Получи документы

Интерактивные задания по математике как средство развития познавательных УУД

Осмоловская Алена
Интерактивные задания по математике как средство развития познавательных УУД
▼ Скачать + Заказать документы

Осмоловская Алёна Александровна,

студентка 2 курса

ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»,

руководитель Порсина Анастасия Владимировна,

преподаватель

Камышловский городской округ

Интерактивные задания по математике как средство развития познавательных УУД у младших школьников

Публикация «Интерактивные задания по математике как средство развития познавательных УУД» размещена в разделах

Актуальность развития познавательных УУД у младших школьников посредством использования интерактивных заданий по математики обусловлена потребностью учителей начальных классов в определении оптимальных способов применения и организации использования интерактивных средств на уроках математики в начальной школе, т. е. создании с их помощью естественных ситуаций, взаимодействия участников процесса обучения.

Использование интерактивных заданий открывает новые возможности в организации учебного процесса, а также в развитии познавательных УУД обучающихся. Актуальностью развития познавательных УУД у младших школьников посредством интерактивных заданий по математике, является эффективным педагогическим инструментом, позволяющим обеспечить результативную учебную деятельность, сделать ее творческой и интересной, а обучение – развивающим.

Таким образом, интерактивные методы обучения в начальной школе, могут быть использованы для обучения младших школьников уже с первого класса. Это поможет сделать процесс обучения более осмысленным, логически завершенным, эмоционально положительно окрашенным и, как следствие, более эффективным.

На основе анализа нормативных документов, психолого-педагогической, методической литературы и педагогического опыта определены следующие противоречия:

между требованиями, которые предъявляются к результату образования, зафиксированном в ФГОС НОО, в части развития познавательных УУД у младших школьников, и недостаточным уровнем развития познавательных УУД у обучающихся младших классов;

между необходимостью внедрения в образовательный процесс интерактивных заданий и недостаточным уровнем внедрения интерактивных технологий, обеспечивающих этот процесс в образовательных организациях;

между наличием достаточного количества теоретических исследований по проблеме развития познавательных УУД и недостаточным количеством учебно-методических материалов (интерактивных заданий, применение которых будет способствовать развитию познавательных УУД у младших школьников на уроках математики.

Выявленные противоречия указывают на проблему: недостаточное количество разработанных интерактивных заданий, влияющих на развитие познавательных УУД у младших школьников на уроках математики.

Выявленная проблема: не достаточное количество учебно-методических материалов (интерактивных заданий, направленных на развитие познавательных УУД у младших школьников на уроках математики подвели к выбору темы курсового проекта «Интерактивные задания по математике, как средство развития познавательных УУД у младших школьников».

Объектом исследования является процесс развития познавательных УУД у младших школьников.

Именно поэтому, практическая значимость заключается в том, что подобранные (разработанные) интерактивные задания могут использоваться учителями начальных классов для развития познавательных УУД у младших школьников на уроках математики.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как "научить учиться". Важнейшей задачей современной системы образования является развитие совокупности "универсальных учебных действий", обеспечивающих компетенцию "научить учиться", а не только освоение обучающихся конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через развитие универсальных учебных действий (УУД, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение обучающихся универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Таким образом, в широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе учебной деятельности, базирующейся на учебно-познавательных мотивах.

В более узком (собственно психологическом значении) термин "универсальные учебные действия" можно определить, как совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Современные дети очень сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Тревогу вызывает потеря интереса к учению. Успешное обучение в начальной школе невозможно без развития у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для развития УУД.

Поэтому проблема развития познавательных УУД у младших школьников, в частности на уроках математики в начальной школе, является актуальной в современном образовании.

Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий.

Главным из них является развитие познавательных универсальных учебных действиях, которые для успешного обучения должны быть сформированы уже в начальной школе. Для развития познавательных УУД – подобраны задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературе есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

Познавательные универсальные учебные действия включают: обще-учебные, логические, действия постановки и решения проблем.

1. Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств : знаково-символические моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Универсальные логические действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

В процессе развития познавательных универсальных учебных действий, пожалуй, самое важное — научить младших школьников делать маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя, а таили бы в себе возможность для «умственного прорыва». Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, может привести к личным победам в развитии ума.

Развитию познавательных УУД способствует применение различных образовательных технологий.

Каждый предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для развития познавательных УУД.

Способность обучающегося самостоятельно и успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают обучающимся и возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Таким образом, овладение умением учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

1) познавательные и учебные мотивы;

2) учебную цель;

3) учебную задачу;

4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Развивать познавательные УУД на уроках математики можно с помощью различных видов заданий : «Найти отличия», «Поиск лишнего», «Лабиринты», «Цепочки», работа с разными видами таблиц.

Использование интерактивных заданий делает обучающегося самостоятельным, приспособленным к жизни, умеющим ориентироваться в разнообразных ситуациях, способствует развитию познавательных, творческих навыков обучающегося, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве; развитию критического мышления, навыков информационной деятельности. С использованием данной технологии учитель получает действенный способ формирования мотивации учения, творческого осмысления материала, тщательного закрепления знаний. Интерактивные задания - это задания, которые использует учитель на уроках. Их можно выполнять непосредственно в Интернете (режим онлайн) или после установки необходимой программы на компьютер.

Одной из особенностей интерактивных заданий и упражнений является то, что они направлены не только на закрепление пройденного материала, но и на получение нового. Получение нового учебного материала в рамках интерактивных заданий осуществляется обучающимися самостоятельно под управлением.

Дети легко и непринужденно входят в выполнение заданий, даже не понимая, какие сложные задачи они выполняют. Задания повышает умственную деятельность ребенка, позволяет ему решить более трудную задачу, по сравнению с уроком. Но это не означает, что занятия должны всегда проводиться в форме интерактивных заданий. Задание - это всего лишь один из методов повышения познавательной активности. Использование интерактивных заданий на уроках должно быть обосновано и продумано. Задания дают результаты только в сочетании с другими методами. Такими методами являются наблюдение, беседа, чтение и т. д.

Для создания разнообразных интерактивных заданий, способствуют разнообразные сервисы для создания интерактивности.

Список литературы:

1. Использование интерактивных методов на уроках математики в начальной школе // URL :https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-metod.

2. Поелуева М. И. Познавательные УУД URL :"Познавательные УУД" (solncesvet.ru) (дата посещения 03.11.20)

3. Рабочая программа по математике URL : https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-matematike. (Дата обращения 17.11.20)

4. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. - 1-е изд. - Москва: Народное образование, 2005. - 556 с.

5. Статья на тему: «Информационные технологии в педагогике» А. В. Таранцова. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-teh. (Дата обращения 15.03.21)

6. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителей [Текст] : / под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010.

7. / Федеральный государственный стандарт начального общего образования / М-во Образования и науки Рос. Федерации. – 3-е издательсво., перераб. – М. :Просвящение, 2020. – 47с. URL : https://fgos.ru/ (Дата обращения 5.04.21).

8. Формирование познавательных УУД на уроках математики через использование системы интерактивных приёмов URL : https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/formirova. (Дата обращения 1.04.21)

Публикации по теме:

Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников»Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников» Мастер-класс для родителей старшей группы Тема: «Использование конструктора ТИКО для развития познавательных способностей дошкольников».

Книга из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессовКнига из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессов Представляю вашему вниманию многофункциональную, развивающую книгу из фетра и ткани. Данное дидактическое пособие разработано и изготовлено.

Дидактические игры и задания по математикеДидактические игры и задания по математике Дидактические игры и задания по математике. Дидактическая игра служит для лучшего запоминания пройденного материала. Знания, полученные.

Дидактические игры по математике как средство развития дошкольниковДидактические игры по математике как средство развития дошкольников Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития детей. В.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Геометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работыГеометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работы Такое распространенное и доступное дидактическое средство как мозаика известно каждому педагогу. Мозаика может быть абсолютно разной –.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Игры и задания для развития речи ребенкаИгры и задания для развития речи ребенка Игры и задания для развития речи ребенка. Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальных классах у ребенка возникают трудности,.

Игры и задания для развития речи ребенкаИгры и задания для развития речи ребенка Игры и задания для развития речи ребенка. Часть 2. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые.

Мягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольниковМягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольников Мягкая книга Цели:1. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интерактивные задания по математике как средство развития познавательных УУД
Опубликовано: 26 апреля 2021 в 15:48
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интерактивные задания по математике как средство развития познавательных УУД» (включая файлы) размещена пользователем Осмоловская Алена (УИ 2657181) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД