Ледяева Ольга Сергеевна
Интонационная выразительность речи
▼ Скачать + Заказать документы
Интонационная выразительность речи.
Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации. "Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идёт об интонации. Так, например, «…есть пятьдесят способов сказать "да" и пятьсот способов сказать "нет", в то время как написать это слово можно только один раз". (Б. Шоу).
Публикация «Интонационная выразительность речи» размещена в разделах
Интонация - это сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональные оттенки речи. Интонация является средством эмоционально-волевого отношения говорящего к содержанию речи, обращенной к слушателям. Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты:
- темп (ускорение и замедление скорости произносимых фраз);
- ритм (чередование ударных слогов);
- тембр (изменение эмоциональной окраски голоса);
- логическое ударение (выделение наиболее важных по смыслу слов);
- мелодика (повышение или понижение тона голоса в начале, середине и в конце фразы, одновременно с повышением и понижением голоса изменяется и его сила).
Игры на развитие силы голоса.
Игра №1: «Покажи, как подают голоса разные животные, насекомые, птицы. Если они далеко? (тихо) Если они близко (громко?»
Близко. Далеко.
Жук (ЖЖЖ) –? ?
Комар (ЗЗЗ) –? ?
Кузнечик (ЦЦЦ) –? ?
Кукушка (КУ-КУ) –? ?
Лягушка (КВА) –? ?
Сова (УХ) –? ?
Корова (МУ) –? ?
Игра №2. «Покажи, как гудит приближающийся самолет, поезд, машина и т. д. (Шепот; тихо; обычная; громко; очень громко, а затем удаляющийся».
Поезд – О О О О О (нарастание силы голоса)
Машина – А А А А А (нарастание силы голоса)
Самолет – У У У У У (нарастание силы голоса)
Игры по развитию высоты голоса.
Игра №1: «Лягушка и лягушонок»
Взрослый будет "лягушкой", ребенок – "лягушонком". Скажите малышу, что лягушки квакают громко: «КВА-КВА-КВА», а маленькие лягушата - тихо: «Ква-ква-ква». Поговорите друг с другом на «лягушачьем» языке: «КВА-КВА-КВА» – «Ква-ква-ква». Точно так же можно организовать "диалог" собаки и щенка, кошки и котенка и т. д.
Игра №2: «Три медведя».
Приготовьте три игрушечных медведя (большого, среднего и совсем маленького). Вспомните с ребенком сказку Л. Толстого «Три медведя». Предложите ребенку озвучить «толстым» (басистым) громким голосов слова папы–медведя (пусть малыш возьмет в руки большого медведя): «КТО ЕЛ ИЗ МОЕЙ МИСКИ?». Потом потренируйтесь с малышом говорить за маму-медведицу спокойным голосом: «Кто сидел на моём стуле?». И наконец, за Мишутку – тоненьким голоском: «Кто ложился в мою постель?».
Игры на развитие тембра голоса
Игра №1: «Сейчас произнесу предложение, а ты подумай, каким тоном оно было произнесено».
1. Скоро гроза! (недовольно)
2. Скоро гроза! (радостно)
3. Скоро гроза! (удивленно)
4. Скоро гроза, (грустно)
5. Скоро гроза! (со страхом, испуганно)
Игра №2: Перед ребенком раскладываются картинки с изображением людей разной возрастной категории (женщина, мужчина, ребенок, бабушка, дедушка) «Рассмотри внимательно картинки. Послушай и определи, чей голос звучит. Покажи подходящую картинку». Взрослый произносит любую фразу.
Игра №3: Сюжетная картинка с персонажем сказки «Колобок».
В предварительной беседе уточняется содержание сказки «Колобок», ее действующие лица. Выясняется, какими голосами они говорят – одинаковыми или разными. Если они говорят разными голосами, то что характерно для каждого из них.
Инструкция: «Вспомни, кто пугал колобка и хотел его съесть? Каким голосом говорили…
Заяц – // – (звонким, задорным, чистым голосом)
Волк – // – (грубым, низким голосом, с угрозой).
Медведь – // – (громким, низким, спокойным).
Лиса – // – (мягким, ласковым, хитрым голосом)
Игры на развитие темпа и ритма.
Игра №1. «Послушай и повтори так же».
-Представь, что по дорожке бежит козленок. Его копытца стучат вот так:
- - - - - (Громкие удары кулаками по столу с одинаковой силой, но через разные промежутки времени.)
А теперь на дорожке показался кролик. Он прыгает тихо-тихо, вот так:
\ \ \ \ \ (Тихие удары кончиками всех пальцев по столу, выполненные через разные промежутки времени)
А вот по дорожке побежал поросенок. Его копытца застучали так:
-\-\-\ (По очереди тихие и громкие хлопки в ладоши.)
Игра №2: «Барабан»
Возьмите барабан (или палочку и коробку) и медленно стучите в барабан: БАМ, БАМ, БАМ. Потом постучите быстро: бам–бам-бам. Ребенку нужно голосом повторять звучание барабана – медленное или быстрое.
Игра №3: «Поезд»
Поиграйте с ребенком в движущийся поезд. Обозначьте "станцию", возле которой ваш "состав" будет замедлять ход. Встаньте с ребенком паровозиком возле "станции". И начинайте передвигаться по комнате, приговаривая: «Чух…-чух…-чух.», потом постепенно ускоряя темп движения: «Чух-чух-чух». При подъезде к "станции" "поезд" должен опять замедлить ход: «Чух…-чух…-чух.».
Учитель-логопед: Ледяева Ольга Сергеевна