Ирина Жданова
Тренинг для воспитателей «Искусство бесконфликтного общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Вступительное слово
I. Теоретическая часть
1.1. Эффективное общение.
1.2. Конфликт. Пути разрешения конфликта.
1.3. Техники эффективного общения.
1.4. Способы конструктивного взаимодействия.
II. Практическая часть
2.1. Тренинг эффективного общения.
III. Рефлексия. Подведение итогов.
Публикация «Тренинг для воспитателей „Искусство бесконфликтного общения“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Ключевые слова: бесконфликтное общение, конфликт, эффективные стратегии поведения в конфликте, эффективное общение, компромисс, уход, соперничество, приспособление, эффективное взаимодействие.
Главная идея мероприятия: Общение - это неотъемлемая часть человеческой жизни. При условии грамотного взаимодействия с окружающими можно наладить контакт даже с людьми, склонными к конфликтным отношениям.
Цель: формирование умений, необходимых для разрешения разных жизненных ситуаций; развитие коммуникативных качеств и свойств личности; обучение адекватным способам выхода из конфликтных ситуаций.
Задачи:
1. Способствовать формированию у педагогов представления о конфликтах, их классификации, путях и способах их разрешения.
2. Способствовать развитию представлений о технике эффективного общения.
3. Содействовать развитию конструктивных отношений через повышение психологической компетентности педагогов по вопросам предупреждения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций.
4. Создать условия для разработки моделей конструктивного взаимодействия в проблемных ситуациях.
Форма проведения: семинар с элементами игрового тренинга.
Целевая аудитория: педагогический коллектив.
Продолжительность: 1-1,5 часа.
Оборудование и материалы: мультимедийная аппаратура, слайдовая презентация мероприятия, четыре вида картинок из дидактических игр «Парочки» (для деления на 4 команды, карточки с проблемными ситуациями, карточки с пословицами, листки отрывного календаря, мультфильм «Мост», четыре карточки (10Х10см) с изображением шляп разного цвета (красная, черная, желтая, зеленая).
План мероприятия:
1. Вступительное слово.
2. Эффективное общение.
3. Конфликт. Пути разрешения конфликта (стратегии).
4. Упражнение «Праздничный пирог».
5. Техники эффективного общения.
6. Способы конструктивного взаимодействия.
7. Упражнение «Решение проблемных ситуаций». Обсуждение.
8. Упражнение «За стеклом». Обсуждение.
9. Упражнение «Дом инвалидов». Обсуждение.
10. Упражнение «Календарь». Обсуждение.
11. Короткометражный мультфильм «Мост». Обсуждение.
12. Рефлексия.
Краткий конспект.
Вступительное слово.
Эффективное общение.
Одними из первых специалистов, почувствовавших необходимость в обучении навыкам общения, стали бизнесмены. Так, например, Джон Рокфеллер, подчеркивая, что умение взаимодействовать с партнером – первое из важнейших условий эффективности продаж, говорил, что он готов платить за обучение искусству общения гораздо больше, чем за любой другой товар.
Общение — это неотъемлемая часть нашей жизни. Мы общаемся постоянно, даже когда молчим (через наши жесты, движения, мимику).
Психологический словарь трактует термин «общение» как «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии, восприятие и понимание другого человека». (Психологический словарь, 1985, с. 213).
Гуманистическая психология относит потребность в общении к основным, базовым потребностям человека. Только при помощи общения люди могут делиться друг с другом радостью, горем, передавать информацию. Потребность в общении, потребность человека в человеке В. А. Сухомлинский называл самой неискоренимой и самой человечной.
Какое общение мы можем назвать эффективным?
Обсуждение в группах.
Эффективное общение — это не просто передача информации. Для эффективного общения, важно не только уметь говорить, но еще уметь слушать, слышать и понимать, о чем говорит собеседник. Эти способности эффективного общения каждый развивает в себе самостоятельно, учась у людей, которые нас окружают.
Можно выделить самые основные правила, которые помогают сделать общение с совершенно разными людьми и в различных сферах жизни более эффективным:
Нужно помнить, что для эффективного общения, между собеседниками должен быть установлен контакт.
Для эффективного общения рекомендуется также говорить в том же темпе и в том же объеме, а также используя аналогичную позу (стоя либо сидя) что и собеседник. Известно, что люди любят, когда им подражают.
Не стоит использовать витиеватые длинные фразы в разговоре, используя лишь общие слова, ведь в этом случае есть риск остаться не понятыми. Важно все же говорить конкретно и по существу, чтобы собеседник мог без труда все понять и при чем понять именно так, как было задумано.
Невербальное общение — это очень важная составляющая эффективного общения. Лишь 7% общения составляют непосредственно слова. Это означает, что 93 % общения состоит из мимики и жестов. Невербальное общение используется и для того, чтобы показать ответную реакцию на то, что нам сообщают.
После того как разговор закончен, нужно сообщить определенную информацию, обязательно убедившись в том, что вас поняли правильно.
Не стоит пассивно воспринимать информацию собеседника. В ходе беседы рекомендуется давать понять жестами, мимикой словами то, что вы слушаете и слышите собеседника, вы понимаете то, о чем он сообщает.
Современный мир устроен так, что без эффективного общения с людьми, сложно добиться успехов в работе, построить личную жизнь. Эффективность общения, в первую очередь, зависит от того, насколько человек владеет речью и открыт общению.
Конфликт. Пути разрешения конфликта (стратегии).
«Праздничный пирог».
«Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Как вы как именинник себя поведете?
Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:
2. Откажетесь резать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание).
3. Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший. (Конкуренция).
4. Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление).
5. Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество).
6. Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс «лиса»)
(Сделав свой выбор, педагоги делятся на группы. На слайде появляется характеристика различных стратегий поведения в конфликтах).
Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.
Участие в конфликте оказывает, как правило, негативное влияние на психическое состояние всех его участников, способствуя возникновению или усугублению дезадаптивных психических состояний. Не всегда можно избежать конфликтной ситуации, однако, можно постараться конструктивно разрешить конфликт или минимизировать негативные последствия конфликта.
Безусловно, форма разрешения конфликта зависит от стратегий поведения обеих конфликтующих сторон.
Существует несколько основных стратегий поведения оппонентов в конфликте:
соперничество,
уступка, уход,
компромисс,
сотрудничество.
Совместное составление памятки «Пути разрешения конфликта».
1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
2. Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты.
5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
9. Умейте вовремя останавливаться.
10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
Техники эффективного общения
Какое общение мы можем назвать эффективным?
Эффективное общение — это не просто передача информации. Для эффективного общения, важно не только уметь говорить, но еще уметь слушать, слышать и понимать, о чем говорит собеседник. Эти способности эффективного общения каждый развивает в себе самостоятельно, учась у людей, которые нас окружают.
Можно выделить самые основные правила, которые помогают сделать общение с совершенно разными людьми и в различных сферах жизни более эффективным:
Нужно помнить, что для эффективного общения, между собеседниками должен быть установлен контакт.
Для эффективного общения рекомендуется также говорить в том же темпе и в том же объеме, а также используя аналогичную позу (стоя либо сидя) что и собеседник. Известно, что люди любят, когда им подражают.
Не стоит использовать витиеватые длинные фразы в разговоре, используя лишь общие слова, ведь в этом случае есть риск остаться не понятыми. Важно все же говорить конкретно и по существу, чтобы собеседник мог без труда все понять и при чем понять именно так, как было задумано.
Невербальное общение — это очень важная составляющая эффективного общения. Лишь 7% общения составляют непосредственно слова. Это означает, что 93 % общения состоит из мимики и жестов. Невербальное общение используется и для того, чтобы показать ответную реакцию на то, что нам сообщают.
После того как разговор закончен, нужно сообщить определенную информацию, обязательно убедившись в том, что вас поняли правильно.
Не стоит пассивно воспринимать информацию собеседника. В ходе беседы рекомендуется давать понять жестами, мимикой словами то, что вы слушаете и слышите собеседника, вы понимаете то, о чем он сообщает.
Современный мир устроен так, что без эффективного общения с людьми, сложно добиться успехов в работе, построить личную жизнь. Эффективность общения, в первую очередь, зависит от того, насколько человек владеет речью и открыт общению.
В течение нашей жизни мы постоянно взаимодействуем друг с другом. Взаимодействуем не только с помощью речи, но и с помощью прикосновений, мимики, жестов и т. п. Такое взаимодействие мы называем общением.
Общение – это процесс установления контакта между людьми, в ходе которого происходит обмен информацией, необходимой для совместной деятельности и сотрудничества. Говорить об общении как о процессе конструктивного взаимодействия можно в том случае, когда оно включает в себя следующие этапы:
1. Знакомство (при первой встрече) и установление контакта.
2. Ориентировку в ситуации общения, осмысление происходящего.
3. Обсуждение интересующей проблемы.
4. Решение проблемы.
5. Завершение контакта (выход из него).
Существует два вида общения : личное и деловое. При личном общении происходит неофициальный обмен информацией. К примеру, это может происходить при встрече друзей и т. п. Деловое общение происходит тогда, когда люди включены в одну и ту же деятельность и их связывают совместные обязанности.
Способы конструктивного взаимодействия.
Упражнение «Решение проблемных ситуаций»
Цель: использование техник и средств общения в решении проблемных ситуаций, возникающих в процессе работы.
Содержание
Группа делится на три подгруппы, каждой выдается карточка.
Задание: решить ситуацию, чтобы остались довольны все.
А) Мать, придя за ребенком вечером, не может найти его варежки, начинает ворчать, злиться на ребенка.
Б) Родители, придя на родительское собрание, на вашу просьбу снять верхнюю одежду отказались.
В) Отец, забирая своего ребенка, бурно отреагировал на ваше предложение помочь в ремонте.
Г) Воспитатель должен утром пойти в поликлинику на прием к специалисту. Его замещает новый педагог, который недавно пришел в коллектив, не знает родителей и детей, а также особенностей группы.
Д) Педагог зашел утром в группу решить какой-то вопрос и уже уходит, так как приближается время визита к врачу. На пути его останавливают родители, дети с различными вопросами и делами, которые надо решить на ходу.
- мама самого активного воспитанника : «Вы хотели побеседовать со мной о поведении сына. Сейчас у меня есть время. Вообще я считаю, что вы к нему несправедливы»
- Воспитанник : «Вы обещали сегодня провести на прогулке опыты со снегом».
Задача воспитателя – решить все вопросы по существу за определенный, короткий срок, избегая возникновения конфликта.
Упражнение «За стеклом»
Цель: отработка умений невербального взаимодействия, формирование установки на взаимопонимание, сплочение группы.
Содержание
Участники разбирают карточки, на каждой из которых написан отрывок из известного стихотворения. Один из участников выходит в центр круга и изображает его (жестами, мимикой, а группа отгадывает. После того, как отрывок будет угадан, обсудить, какой из способов невербальной передачи был наиболее эффективным.
Упражнение «Дом инвалидов»
Цель: формирование паралингвистических и оптокинестических навыков общения; совершенствование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.
Содержание
Группа разбивается на тройки. В каждой тройке распределяются обязанности:
- один из участников играет роль «глухого и немого» : он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении зрение, жесты, пантомимика;
- второй участник играет роль «глухого и паралитика» : он не может говорить и не может пользоваться жестами, пантомимикой.
- третий «слепой и немой» : он способен только слышать и показывать.
Всей тройке предлагается задание «Договориться о месте, времени и цели встречи». На упражнение дается 15 минут.
Упражнение «Календарь»
Цель: развитие сотрудничества и эффективного взаимодействия в команде.
Содержание:
Всем участникам прикладывают на грудь по листку отрывного календаря. Листки надо подобрать так, чтобы играющие могли выполнить разнообразные задания.
- Собрать команду, состоящую из 7 человек (7 дней недели). Число и месяц значения не имеют. Побеждает команда, вставшая в шеренгу первой.
- Собрать команду, состоящую из 5 одинаковых дней недели (вторников, четвергов, пятниц и т. д. Числа значения не имеют. Побеждает команда собравшаяся первой. Все становятся в круг, поднимают вверх руки и называют свой день.
- Найти вчерашний день (например, «5 июня» ищет «4 июня» и т. д.).Побеждает пара, первая явившаяся к ведущему.
- Собраться и построится так, чтобы из чисел образовался 2018 или какой-либо другой год, по указанию ведущего и т. п.
Короткометражный мультфильм "Мост"
Основная идея. Уступать — не значит беспрекословно соглашаться с любой глупостью. Это значит признать право другого человека иметь свое мнение и не навязывать свое. Можно выйти с достоинством из любой конфликтной ситуации, не требуя безоговорочного признания своей правоты.
Сюжет. Мудрая история о том, как важно вовремя уступить. На узком мосту встречаются два больших зверя, но никто их них не хочет уступать друг другу место. В это же время мост ещё хотят перейти два маленьких зверька и просят медведя и лося уступить им место, но те отбрасывают зверьков и продолжают свой спор. Тогда зайчик с одного конца моста перегрызает верёвку, а енот со своей стороны моста её развязывает, при этом мост переворачивается, и большие животные падают. Маленькие звери начинают иди по тонкой стороне перевёрнутого мостика и тоже встречаются на середине, но быстро придумывают решение как каждому их них перейти мост.
Обсуждение.
1. В чем состоит основная идея мультфильма?
2. Какие качества героев привели к конфликту?
3. Перечислите качества, которые способствуют избеганию конфликтных ситуаций?
4. Какие стратегии поведения в конфликте вы увидели в этом сюжете?
Рефлексия «Четыре шляпы».
Каждой группе участников предлагается выбрать одну из четырех шляп и проанализировать мероприятие, используя идею метода Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления», в основе которого лежит идея параллельного мышления.
Красная шляпа - участники анализируют мероприятие с позиции чувств, им нужно рассказать нам, что почувствовали, какие испытали чувства.
Черная шляпа - выступающим нужно попытаться найти неудавшиеся моменты в мероприятии.
Желтая шляпа - выступающие будут искать только всё самое хорошее, будут смотреть на содержание данного мероприятия только с позиции оптимиста.
Зеленая шляпа - выступающие попытаются уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложить креативные идеи.