Алла Абаза
Формы и методы работы с детьми и родителями. Библиотека в ДОО. (Мини-опыт)
▼ Скачать + Заказать документы
В конце прошлого года я провела опрос среди родителей, и на основе анализа анкет сделала следующие выводы: 50% родителей редко читают книги своему ребенку, хотя отмечают у него такую потребность; 5% отметили, что ребенок не хочет, чтобы ему читали; 65% родителей представление о книгах для детей было ограничено большим количеством авторов, знакомых им самим с детства; 60% родителей признались, что они мало знакомы с приемами организации домашнего чтения; 70% родителей никогда не посещали с детьми детскую библиотеку. Такая статистика заинтересовала меня и я включила в годовой план работы задачу : активизировать работу по ознакомлению с художественной литературой во взаимосвязи с развитием речи и творчества дошкольников. И приступила к решению проблемы.
Публикация «Формы и методы работы с детьми и родителями, Библиотека в ДОО, (Мини-опыт)» размещена в разделах
- Библиотека. Знакомимся с библиотекой
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Начала с того, что просила каждую семью выбрать вместе с ребенком дома книги и принести в детский сад для создания в группе библиотеке. Дети с радостью приносили книги, рассматривали, мы читали их в группе. Особый интерес вызвали книги из детства их родителей, они особенно бережно и с интересом относились к ним. Произвели ремонт некоторых из них.
Для того, чтобы познакомить детей с устройством библиотеки организовала экскурсию в детскую библиотеку. Детям рассказывали, что такое библиотека, для чего она нужна, какие бывают книги, как хранятся, как расставляются, чтобы легче было найти ту или иную книгу. Ребята узнали, что у книги в библиотеке есть свой документ- библиотечная карточка. В ней написано о книге все: кто ее автор, когда и где она издана. В гости пришла Василиса Премудрая. С ней дети отгадывали загадки, играли в словесные игры по мотивам знакомых сказок. Василиса познакомила воспитанников подготовительной группы с абонентным и читальным залом, с новинками в мире книг, с профессиональными действиями работников, с правилами поведения в библиотеке. Провела в музей книги, интересных предметов, макетов, зал «История Кубани».
Знакомство с устройством библиотеки вызвало желание детей записаться и стать настоящим читателем, и конечно же, поиграть.
Поэтому следующим этапом была подготовка к сюжетно- дидактической игре «Библиотека» - цель которой: активизировать знания детей библиотечной терминологией, о правилах поведения в библиотеке, формировать понимание значимости книги в жизни человека, развивать самостоятельность, коммуникативные навыки творческие способности; умение анализировать и сравнивать; воспитывать интерес и бережное отношение к книге.
Дидактические и ролевые правила: читатели соблюдают правила поведения в библиотеке, Вежливо разговаривают с библиотекарем, аккуратно обращаются с книгой, «читают» книгу в доме или в читальном зале, возвращают книгу в библиотеку, библиотекарь выдает книгу, вежливо разговариваем с читателями, отмечает взятые книги в формулярах, принимает книгу обратно; заведующая читальным залом проводит презентацию, знакомит с новинками.
Первую игру провела по подгруппам: несколько детей идут в «читальный зал»где подготовленный зал заранее ребенок проводит презентацию (показ иллюстрации, викторину по сказкам, а остальные дети идут в абонементный зал, где роль библиотекаря на первых порах выполняла я. В последующих играх роль библиотекаря выполнял ребенок. Принимая роль взрослого он действовал согласно правилам, диктуемым ролью, воспроизводил профессиональные действия взрослых, сам обучался в процессе игры. В создании образа важная роль слова, игра стимулирует речь детей.
Сюжетно- дидактическая игра «Библиотека» со временем переросла в сюжетно- ролевую игру. Дети стали выступать инициаторами игры, договариваться о ролях самостоятельно, меняться ролями, развивать сюжет. Я заметила, что вырос интерес к книгам, вместе с родителями разрисовали иллюстрации к прочитанным сказкам. Получились интересные, красочные работы. Родители вместе с детьми изготовили макеты понравившихся произведений.
Таким образом мы пришли к выводу, что воспитательная работа с детьми и родителями в данном направлении выбранными форматами и методами эффективна. Результаты анкетирования, опроса показывают положительную динамику. Опыт работы по ознакомлению с детской художественной литературой может быть использован в работе педагогами в ДОО.