сада» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
С поступлением в дошкольное учреждение в жизни ребенка с нарушением зрения происходит множество изменений: определенный режим дня, отсутствие родителей в течение продолжительного времени, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка с нарушением зрения одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д. Для начального этапа адаптационного периода ребенка с нарушением зрения характерны : эмоциональная напряженность, беспокойство различной степени выраженности или напротив заторможенность.
Психологи пришли к выводу, что период адаптации может быть разным. Одной из закономерностей является то, чем старше ребенок. Тем длиннее адаптационный период. Длительность адаптации зависит также и от уровня развития ребенка. Если с ним систематически занимаются дома и ребенок растет и воспитывается общительным и самостоятельным, то в группе он быстро установит контакт с воспитателем, сможет занять себя содержательной игрой, по мере сил обслужить себя, не будет чувствовать себя брошенным и беспомощным. Ребенок с таким уровнем развития привыкает к детскому саду в течение 10 – 12 дней.
Если у малыша слабо развита речь, уровень самостоятельности низок, он не сможет обходиться без взрослых ни в игре, ни в режимных моментах. В новых для него условиях ребенок не отходит от мамы, тут же начинает плакать, если не видит ее. Период адаптации такого ребенка может растянуться до месяца.
Наиболее эмоционально уязвимы при поступлении в детский сад дети с сильной привязанностью к матери и малым социальным опытом (отсутствие общения со сверстниками, контактов с взрослыми и т. п.) – это дети от 1 года до 3 лет. Это возникает, как правило, в связи с тем, что многие родители во многом жалеют ребенка, ссылаясь на имеющиеся зрительные нарушения, такие родители делают все за ребенка, во всем делают ему снисхождения. Для таких детей адаптация – это изнуряющий плач, отказ от всего, чем занимаются другие дети, рыдания при сборах на прогулку, подготовке к обеду.
Дети с нормой адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель, иногда адаптация у детей с нормой затягивается до 3 месяцев. В сравнении, у детей с нарушением зрения, адаптация может длиться до 4-6 месяцев, а у некоторых детей – после года пребывания в саду. Это еще связано и с тем, что основная часть детей с нарушением зрения, посещающих наш детский сад, имеют третью группу здоровья. У данных детей наблюдаются частые обострения основного заболевания. Такие дети чаще болеют. У здоровых детей адаптация проходит относительно легко, в то время как у соматически ослабленных детей данный процесс может протекать с осложнениями.
Адаптационный период считается законченным, если ребёнок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.
Если родителям удалось сформировать у ребёнка с нарушением зрения навыки самообслуживания, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыша совпадает с режимом детского сада, и наметился эмоциональный контакт ребёнка с воспитателем, то адаптационный период будет безболезненным и коротким.
Причины тяжёлой адаптации к условиям ДОУ
1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада
2. Наличие у ребёнка своеобразных привычек
3. Неумение занять себя игрушкой
4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков
5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми
Дети с нарушением зрения эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться родителями при подготовке ребёнка с нарушением зрения в детский сад. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребёнок с нарушением зрения приобрёл при поддержке близкого человека. Что и предполагает деятельность всех специалистов детского сада и родителей в рамках проекта «Клуб заботливых родителей».
Как родители могут помочь своему ребёнку с нарушением зрения в период адаптации к ДОУ
1. По возможности расширять круг общения ребёнка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребёнка на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.
2. Помочь ребё нку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребёнка в игру.
3. Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки», «попрыгаем, как зайчики».
4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.
5. Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребёнка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребёнок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребёнка от себя.
6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.