МААМ-картинки

Интонационная выразительность речи

Ледяева Ольга Сергеевна
Интонационная выразительность речи
▼ Скачать + Заказать документы

Интонационная выразительность речи.

Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации. "Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идёт об интонации. Так, например, «…есть пятьдесят способов сказать "да" и пятьсот способов сказать "нет", в то время как написать это слово можно только один раз". (Б. Шоу).

Публикация «Интонационная выразительность речи» размещена в разделах

Интонация - это сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональные оттенки речи. Интонация является средством эмоционально-волевого отношения говорящего к содержанию речи, обращенной к слушателям. Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты:

- темп (ускорение и замедление скорости произносимых фраз);

- ритм (чередование ударных слогов);

- тембр (изменение эмоциональной окраски голоса);

- логическое ударение (выделение наиболее важных по смыслу слов);

- мелодика (повышение или понижение тона голоса в начале, середине и в конце фразы, одновременно с повышением и понижением голоса изменяется и его сила).

Игры на развитие силы голоса.

Игра №1: «Покажи, как подают голоса разные животные, насекомые, птицы. Если они далеко? (тихо) Если они близко (громко?»

Близко. Далеко.

Жук (ЖЖЖ) –? ?

Комар (ЗЗЗ) –? ?

Кузнечик (ЦЦЦ) –? ?

Кукушка (КУ-КУ) –? ?

Лягушка (КВА) –? ?

Сова (УХ) –? ?

Корова (МУ) –? ?

Игра №2. «Покажи, как гудит приближающийся самолет, поезд, машина и т. д. (Шепот; тихо; обычная; громко; очень громко, а затем удаляющийся».

Поезд – О О О О О (нарастание силы голоса)

Машина – А А А А А (нарастание силы голоса)

Самолет – У У У У У (нарастание силы голоса)

Игры по развитию высоты голоса.

Игра №1: «Лягушка и лягушонок»

Взрослый будет "лягушкой", ребенок – "лягушонком". Скажите малышу, что лягушки квакают громко: «КВА-КВА-КВА», а маленькие лягушата - тихо: «Ква-ква-ква». Поговорите друг с другом на «лягушачьем» языке: «КВА-КВА-КВА» – «Ква-ква-ква». Точно так же можно организовать "диалог" собаки и щенка, кошки и котенка и т. д.

Игра №2: «Три медведя».

Приготовьте три игрушечных медведя (большого, среднего и совсем маленького). Вспомните с ребенком сказку Л. Толстого «Три медведя». Предложите ребенку озвучить «толстым» (басистым) громким голосов слова папы–медведя (пусть малыш возьмет в руки большого медведя): «КТО ЕЛ ИЗ МОЕЙ МИСКИ?». Потом потренируйтесь с малышом говорить за маму-медведицу спокойным голосом: «Кто сидел на моём стуле?». И наконец, за Мишутку – тоненьким голоском: «Кто ложился в мою постель?».

Игры на развитие тембра голоса

Игра №1: «Сейчас произнесу предложение, а ты подумай, каким тоном оно было произнесено».

1. Скоро гроза! (недовольно)

2. Скоро гроза! (радостно)

3. Скоро гроза! (удивленно)

4. Скоро гроза, (грустно)

5. Скоро гроза! (со страхом, испуганно)

Игра №2: Перед ребенком раскладываются картинки с изображением людей разной возрастной категории (женщина, мужчина, ребенок, бабушка, дедушка) «Рассмотри внимательно картинки. Послушай и определи, чей голос звучит. Покажи подходящую картинку». Взрослый произносит любую фразу.

Игра №3: Сюжетная картинка с персонажем сказки «Колобок».

В предварительной беседе уточняется содержание сказки «Колобок», ее действующие лица. Выясняется, какими голосами они говорят – одинаковыми или разными. Если они говорят разными голосами, то что характерно для каждого из них.

Инструкция: «Вспомни, кто пугал колобка и хотел его съесть? Каким голосом говорили…

Заяц – // – (звонким, задорным, чистым голосом)

Волк – // – (грубым, низким голосом, с угрозой).

Медведь – // – (громким, низким, спокойным).

Лиса – // – (мягким, ласковым, хитрым голосом)

Игры на развитие темпа и ритма.

Игра №1. «Послушай и повтори так же».

-Представь, что по дорожке бежит козленок. Его копытца стучат вот так:

- - - - - (Громкие удары кулаками по столу с одинаковой силой, но через разные промежутки времени.)

А теперь на дорожке показался кролик. Он прыгает тихо-тихо, вот так:

\ \ \ \ \ (Тихие удары кончиками всех пальцев по столу, выполненные через разные промежутки времени)

А вот по дорожке побежал поросенок. Его копытца застучали так:

-\-\-\ (По очереди тихие и громкие хлопки в ладоши.)

Игра №2: «Барабан»

Возьмите барабан (или палочку и коробку) и медленно стучите в барабан: БАМ, БАМ, БАМ. Потом постучите быстро: бам–бам-бам. Ребенку нужно голосом повторять звучание барабана – медленное или быстрое.

Игра №3: «Поезд»

Поиграйте с ребенком в движущийся поезд. Обозначьте "станцию", возле которой ваш "состав" будет замедлять ход. Встаньте с ребенком паровозиком возле "станции". И начинайте передвигаться по комнате, приговаривая: «Чух…-чух…-чух.», потом постепенно ускоряя темп движения: «Чух-чух-чух». При подъезде к "станции" "поезд" должен опять замедлить ход: «Чух…-чух…-чух.».

Учитель-логопед: Ледяева Ольга Сергеевна

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие в страну красивой речи» «Открытое занятие по развитию речи "Путешествие в страну красивой речи"» Цель: закрепить навыки правильного звукопроизношения Задачи:.

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну красивой речи!» МБДОУ «Детский сад №21» Г. Усолье-сибирское Воспитатель подготовительной группы Татьяна Владимировна Бойкова Конспект ООД по развитию речи.

Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук [З]» Конспект ООД по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звук з-зь» Воспитатель: Соловьева Т. А. Цель: Познакомить.

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Зарина Муртузова Конспект ООД по развитию речи в старшей.

Консультация для воспитателей «Музыка и выразительность речи детей дошкольного возраста» Что такое Новогодний утренник и для чего он нужен? Это, прежде всего мероприятие для детей, это праздник не только вашего ребенка, но и.

Мастер-класс с детьми школьного возраста «Пластическая выразительность»Мастер-класс с детьми школьного возраста «Пластическая выразительность» Сегодня мы с ребятами работали над сценической выразительностью с помощью тренингов и упражнений. ,что является основой игры актера. Говоря.

Методическая разработка урока «Выразительность и изобразительность в музыке» министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение.

НОД по развитию речи на тему «Звуковая культура речи. Звуки [л], [л’]» (средняя группа) НОД по развитию речи на тему «Звуковая культура речи. Звуки [л], [л’]» (средняя группа) Цель Упражнять детей в четком произнесении звука.

Тренинг с педагогами «Выразительность мимики и жестов» Тренинговое занятие «Выразительность мимики и жестов» Цель: формирование потребности в использовании выразительной мимики и речи, артистизма.

Занятие по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» Тема: Звуковая культура речи: звук ш. Задачи: -Упражнять в правильном произношении звука ш -Способствовать формированию умения четко произносить.

Автор публикации:
Интонационная выразительность речи
Опубликовано: 30 ноября 2019 в 11:46
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интонационная выразительность речи» (включая файлы) размещена пользователем Ледяева Ольга Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД