Мартехина Людмила
Интерактивные игры, как средство разрешения конфликтов у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности интерактивных игр и упражнений и их возможности
обучении конструктивному разрешению конфликтов детей старшего дошкольного возраста
Одна из центральных задач дошкольной педагогики и психологии - поиск путей эффективного обучения на занятиях, поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности, повышение самостоятельности.
Публикация «Интерактивные игры, как средство разрешения конфликтов у старших дошкольников» размещена в разделах
Многолетняя психолого- педагогическая практика показала, что в настоящее время в ДОУ отмечается катастрофически большое число не благополучных в психофизическом развитии детей, то есть детей с разными отклонениями в развитии: интеллектуальном, эмоциональном, моторно-двигательном, речевом, социально-психическом (слуховом зрительном) и др. Воспитатели недостаточно подготовлены к коррекционно- педагогической работе, родители также не умеют зачастую разрешать конфликты, прибегают к силе, подавлению детских шалостей. Поэтому существует много проблем у воспитателей и родителей в урегулировании и разрешении конфликтов между дошкольниками. Сегодня детям дается много знаний, новых понятий, и другой информации, они сильно утомляются, психически возбуждаются, не умея совладать с собой своими эмоциями- конфликтуют.
Занятия с использованием коррекционно-развивающих игр или игровых ситуаций являются эффективным средством воспитания и обучения. Детям интересно все, что связанно с игрой.
Очень часто у современных детей отсутствует положительный опыт общения, что приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, и в результате ненужные конфликты. Так и в игре дети используют, прежде всего, свой личный опыт, а он может оказаться как положительный, так и отрицательный.
В дошкольном детском коллективе игра выполняет индикаторную и воспитательную функции:
- Индикаторная функция выражается в выявлении проблемных зон в общении, очагов неблагополучия и источников противоречий между детьми. Как правило, каков ребенок в игре, таков он будет и в жизни [26].
-Воспитательная функция игры состоит в восстановлении атмосферы доверия в коллективе. В игре ребенок воспроизводит социальные роли, например: играет в хорошую маму, или воображает себя воспитателем и. т. д. Таким образом, мы видим неоспоримую значимость игры в жизни ребенка. Но в нутрии игровой деятельности в дошкольном возрасте складываются межличностные отношения порой достаточно жесткой структуры, и на данном этапе необходимы условия для коррекции поведения.
Итак, мы переходим к понятию интерактивные игры и упражнения
Понятие «интерактивный» к нам пришло из английского языка (interactive : inter-между, меж; active от act- действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо.
В отличие от обычных игр, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие дошкольников не только с воспитателем, но и друг с другом и на доминирование активности дошкольников в процессе обучения. Интерактивная игра имеет вид искусственной конструкции противоречий реальной жизни и является способом разрешения конфликтов. Она имеет преимущества в разрешении представленного в ней конфликта за счет его концентрации во времени и пространстве. Особенностью таких игр является, прежде всего, то, что они предназначены для решения задач создания ресурсов для развития мышления и деятельности.
Специальные игровые конструкции, которые применяются для обучения и решения проблем, могут способствовать становлению конфликтной компетенции в дошкольном возрасте. Интерактивная игра дает возможность увидеть или проследить, что ребенок думает или говорит по поводу данной конкретной ситуации, как ребенок обычно поступает, она позволяет побыть ребенку в заданной ситуации и получить опыт и варианты действий. В неконтролируемой же воспитателем игровой обстановке, при условии свободного выражения чувств и невмешательства воспитателя, конфликтность проявляется наиболее полно. А исход конфликта не имеет положительных результатов, ребенок не получает навыков и умения мирного разрешения конфликта.
Актуальность применять интерактивные игры в целях профилактики конфликтного поведения дошкольников в том, что современные дети в большинстве случаях ни в семье, ни в детском саду, так и не приобретают социального навыка разрешать конфликты грамотно, и без вреда для своего психологического здоровья.
Задача интерактивных игр заключается в выявлении через цепь ассоциаций "истинного" источника символической игры и в доведении его до сознания ребенка.
Так как ребенок дошкольного возраста воспринимает всю информацию посредством игры, интерактивные игры мы квалифицируем как:
-информационные и
-обучающие.
Информационный аспект игры в том, что эти игры в большей степени, чем просто детские ролевые или другие игры помогают социализации ребенка в обществе. Что проявляется в возможности моделировать жизненные проблемные ситуации, игры дают возможность ребенку прожить одну ситуацию в нескольких вариациях, и получить информацию о возможных вариантах поведения в разных ситуациях
Обучающий аспект игры, связан с обсуждением ситуаций. Интерактивные игры способствуют социализации дошкольников, поскольку обеспечивают опыт владения способами общения, что является важным условием налаживания конструктивного взаимодействия между детьми.
Таким образом, специальные игровые конструкции, которые применяются для обучения и решения проблем, способствуют становлению конфликтной компетентности у дошкольников [16].
Главная цель проведения интерактивных игр, в которых дети сталкиваются с проблемными ситуациями, - это:
-упражнять ребенка в применении ценных этических норм взаимоотношений;
-обеспечить ребенку возможность зрительного восприятия непривлекательности норм поведения;
-научить использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов;
-принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации;
-принимать ответственность за свои чувства на самих себя;
-проявлять миролюбивое стремление к взаимодействию с соперником.
В ходе таких игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной детсадовской жизни.
Интерактивные игры способствуют :
1. Лучше развить опыт взаимодействие с другими детьми.
2. Выявить личные качества дошкольника,
3. Укрепить его самооценку, уверенность в себе, ответственность за действия.
4. Сформировать умения работать в коллективе, предвидение последствий.
5. Сформировать умение моделировать поведение в конфликтах.
Интерактивные игры всегда рассчитываются на проведение в конкретной группе детского сада, обязательно учитывается нервно-психическая конституция каждого ребенка.
Позиция воспитателя в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана занятия. Главная цель воспитателя: обогатить это общение душевной теплой, чуткостью и уважением. После проведения игр детям предлагается проанализировать и обсудить полученный ими опыт, и здесь педагогу важно подчеркнуть ценность выводов, сделанных самими детьми.
Рассмотрим стратегию поведения воспитателя:
- Он не ругает и не обижает ни одного их детей.
- Привлекает их внимание к чувствам и желаниям друг друга.
- Побуждает детей высказывать свои желания.
- Побуждает их думать и формулировать свои предложения по поводу ситуации.
Очень важно чтобы воспитатель создавал теплые, дружеские отношения с ребёнком.
- Выступает в качестве посредника, повторяя каждому из детей высказывания партнера и, тем самым, усиливая их значение, и помогает детям услышать друг - друга.
Таким образом, в интерактивной игре воспитатель, как бы в фокусе конфликтов ребёнка и его задача заключается в доведении этих конфликтов до сознания путем интерпретации ему же его собственной игры. Позицию воспитателя мы определяем как организатор и модератор.
С помощью интерактивных игр, воспитатель получает возможность моделировать и видоизменять практически любые конфликты, помехи препятствия в отношениях между детьми.
Важным аспектом работы с интерактивными играми является организация времени. Детям необходимо время для прояснения своей личной ситуации и нахождения способа преодоления трудностей. Воспитатель должен предоставить детям такое время. Возможность выговориться и послушать других, целебна уже сама по себе. Однако не каждый ребенок 6-7-летнего возраста умеет и готов рассказать о своей проблеме. В этом случае педагогам необходимо организовывать беседу в соответствующе оборудованном месте с примерными названиями: «Солнечный круг», «Уголок доверия», «Островок желаний», «Островок чувств», «Секретная комната», «Уютный уголок», «Стол переговоров», «Уголок тишины» и т. д. Каждая игровая сессия может продолжаться от15 до 30 минут. В начале следует использовать игры развлекательного плана, с тем, чтобы вовлечь всех детей в игровой процесс. Середина сессии должна содержать либо игры на выплеск гнева в приемлемой форме, после чего желательно провести обсуждение, в ходе которого детям обязательно задаются вопросы: «Понравились ли вам игры?», «Что вы чувствуете сейчас?», «Чему вы научились?». Либо игры на развитие эмпатии, коммуникативных навыков и других позитивных качеств личности. В заключительной части игровой сессии следует проводить игры на релаксацию. Они проводятся без обсуждения [16].
Конкретные виды игр можно варьировать в зависимости от игры в помещении или на улице, времени года, возраста детей. Для более эффективной работы с детьми игры группируются в зависимости, какую проблему нужно решать. Итак, игры группируются на блоки: на взаимодействие; на снятия напряжения; на сплоченность и сотрудничество; на снятие конфликтности; на обучение эффективным способам общения;
В целом, на практике, для переформирования деструктивного поведения детей используются и другие комплексы: психогимнастика, игры этюды, имитационные игры (имитирующие в «чистом виде» какой-либо человеческий процесс, социально-поведенческие тренинги (направленные на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации).
Весь игровой комплекс, применяемый в работе с детьми, прежде всего, ориентирован на снятие телесных напряжений, осознания ими своих проблем в виде телесных аналогов, развитие конфликтной компетенции.
Существующие виды интерактивных игр и упражнений могут быть сгруппированы в следующие блоки:
-на взаимодействие;
- на снятие напряжения;
- на установления контакта;
- на снятие конфликтности;
- на обучение эффективным способам общения.
Условиями для проведения интерактивных игр являются : учет педагогом нервно – психической конституции каждого ребенка, организация времени в игровой сессии, соблюдение требований к структуре и отбору игр для игровой сессии, поддержание интереса детей к деятельности.
Комплекс игр, направленный на развитие конструктивного поведения в конфликтах у детей старшего дошкольного возраста