Снежкова Татьяна
Методическая разработка урока «Выразительность и изобразительность в музыке»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка урока
министерство общего и профессионального образования Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Шахтинский педагогический колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
на тему
«Выразительность и изобразительность в музыке»
ПМ. 01 Преподавание в области музыкального дополнительного образования
Публикация «Методическая разработка урока „Выразительность и изобразительность в музыке“» размещена в разделах
- ИЗО в школе
- Музыка. Конспекты уроков
- Работа музыкального руководителя
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
МДК. 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкального дополнительного образования
Специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Автор: преподаватель музыки, высшей квалификационной категории
Снежкова Т. В.
Шахты
2019
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
1. ПМ. 01 Преподавание в области музыкального дополнительного образования
2. МДК. 01.02. Подготовка педагога дополнительного образования в музыкальной области деятельности
3. Тема урока : «Выразительность и изобразительность в музыке»
4. Цели урока : освоение дидактических единиц:
уметь - демонстрировать способы, приемы музыкальной деятельности в области дополнительного образования детей;
формирование элементов
- профессиональных компетенций: ПК 1.3 Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.
ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего, на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
- общих компетенций: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных
задач, оценивать их эффективность и качество ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
5. Задачи:
обучающая: сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений разных эпох, стилей и жанров;
развивающая: развитие умений аргументированно оценивать свои и чужие мнения, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него;
воспитательная: воспитывать способность воспринимать и анализировать смысл художественного образа, музыкального произведения;
социальная: понимание сущности и значимости будущей профессии.
6. Тип урока : проблемно-диалогический.
7. Вид урока : ведение новых знаний на основе деятельностного подхода.
8. Используемые формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
9. Используемые методы обучения :
• словесный: беседа, дискуссия.
• наглядный: демонстрация презентации, видеофильма., репродукции картин;
• практический: метод художественного контекста, импровизация, перевод на язык другого искусства, метод продуктивно-творческой деятельности, ассоциативный ряд; метод «Я и МЫ»;
• исследовательский: эссе-размышление, метод анализа музыки, обобщений, выводы;
• рефлексивный: текущая рефлексия, итоговая рефлексия.
10. Принципы:
• коммуникативной направленности,
• индивидуального и дифференцированного подхода,
• деятельностного подхода в обучении,
• наглядности, доступности.
11. Учебно-методическое обеспечение урока :
• дидактические средства: электронная презентация, видеофильм, фортепиано, репродукции картин,
• технические средства: мультимедийный проектор, компьютеры.
А. Рыбников, ст. Р. Тагора, рус. текст А. Адалис «Последняя поэма» из к/ф «Вам и не снилось»;
Л. -В. Бетховен, Соната №14 «Лунная», 1ч. и 3ч.
А. Рыбников, романс «Я тебя никогда не забуду» из рок оперы «Юнона и Авось»
12. Метопредметные связи : литература, живопись, кино.
13. Прогнозируемый результат:
- формирование умений:
- демонстрировать способы, приемы деятельности в избранной области дополнительного образования детей;
- использовать ИКТ и технические средства обучения в образовательном процессе;
- формирование элементов общих и профессиональных компетенций:
ПК 1.3 Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.
ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего, на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ответственности за качество образовательного процесса.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
ЭТАП УРОКА
ВРЕМЯ ЭТАПА
ЗАДАЧИ ЭТАПА
СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА ФОРМЫ
ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ МЕТОДЫ И
ПРИЕМЫ РАБОТЫ
СРЕДСТВА
ОБУЧЕНИЯ
1 2 3 4 5 6 7
Организационный момент
3
Проверить готовность обучающихся к уроку. Музыкальное приветствие
Озвучивает план и организацию проведения урока. Доклад старосты группы о готовности к уроку.
Формулирование темы и цели урока.
Фронтальная.
Беседа.
Электронная презентация.
Мотивация учебной деятельности. 5 Создание проблемной ситуации.
Поиск решения, открытие новых знаний Звучит фрагмент песни А. Рыбникова на стихи Р. Тагора (русский текст А. Адалис, «Последняя поэма» из к/ф «Вам и не снилось». Фронтальная,
индивидуальная Дискуссии.
Метод анализа музыки Фрагмент фильма «Вам и не снилось»
Актуализация знаний
8 Определить эпоху, жанр, автора и, можно, название произведения.
Музыкальный фрагмент – загадка. Звучит Л. В. Бетховен, соната №14, «Лунная», 3-я часть Фронтальная,
индивидуальная Метод художественного контекста,
Метод перевода на язык другого искусства Портрет Дж. Гвиччарди, стихи, презентация
Практическая работа.
15
Вокальная импровизация.
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства
Вокально-хоровая работа над выразительностью исполнения
Собственная мелодия, сочинённая на литературный текст, поможет полнее воспринять аналогичное по настроению музыкального проведения, проявить индивидуальные способности. В ходе создания импровизации каждый обучающийся ощущает себя творцом, композитором, где его и только его ощущения найдут воплощение в музыкальных созвучиях.
Романс «Я тебя никогда не забуду» из рок-оперы А. Рыбникова и стихи А. Вознесенского «Юнона и Авось» (Видео фрагмент) Индивидуальная
Групповая Метод продуктивно-творческой
деятельности
Ассоциативный ряд
«Перевод на язык другого искусства» Видеофильм,
Фортепиано
Репродукции картин
Обобщение и систематизация знаний. 8 Перед слушанием ставится творческая проблемная ситуация, в которой обучающиеся должны выступить в роли драматурга и придумать свою историю, которую, на их взгляд, поведала им музыка. Фрагмент музыки из оперы -«Сцена помолвки и прощания»
“Пластическое интонирование”- это один из способов, одна из возможностей проживания образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние.
«Пластическая импровизация» Групповая.
.
Метод продуктивно-творческой
деятельности
Метод пластической ипровизации.
Электронная презентация.
Аудиозапись
Подведение
итогов.
Рефлексия 3 Организовать рефлексию обобщения и систематизации знаний и умений по полученным результатам. Высказывания обучающихся в форме обобщения и закрепления. Индивидуальная
Фронтальная.
Текущая рефлексия.
Презентация
Контроль и оценка знаний 3 Подвести итоги работы, дать самооценку, с которой преподаватель или соглашается или корректирует её. Выставление отметок обучающимся за активную работу в течение всего урока.
Поиск оригинальных форм отражения результатов работы, реализация в этом процессе всех своих способностей, свободное самовыражение
Выдача домашнего задания. Индивидуальная Итоговая рефлексия
Преподаватель предлагает завершить занятие и подвести итоги по методу «Я и МЫ» Электронная презентация.
Критерии оценивания
Оценка «отлично» : дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный, чистое интонирование и ритмически точное исполнение песенного репертуара; выразительное исполнение.
Оценка «хорошо» : ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами преподавателя, в основном чистое интонирование, ритмически правильное; пение недостаточно выразительное.
Оценка «удовлетворительно» : ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов преподавателя, допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни; неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности; пение невыразительное.
Оценка «неудовлетворительно» : ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала, -исполнение неуверенное, фальшивое.
Литература
1. Абдулин Э. Б. Методика музыкального образования. - М., 2012.
2. Абдулин Э. Б. Теория музыкального образования. - М., 2013.
3. Алиеа Ю. Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта. - М., 2000
4. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания. – М., 2011.
5. Булучевский Ю. С. Краткий музыкальный словарь – М. ,2012.
6. Вахромеев В. А. Элементарная теория музыки. – М., 2013.
7. Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей: Учебник для студ. пед. училищ и колледжей. М: Гуман. изд. центр ВЛАДОС,2011г.
8. Гуслова М. Н. Инновационные пед. технологии. Учеб. пособие для студентов СПО – М. Изд. центр «Академия», 2011г.
9 .Королева Т. П. Методика музыкального воспитания. – М., 2010.
10Майковская Л. С. Артистизм учителя музыки. – М., 2005.
1. Осеннева М. С. Теория и методика музыкального воспитания. - М. : Издательский центр «Академия», 2012г.