Вероника Колязина
Интерактивные игры как средство ознакомления детей с художественной литературой как искусством и средством развития
▼ Скачать + Заказать документы
Интерактивные игры как средство ознакомления детей с художественной литературой как искусством и средством развития
Государственный образовательный стандарт, изменения, происходящие в дошкольном образовании, побудили к поиску новых эффективных методов и современных педагогических технологий развития дошкольника. Учитывая тот факт, что компьютер играет вс большую роль в современном образовании, актуальным средством обучения становятся информационно-коммуникативные технологии. В частности интерактивные игры. Они дают возможность разнообразить образовательную деятельность, учитывать возрастные особенности детей, повышать их познавательную активность. Использование электронных игр приводит к стабильной результативности педагогического процесса.
Публикация «Интерактивные игры как средство ознакомления детей с художественной литературой как искусством и средством развития» размещена в разделах
- Игры для детей
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Поэтому считаем, использование информационно – коммуникационных технологий актуальной для нашего времени.
Вопрос в том, как помочь маленькому ребенку, входящему в жизнь взглянуть на окружающий мир широко распахнутыми от удивления глазами, всегда волновало воспитателя. Сделать это интересно и познавательно можно сочетая разные виды деятельности (игра, путешествия, экскурсии, наблюдения, экспериментальная, проектная деятельность). Но наше время – это время перемен. Современное образование заставило нас по-новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной работы в детском саду. Значительную роль в этом может сыграть применение современных информационно-коммуникативных технологий.
При решении данной задачи учреждение должно составлять индивидуальные рекомендации по каждому ребенку в плане маршрутизации его дошкольного, младшего, дошкольного и общего образования.
Работа с такими детьми требует повседневной обработки разноплановой информации:
- медицинская информация о состоянии здоровья;
- повседневный анализ результатов различных занятий с детьми, в том числе и с применением методик, разработанных в самом подразделении;
- клиентская работа с родителями, лишенными родительских прав, чьи дети находятся под опекой учреждения в целом и подразделения в частности;
- взаимодействие со службой опеки и попечительства;
- взаимодействие со службой социальной защиты;
- работа с надзорными и контролирующими организациями;
-текущая хозяйственная деятельность по обеспечению жизнедеятельности подразделения (организация питания для детей, повседневное медицинское обслуживание, коммунальные вопросы, безопасность);
Данный круг вопросов требует проведения ежедневных контрольно-проверочных мероприятий, но в конечном итоге все подчинено главной задаче – формированию основ социальной адаптации детей – сирот с ОВЗ.
Наличие разноплановой информации накладывает свой отпечаток на характер обработки поступающей информации. Термин ОВЗ введен в законодательство Федеральным Законом №120-фз в июне 2007 года вместо термина «дети с отклонениями в развитии». Позднее это термин нашел свое отражение в законе «Об образовании» (ст. 79). Гарантии прав детей с ОВЗ закреплены в Конституции РФ, действующем Законе «Об образовании», ст. 50, п. 10. В Подразделении, которым руководит автор, функционирует 4 группы. В этих группах проживают дети с различными диагнозами:
- дети с задержкой психического развития;
- дети с тяжёлыми нарушениями речи;
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП)
- ВИЧ;
- дети с умственной отсталостью;
- дети с расстройством аутистического спектра;
-дети с синдром Дауна ;
-дети с гидроцефалией;
- дети с микроцефалией;
- дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Анализ статистики показывает, что сегодня до 80% детей рождаются физиологически не зрелыми, около 70% имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы.
Для регулярной обработки всего комплекса информации в подразделении создан психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк, собирающийся не менее трех раз в год, в начале октября, в середине января, в середине мая. При необходимости этот орган собирается чаще.
ПМПк в своей работе опирается на Адаптированную Основную Образовательную Программу Подразделения и Программу развития СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию № 15». На основании этих двух программ сформированы рабочие программы педагогов Подразделения. Рабочие программы педагогов взаимоувязаны на этапе их разработки, после проведения первого заседания ПМПк. На основании рабочих программ сформированы СИПРы. ПМПк осуществляет контроль над индивидуальными аспектами образования каждого ребенка отдельно на основе рабочих программ, разработанных на основании АООП Подразделения и федеральных образовательных стандартов.
ПМПк в рамках своей работы определяет методологические основы работы с детьми, поскольку дети могут быть разноплановыми и не всегда в состоянии участвовать совместно в одной игре или учебном занятии.
При организации и проведении организованной образовательной и совместной деятельности с использованием интерактивных технологий в развитии детей дошкольного возраста существуют несколько методических и технологических особенностей:
1 этап – погружение ребенка в сюжет непосредственно образовательной деятельности путем создания игровой мотивации, период подготовки – через развивающие беседы, которые помогут справиться с поставленной задачей.
2 этап – основной. Психические процессы у ребенка включаются в деятельность: восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение.
3 этап – заключительный: необходим для снятия зрительного напряжения. Гимнастика для глаз, упражнения для снятия мышечного и нервного напряжений. Планируя мероприятия, мы соблюдаем дидактические требования, в соответствии с которыми:
четко определяем педагогическую цель применения мультимедийных средств или компьютерных игр в образовательном процессе;
уточняем, на каком этапе можем применять мультимедийные средства;
согласовываем выбранное средство с другими техническими средствами обучения;
учитываем специфику учебного материала, особенности группы, характер объяснения новой информации;
анализируем и обсуждаем с детьми наиболее важные, узловые вопросы изучаемого материала.
Компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей.
наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, да-ет возможность воспитателю включить три вида памяти воспитанников: зрительную, слуховую, моторную.
движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении компьютером, является стимулом познавательной активности детей;
компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня.
Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) эффективно при ознакомлении детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книги.
При восприятии литературного произведения малыши, прежде всего, обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошкольники переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.
Характерной особенностью детей от 2 до 5 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой. Круг чтения в связи с этим у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор – частушки, потешки, песенки, игры. Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения.
В жанрах детского фольклора, где в простых, незатейливых, коротких стихотворениях ребенку рассказывается и о правилах личной гигиены (Например, «Водичка, водичка, умой мое личико», и о правилах жизни среди людей, и о том высоком, что должно быть в человеке, что делает его человеком нравственным. Ребенок только начинает делать первые шаги, но ему уже говорят о том, что ждет его в будущей взрослой жизни.
Детям 3-го и 4-го года жизни необходимо слушать сказки, рассказы, короткие стихотворения, произведения русских и советских писателей. Детям этого возраста сказки необходимо не читать, а рассказывать и даже разыгрывать их, передавая действие в лицах, в движении. Ребенок дошкольник является своеобразным читателем. Он воспринимает литературу на слух, и этот процесс длится до тех пор, пока он сам не научится читать. Но, даже овладев техникой чтения, он еще долго по-детски относится к книжным событиям и героям.
Дошкольник с его наглядно-действенным (1-3 года) и наглядно-образным (4-5 лет) мышлением лучше воспринимает текст с опорой на иллюстрации, когда слово и образ дополняют друг друга в сознании малыша.
Благодаря возможностям современных компьютеров, том числе с сенсорными экранами, или используя планшетник, реб нок имеет возможность действовать самостоятельно: показать, не называя, какой предмет изда т звук, или какая игрушка звучит, прикоснувшись к интерактивной панели. Практика показывает, что дети с большим удовольствием играют в такие игры, так как, выполняя поэтапно задания, они видит фиксированный результат на мониторе, могут повторно выбирать картинку, пока не найдут правильную. Их увлекает яркость и мобильность визуального видео- и звукоряда. Набор неречевых звуков и соответствующих им картинок в играх необходимо подбирать с уч том уровня развития таких детей, тогда эта технология да т очень стойкую мотивацию к обучению, желание добиться успеха, сделать задание до конца.
Список литературы :
1. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Интерактивная развивающая среда детского сада» : учеб. пособие. – М., 2004.
2. Интерактивная педагогика в детском саду: методическое пособие / Под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. – (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).
3. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: инте-рактивные методы / О. Б. Воронкова. – Ростов н/ Д: Феникс, 2010. – 315 с. – Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2311409-КХ.
4. Ярусова Е. А. Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения.