Екатерина Чернова
Интерактивные музыкально-дидактические игры для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Интерактивная музыкально – дидактическая игра
«Музыкальные инструменты» Младшая группа
https://learningapps.org/watch?v=pnj28s5wj23
Интерактивная музыкально – дидактическая игра «Песня, танец, марш». Подготовительная группа
https://learningapps.org/watch?v=pmo16077523
Пазлы
«Кузнечик музыкант»
Публикация «Интерактивные музыкально-дидактические игры для дошкольников» размещена в разделах
https://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=1a7a0d661039
«Снеговик»
https://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=0c6acb80e8a4
«Новый год»
https://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=330209a8988b
Герб Тонкино
https://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=2c9407665fad
Каждый из нас видел или слышал, как музыкант виртуозно играет произведения классической музыки, или как оперный певец выводит сложнейшие вокальные партии. И мы, конечно, восхищаясь музыкальными способностями этих людей, даже не задумываемся, что зарождение этих способностей и их развитие начиналось в период дошкольного детства.
Многими исследователями, Л. Баренбоймом, Б. В. Асафьевым, Б. М. Тепловым доказано, что формирование музыкальных способностей нужно начинать с раннего возраста. Если ребёнка не погружать в атмосферу музыки с детства, вряд ли он восполнит отсутствие музыкальных впечатлений, когда станет взрослым. Чем раньше мы распахнём для ребёнка дверь в мир музыки, где царят не слова, а звуки, начнём вместе с ним петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, тем более музыкальным он станет. Именно поэтому, многие специалисты утверждают, что дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования и развития музыкальных способностей. [1]
Все дети от природы музыкальны, но тогда почему из одних - вырастают выдающиеся музыканты, певцы, а у других - природные задатки никогда не развиваются в способности? Ответ очевиден. Музыкальная способность развивается только в результате занятия человеком музыкальной деятельностью. Значит нужно, во - первых, создать для ребёнка такие условия, чтобы он сам захотел петь, слушать музыку, танцевать, играть на музыкальных инструментах, т. е. приобщать его к музыкальной деятельности, а во-вторых - найти такие актуальные пути и средства, которые будут способствовать процессу развития музыкальных способностей дошкольников.
Одним из таких средств является музыкально - дидактическая игра. (далее по тексту - МДИ). Разработкой этой группы игр занимались Н. А. Ветлугина, А. Н. Зимина, Э. П. Костина, Н. Г. Кононова. Выдающиеся учёные, педагоги - практики подчёркивали, что основное назначение МДИ - в доступной игровой форме помочь детям разобраться в соотношении звуков по высоте, совершенствовать у них чувство ритма, ладовое чувство, т. е. развивать у детей основные музыкальные способности [3].
И, действительно, опыт музыкантов - специалистов, показывает, что МДИ необходимое и эффективное средство в решение такой важной задачи, как развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Применение МДИ известно давно, но педагогика - это не застывшая наука, а вечное движение вперёд, решение каких-то очередных проблем и рождение новых. И современные условия жизни, где использование информационных технологий уверенно завоевывает все новые позиции, где теперь ребёнка окружает огромное количество разной информации с яркими, динамично меняющимися образами, спецэффектами, заставляют педагогов - музыкантов искать новые, актуальные способы передачи знаний, соответствующие современным требованиям к осуществлению педагогической деятельности, т. е сменить привычку работать по определённому стереотипу на инициативную позицию. [2]
Согласно профессиональному стандарту "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утверждённому Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, среди необходимых умений для осуществления педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования, также отмечается владение педагогом ИКТ - компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. [4]
Исходя из этого, возникла необходимость внедрения в музыкально - образовательную деятельность МДИ с использованием информационно - компьютерных технологий. Считаю, что это позволит обновить содержание образовательного процесса по развитию музыкальных способностей и позволит вывести деятельность музыкального руководителя на новый, качественный уровень.
На первом этапе, чтобы определить эффективность педагогических действий и составить план дальнейшей работы, был проведён мониторинг музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста. [5] Его целью являлось не только выявление у детей трёх основных музыкальных способностей : - ладового чувства, - музыкально - слуховых представлений и чувства ритма, но и планирование своей работы по подбору и включению в музыкальную образовательную деятельность необходимых МДИ. Мониторинг показал, что у детей есть достаточный внутренний потенциал и возможности к развитию музыкальных способностей.
Вторым этапом стал тщательный анализ и переработка информации, которую я получила из разных интернет - источников. На различных сайтах и в группах существует большое количество интересных и разнообразных интерактивных МДИ, продемонстрированных в виде мультимедийных презентаций, которые можно использовать в музыкально - образовательной деятельности.
Также были изучены и нормативные документы: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденных 17 октября 2013 г. №1155; Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)" от 18 октября 2013 года; "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г. №26.
Итогом этого этапа стал отбор интерактивных МДИ, которые в полной мере способствуют развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста. Определён порядок использование ИКТ в ДОУ, согласно санитарным нормам и правилам: при просмотре детей располагают на расстоянии не ближе 2-3м. и не дальше 5-5,5 м. от экрана, продолжительность такой игры не должна превышать 10 минут. Чтобы музыкальное занятие всегда было для ребёнка "новым", неожиданным, считаю разумным, чтобы на занятии применялась одна интерактивная МДИ в том или ином виде музыкальной деятельности (восприятие музыки, певческая деятельность, развития чувства ритма, музыкально - ритмические движения). Это позволит не перегружать детей излишней информацией и даст возможность качественно осуществить сам процесс игры.
Для реализации поставленных задач в музыкальном зале был установлен мультимедийный проектор и ноутбук.
На следующем этапе работы были отдифференцированы все игры с учетом той способности, развитию которой она будет способствовать: ладовое чувство, музыкально - слуховые представления и музыкально - ритмическое чувство.
Ниже приведены несколько примеров таких игр и даны ссылки на источник для их нахождения в сети Интернет.