Оксана Мережко
Интерактивные и инновационные методы работы с родителями по организации работы по здоровьесбережению
▼ Скачать + Заказать документы
Среди значимых для человека ценностей занимает здоровье. Особенно волнует проблема сохранения здоровья будущего поколения. Здоровый, крепкий и развитый ребёнок. Мы знаем, что именно в дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, вырабатываются черты характера, без которых невозможно развитие здорового ребенка.
Публикация «Интерактивные и инновационные методы работы с родителями по организации работы по здоровьесбережению» размещена в разделах
Здоровье детей напрямую зависит от образа жизни семьи. Родители являются первыми педагогами и своим личным примером они формируют культуру здоровья у своих детей. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта.
Задача педагога состоит в том, чтобы достичь с родителями доверительных, партнерских отношений, для того чтобы объединить усилия во благо наших детей.
Но особое место в ряде здоровьесберегающих технологий по работе с родителями занимает проведение совместных мероприятий, активное вовлечение родителей в образовательный процесс и жизнь группы.
Родителям необходима не только теоретическая информация, но и практические навыки. Всем известны традиционные формы работы - беседы, консультации, собрание, спортивные совместные соревнования, развлечения.
Интерактивные формы предполагают такое сотрудничество, где родители в активной форме приобретают педагогический опыт, в том числе и по здоровьесбережению.
ИНТЕРАКТИВНЫЙ - способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ «ИНТЕРАКТИВА» :
• это специальная форма организации, с комфортными условиями взаимодействия, при которых воспитуемый чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность;
• процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения;
• диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач;
• каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег; исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения;
• формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств;
• формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы;
• участник может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее;
• участники учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться;
• показателем эффективности групповой деятельности служит, с одной стороны, производительность труда группы (ее продуктивность, с другой – удовлетворенность членов группы совместной деятельностью.
Примерные интерактивные формы работы с родителями :
Семинар – практикум «Арт - терапия «Волшебный мир песка». Можно приготовить презентацию о лечебных свойствах и видах песка, рассказать о работе с песком, вместе поиграть, сделать поделки и постройки из песка.
Досуговые мероприятия – замечательное направление работы с родителями. Наблюдая за жизнью ребенка в группе, начинают понимать проблемы своего ребенка, видят его успехи, которые в повседневной жизни скрыты за домашними хлопотами.
Досуг «Банные посиделки». Веселый сказочный герой предлагает рассмотреть разные виды веников: берёзовый, пихтовый, липовый, кленовый. Родители могут рассказать об их целебных свойствах. Разыграть сценку «Банный день», в процессе которой бабка и дед преобразятся и помолодеют, посетив баню в сценке. Спеть частушки о бане, с детьми подготовить русский народный танец.
День открытых дверей в формате «Мы вместе, мы рядом». Родителям можно предложить перевоплотиться в детей и «прожить» один день в группе. Окунуться в неповторимую атмосферу дошкольного детства. Данное мероприятие позволит родителям сделать для себя много открытий, познакомиться с традициями группы, увидеть спортивно-оздоровительную работу, проводимую в течение дня.
Можно организовать совместное дело для детей и родителей, изготовить тренажёры для пальчиковой, дыхательной гимнастики, «дорожку здоровья», или нетрадиционное оборудование в спортивный уголок. Поиграть с изготовленными пособиями. У родителей будет возможность изучить своего ребенка в другой обстановке, отличной от домашней.
Провести «День здоровья» в сенсорной комнате. Познакомить с новшествами, которые предлагаются для улучшения эмоционального и психологического состояния их детей на время адаптации и в течение года.
Родителям можно предложить совершить совместную экскурсию в соляную комнату, предварительно рассказав о пользе соли для детского организма, о правилах пребывания в помещении.
«Поход выходного дня» - совершая совместную прогулку по парку, можно поговорить о пользе прогулок на свежем воздухе, обсудить достопримечательности, подготовить загадки о природе, сделать совместную фотосессию. А так же, вместе собрать походный рюкзак и применить во время прогулки полезные мелочи из рюкзака.
«Зеленая аптека». Фитотерапию в действии можно осуществить за совместным вечерним чаем с травами — мелиссой, зверобоем, мятой, липой, шиповником — побеседовать о пользе такого чая, поделиться секретом заваривания травяных сборов, которые необходимы для здоровья, для снятия общей усталости и нервного напряжения.
Мастер-класс «Здоровое питание». Совместная трапеза с полезными блюдами, приготовленными дома, поможет узнать что вредно, а что полезно употреблять не только ребенку дошкольнику, но и взрослому. Мини порции вкусных и полезных блюд и их рецепты приготовления смогут разнообразить любой стол, а так же улучшить здоровье. А предложение вместе с детьми тут же приготовить незатейливое блюдо полезной кухни и украсить его, воспользовавшись искусством карвинга (от англ. carving — «вырезание») в кулинарии — искусство художественной резки по овощам и фруктам).
Мастер-класс «Подвижные игры на свежем воздухе».
«Интерактивный спектакль» можно разыграть с родителями на любом совместном мероприятии на любую тему, а тем более тему здоровьесбережения — это требует минимум подготовки от родителей, а воспитатели предоставляют лишь сценарий и минимум атрибутов. Зато положительных эмоций у детей и у родителей будет огромное количество!
Флеш-моб — эта форма может пригодиться во время проведения утренней зарядки, когда дети вместе с родителями заряжаются бодростью и позитивом прямо с утра. А так же совместные фото-отчеты о любимых видах спорта, здесь фантазия не ограничена.
Информационная связь педагога и родителей осуществляется за счёт средств наглядности. В целях привлечения внимания родителей могут использываться газеты: групповые «Жизнь в «Сказке», логопедические «Говорим, играем – себя мы развиваем»… и газеты выпускает родительский клуб «Любимый ребёнок», «Здоровый образ жизни в семье». В процессе изготовления газет: подбираются статьи, необходимые фотографии.
Организация работы на просторах интернета : сайт ДОУ, мини-сайты педагогов, а теперь еще и инстаграм. Все события и мероприятия, которые проходят в учреждении отражается в новостной ленте на страницах сайта и в группе социальных сетей. Здесь представлены фотоматериалы, видеоматериалы, консультации, объявления, конкурсы, опросы для родителей воспитанников. На странице родителям есть возможность оставить свои отзывы о работе дошкольного учреждения.
Одна из нетрадиционных и эффективных форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи является организация семейного клуба в ДОУ. Данная форма интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. Клуб строит отношения с семьёй на принципах добровольности, личной заинтересованности. Как пример мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детей.
Таким образом, все формы взаимодействия с родителями организованные в ДОУ создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых и детей и помогают решить задачи:
сплачивание родительского коллектива и установление доверительных отношений между семьями и педагогами;
повышение педагогической культуры родителей по вопросам формирования здорового образа жизни детей;
обмен опытом семейного воспитания детей в области физической культуры и здоровья.
Подведя черту всему высказанному, можно сделать вывод: чем лучше налажено общение между семьей и педагогами, тем большую поддержку получит ребенок, тем выше вероятность, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, а сам он будет здоровым и жизнерадостным. Конечно же, ничто так не сближает родителей, детей и воспитателей, как совместно проведенное время с позитивным настроем.
Ну и самое главное. Родителям необходимо стремиться как можно больше времени проводить с ребенком!