Получи документы

Интонационная выразительность речи

Ледяева Ольга Сергеевна
Интонационная выразительность речи
▼ Скачать + Заказать документы

Интонационная выразительность речи.

Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации. "Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идёт об интонации. Так, например, «…есть пятьдесят способов сказать "да" и пятьсот способов сказать "нет", в то время как написать это слово можно только один раз". (Б. Шоу).

Темочки:

Интонация - это сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональные оттенки речи. Интонация является средством эмоционально-волевого отношения говорящего к содержанию речи, обращенной к слушателям. Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты:

- темп (ускорение и замедление скорости произносимых фраз);

- ритм (чередование ударных слогов);

- тембр (изменение эмоциональной окраски голоса);

- логическое ударение (выделение наиболее важных по смыслу слов);

- мелодика (повышение или понижение тона голоса в начале, середине и в конце фразы, одновременно с повышением и понижением голоса изменяется и его сила).

Игры на развитие силы голоса.

Игра №1: «Покажи, как подают голоса разные животные, насекомые, птицы. Если они далеко? (тихо) Если они близко (громко?»

Близко. Далеко.

Жук (ЖЖЖ) –? ?

Комар (ЗЗЗ) –? ?

Кузнечик (ЦЦЦ) –? ?

Кукушка (КУ-КУ) –? ?

Лягушка (КВА) –? ?

Сова (УХ) –? ?

Корова (МУ) –? ?

Игра №2. «Покажи, как гудит приближающийся самолет, поезд, машина и т. д. (Шепот; тихо; обычная; громко; очень громко, а затем удаляющийся».

Поезд – О О О О О (нарастание силы голоса)

Машина – А А А А А (нарастание силы голоса)

Самолет – У У У У У (нарастание силы голоса)

Игры по развитию высоты голоса.

Игра №1: «Лягушка и лягушонок»

Взрослый будет "лягушкой", ребенок – "лягушонком". Скажите малышу, что лягушки квакают громко: «КВА-КВА-КВА», а маленькие лягушата - тихо: «Ква-ква-ква». Поговорите друг с другом на «лягушачьем» языке: «КВА-КВА-КВА» – «Ква-ква-ква». Точно так же можно организовать "диалог" собаки и щенка, кошки и котенка и т. д.

Игра №2: «Три медведя».

Приготовьте три игрушечных медведя (большого, среднего и совсем маленького). Вспомните с ребенком сказку Л. Толстого «Три медведя». Предложите ребенку озвучить «толстым» (басистым) громким голосов слова папы–медведя (пусть малыш возьмет в руки большого медведя): «КТО ЕЛ ИЗ МОЕЙ МИСКИ?». Потом потренируйтесь с малышом говорить за маму-медведицу спокойным голосом: «Кто сидел на моём стуле?». И наконец, за Мишутку – тоненьким голоском: «Кто ложился в мою постель?».

Игры на развитие тембра голоса

Игра №1: «Сейчас произнесу предложение, а ты подумай, каким тоном оно было произнесено».

1. Скоро гроза! (недовольно)

2. Скоро гроза! (радостно)

3. Скоро гроза! (удивленно)

4. Скоро гроза, (грустно)

5. Скоро гроза! (со страхом, испуганно)

Игра №2: Перед ребенком раскладываются картинки с изображением людей разной возрастной категории (женщина, мужчина, ребенок, бабушка, дедушка) «Рассмотри внимательно картинки. Послушай и определи, чей голос звучит. Покажи подходящую картинку». Взрослый произносит любую фразу.

Игра №3: Сюжетная картинка с персонажем сказки «Колобок».

В предварительной беседе уточняется содержание сказки «Колобок», ее действующие лица. Выясняется, какими голосами они говорят – одинаковыми или разными. Если они говорят разными голосами, то что характерно для каждого из них.

Инструкция: «Вспомни, кто пугал колобка и хотел его съесть? Каким голосом говорили…

Заяц – // – (звонким, задорным, чистым голосом)

Волк – // – (грубым, низким голосом, с угрозой).

Медведь – // – (громким, низким, спокойным).

Лиса – // – (мягким, ласковым, хитрым голосом)

Игры на развитие темпа и ритма.

Игра №1. «Послушай и повтори так же».

-Представь, что по дорожке бежит козленок. Его копытца стучат вот так:

- - - - - (Громкие удары кулаками по столу с одинаковой силой, но через разные промежутки времени.)

А теперь на дорожке показался кролик. Он прыгает тихо-тихо, вот так:

\ \ \ \ \ (Тихие удары кончиками всех пальцев по столу, выполненные через разные промежутки времени)

А вот по дорожке побежал поросенок. Его копытца застучали так:

-\-\-\ (По очереди тихие и громкие хлопки в ладоши.)

Игра №2: «Барабан»

Возьмите барабан (или палочку и коробку) и медленно стучите в барабан: БАМ, БАМ, БАМ. Потом постучите быстро: бам–бам-бам. Ребенку нужно голосом повторять звучание барабана – медленное или быстрое.

Игра №3: «Поезд»

Поиграйте с ребенком в движущийся поезд. Обозначьте "станцию", возле которой ваш "состав" будет замедлять ход. Встаньте с ребенком паровозиком возле "станции". И начинайте передвигаться по комнате, приговаривая: «Чух…-чух…-чух.», потом постепенно ускоряя темп движения: «Чух-чух-чух». При подъезде к "станции" "поезд" должен опять замедлить ход: «Чух…-чух…-чух.».

Учитель-логопед: Ледяева Ольга Сергеевна

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие в страну красивой речи» «Открытое занятие по развитию речи "Путешествие в страну красивой речи"» Цель: закрепить навыки правильного звукопроизношения Задачи:.

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну красивой речи!» МБДОУ «Детский сад №21» Г. Усолье-сибирское Воспитатель подготовительной группы Татьяна Владимировна Бойкова Конспект ООД по развитию речи.

Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук [З]» Конспект ООД по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звук з-зь» Воспитатель: Соловьева Т. А. Цель: Познакомить.

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Зарина Муртузова Конспект ООД по развитию речи в старшей.

Консультация для воспитателей «Музыка и выразительность речи детей дошкольного возраста» Что такое Новогодний утренник и для чего он нужен? Это, прежде всего мероприятие для детей, это праздник не только вашего ребенка, но и.

Мастер-класс с детьми школьного возраста «Пластическая выразительность»Мастер-класс с детьми школьного возраста «Пластическая выразительность» Сегодня мы с ребятами работали над сценической выразительностью с помощью тренингов и упражнений. ,что является основой игры актера. Говоря.

Методическая разработка урока «Выразительность и изобразительность в музыке» министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение.

НОД по развитию речи на тему «Звуковая культура речи. Звуки [л], [л’]» (средняя группа) НОД по развитию речи на тему «Звуковая культура речи. Звуки [л], [л’]» (средняя группа) Цель Упражнять детей в четком произнесении звука.

Тренинг с педагогами «Выразительность мимики и жестов» Тренинговое занятие «Выразительность мимики и жестов» Цель: формирование потребности в использовании выразительной мимики и речи, артистизма.

Занятие по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» Тема: Звуковая культура речи: звук ш. Задачи: -Упражнять в правильном произношении звука ш -Способствовать формированию умения четко произносить.

Автор публикации:
Интонационная выразительность речи
Опубликовано: 30 ноября 2019 в 11:46
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интонационная выразительность речи» (включая файлы) размещена пользователем Ледяева Ольга Сергеевна (УИ 2121914) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД