Лариса Владимировна
Интерактивные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста
Интерактивные формы и методы обучения завоевывают сегодня всё большее признание и используются не только в процессе обучения и воспитания детей, но и в работе с их родителями. В этой связи представляется необходимым осмысление качественного своеобразия активных форм и методов обучения.
Слово «интерактив» произошло от английского слова «interact». «Inter»-«взаимный», «act» - действовать. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком).
Следовательно, интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Использование интерактивных технологий является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний, а также помогает ребенку полноценно овладеть родным языком. Дети учатся ясно, лаконично выражать свои мысли и чувства, учатся подбирать нужные слова, у них развивается чуткость к языку.
Рассмотрим некоторые, наиболее используемые сейчас в детских садах интерактивные методы и приемы. Интерактивные технологии рассматриваются в двух значениях:
-технологии, построенные на взаимодействии с компьютером и посредством компьютера –это Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)
- организованное взаимодействие непосредственно между детьми и педагогом без использования компьютера. -это интерактивные педагогические технологии
-В последнее время с интерактивные педагогические технологии обретают большую значимость («интерактивные музеи мира»). Включать интерактивные технологии в дошкольное обучение можно практически во все образовательные области. В интерактивных моделях обучения меняется взаимодействие педагога с воспитанниками: активность педагога уступает место активности воспитанника, задача взрослого — создать условия для инициативы детей. В интерактивной педагогической технологии воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее чем опыт взрослого, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает обучающихся к самостоятельному поиску, исследованию. Применение педагогического интерактивного обучения осуществляется путем использования фронтальных и кооперативных форм организации воспитательно- образовательной деятельности, интерактивных игр и методов, способствующих обучению умения дискутировать.
- при фронтальной форме работы следующие технологии: микрофон, «Мозговой штурм», «Незаконченное предложение»;
- при кооперативной форме работы: работа в парах («Лицом к лицу», «Один - вдвоем - все вместе», работа в малых группах, аквариум;
-к интерактивные играм относятся: «Ролевая игра», «Драматизация», «Упрощенное судебное слушание»;
- а к технологии обучения в дискуссии: «Выбери позицию».
Внедрение интерактивных педагогических технологий в работу с детьми дошкольного возраста осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.
II младшая группа – работа в парах, хоровод;
Средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;
Старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках, аквариум;
Подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках, аквариум, большой круг, дерево знаний.
Организация работы с детьми по речевому развитию.
Система работы по речевому развитию включает в себя – создание условий для речевого развития, планирование деятельности с детьми, взаимодействие с семьей, организация предметно-развивающей среды.
Свою деятельность педагог должен направлять на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.
Одним из условий речевого развития является создание предметно-развивающей среды.
В развитии речи большую роль играет ознакомление с художественной литературой. Работу с детьми по развитию связной речи осуществляется посредством организации разных форм деятельности. Основные формы – это игра организация образовательных ситуаций общения.
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы!
Особенной любовью детей пользуются творческие игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь каждого ребенка. Ребята с удовольствием участвуют в драматизации произведений, используя уголок ряженья. Устраивают показы сказок с помощью настольного и кукольного театров. Свою изюминку вноситинтерес детей к красочному театру на дисках и деревянных ложках. Пальчиковый театр ребятам дается детям труднее, но помогает детям говорить правильно, последовательно, понятно и выразительно. Все это подготовило детей к участию в тематической неделе «Театра».
Настольные игры – это отдельный целый огромный мир для детей. Содержание настольных игр в группе очень разнообразно. Сюда входят: вкладыши, пазлы, кубики, мозаика, различные шнуровки, конструктор, лото, домино. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, животные, птицы, овощи, фрукты, с их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (времена года, о различных профессиях (Игра «что кому нужно?»).
Пальчиковые игры и упражнения — наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов с применением «пальчиковой» гимнастики улучшают работу мозга, способствует более быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, помогает в усвоении эмоциональной выразительности
Для развития диалогической и монологической речи большую роль играют образовательные ситуации общения. Такие ситуации чаще всего возникают спонтанно в ходе рассматривания картин, игрушек, чтения сказок и рассказов, разучивания стихотворений. В них решается задачу обучения детей умению составлять рассказы о животных, рассказывать сказки и обыгрывать их, умение задавать вопросы и пересказывать услышанное содержание, составлять собственный рассказ на основе прослушанного содержания. Использовать ситуации общения можно в любое свободное время – утром, вечером, во время прогулки с одним или несколькими детьми. Уловив смысл высказывания ребенка, состоящего часто из одной или двух коротеньких фраз, тем самым подводим ребенка к диалогу или более полному высказыванию. Одну ситуацию можно проиграть несколько раз с разными детьми. Длится она несколько минут в зависимости от настроения детей.
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. И, конечно же – это возможность достичь наибольших результатов.
Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий помогают нам реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.
Более подробно остановлюсь на некоторых новых методах, которые я использую в своей работе с детьми.
Интерактивные сказки
Все согласятся с тем, что сказка – неизменный спутник детства, так как воображаемая ситуация роднит сказку с игрой – главным видом деятельности дошкольника. Сказки служат могучим и действенным средством умственного, нравственного, эстетического воспитания, и конечно трудно переоценить ее роль в развитии речи детей. Но, к сожалению, работа по ознакомлению дошкольников со сказками недостаточно разнообразна, в основном – это чтение, рассказывание, драматизация, просмотр театрализованных представлении и мультфильмов по мотивам знакомых сказок.
Хочу поделиться с вами нетрадиционными формами работы со сказкой.
Работу над сказкой строю таким образом, чтобы через игровые задания обогащался словарь детей, совершенствовался грамматический строй речи, улучшалась связная речь, обращается внимание на выразительность речи детей
Так, например, интересно и плодотворно происходила работа над сказкой в средней группе «Про лисичку со скалочкой». Особое внимание я обращала на то, чтобы ребенок сам строил свои рассуждения. Формулировал ответ. Рисунки вводила по ходу сказки. Так в самом начале сказки детям было предложено задание «Найди отличия», в котором ребятам не только нужно было выбрать нужный рисунок, но и найти отличия между предложенными иллюстрациями. С заданием ребята справились очень быстро и с удовольствием стали слушать продолжение сказки. Следующие задания требовали от детей большего внимания. Необходимо было определить по деталям на рисунке, какие домашние животные были в сказке, куда просилась лиса на ночлег, что просила «взамен», обосновав свою точку зрения. Дети включились в работу и ждали следующего задания. Им было интересно додумывать мысли лисы, мысленно дорисовывать ее выбор, самостоятельно делать выводы, пояснять свой ответ. В ходе работы дети даже не заметили, как сами включились в процесс рассказывания сказки по схемам, предложенным им. После прочтения произведения была поведена работа на закрепление в форме игр-заданий: «Выбери соответствующую по содержанию пословицу», «Составь рисунки по порядку и расскажи сказку» и др.
С целью повышения интереса к слову, использовали прием интерактивной сказки. Этот прием позволяет сделать ребенка участником событий, дает ему возможность почувствовать их логику и взаимосвязь. Этому способствуют задания, сопровождающие текст сказки, рисунки. Они позволяют развивать зрительное восприятие, умение рассуждать и логически мыслить, высказывать и аргументировать свою точку зрения. Рисунки, помимо выполнения иллюстративной функции, играют роль развивающих заданий.
Эта форма работы увлекает детей и дает хорошие результаты. Благодаря работе над сказкой дети становятся более активными в общении,учатся отвечать на вопросы, последовательно выражая свои мысли, расширяется их словарный запас, дети учатся пользоваться схемами - моделями, свободно пользуются структурой сюжетного повествования. Дети проявляют интерес к рассказыванию, пользуются средствами речевой выразительности и знаниями об особенностях сюжета. Более точно используют обобщающие слова и понятия.
Мнемотехника.
Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.
Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, использую прием мнемотехники. По мнемотехнике я работаю чаще всего именно с детьми старшего возраста. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблицв работе по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Мнемотехника - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Мнемотаблицыобогащают словарный запас, помогают при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Как и любая другая деятельность, работа по мнемотаблицам начинается от простого к сложному. Начинать можно с простейших мнемоквадратов и мнемодорожек- и последовательно переходить к мнемотаблицам.
Для разучивания каждого стихотворения можно разработать и составить свою мнемотаблицу, подобрать рисунки к каждой строчке. И так, шаг за шагом, создаем мнемотаблицу. Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем проводится словарная работу по произведению, беседа по смыслу прочитанного, воспроизведение текста детьми с опорой на рисунки.
Это не только интересный, но и очень удобный, для нас педагогов, прием, т. к. использовать его можно при изучении любой темы, например, в соответствии с тематическим планом, и в основном это конечно же, работа с литературными произведениями. В группе создана серия мнемотаблиц на стихотворения различной тематики: «Зима», «Весна», «Осень», «Лето», «Новый год», «Овощи - фрукты», и многие другие, а также мнемотаблицы по сказкам «Три медведя», «Гуси – лебеди» и др.
Прием мнемотехники предлагаю использовать для закрепления изученного материала с подгруппой детей. Детям двух подгрупп можно предложить листы бумаги, на которых они рисуют один элемент мнемотаблицы на тему «Зима». Далее соединив все элементы в большую таблицу, дети составляют свой рассказ и предоставляют его друг другу.
Практика показала, что большинство детей в группе подробно пересказывают сказку, составляют содержательные рассказы, заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом “рисуют” их.
Синквейн.
Еще один новый, очень интересный и эффективный методов развития речи ребенка - работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк». Этот метод позволяет эффективно и быстро достичь результатов в расширении словарного запаса детей. Составление синквейна требует умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.
Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточно лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» «слово, обозначающее признак предмета», и «слово, обозначающее действие предмета», мы готовили платформу для последующей работы. Сначала подбираем к предметам определения и действия, затем рассматриваем предметные иллюстрации и беседуем по ним. Далее провожу игру «Ассоциации». И только потом я знакомлю детей с синвкейном и предлагаю стать поэтами и выстроить свои высказывания и мысли в такое стихотворение. Затем,показываю образец и рассказываю как он составляется. Так дети знакомятся с правилами составления синквейна и узнают, что:
1 строка: Предмет или явление.
2 строка: Описать какой этот предмет.
3 строка: Действия данного предмета.
4 строка: Нравится ли данный предмет и как? непосредственно мнение о затронутой теме, личное отношение к тому, о чем говорится в тексте.
5 строка: Как можно по-другому назвать этот предмет? Всего одно слово или словосочетание, которое отражает суть предмета или явления, о котором говорится в синквейне, это личное мнение по теме стихотворения или повторение сути, синоним.
Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для всестороннего развития ребенка. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому человеку.
При составлении синквейна я всегда учитываю возрастные особенности детей. Поэтому предлагаю составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно с показом образца. Также при выборе тем для составления синквейна учитывается тематический план организованной образовательной деятельности, например,на темы: «Как звери готовятся к зиме», «Ранняя весна» и др.
Затем я уточняю знания детей о том, что в синквейне в первой строке– одно слово, во второй – два, в третьей – три, а в четвертой - четыре. Ребятам все это очень интересно, они воспринимают это как игру и с удовольствием подбирают слова. Делая поправку на возраст детей, важно не настаивать на строгом соблюдении правил составления синквейна, например, в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова и т. д. Другие части речи применять тоже разрешается. Но все же основных правил надо стараться придерживаться.
Сочинение синквейна помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов, а представление их перед сверстниками добавило им уверенности в себе и желание придумать еще более интересное и новое, а значит – расширять свой словарный запас.
Составить синквейн получается у всех. Работа с синквейномпомогает развить речь и мышление, облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, пополняет словарный запас и учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
Очень важен этап закрепления. Можно провести конкурссинквейнов. Дети, совместно с родителями могут изготовить рисунки по своему выбору и составить про них синкевйн. Эти работы в своей деятельности я оформляю как выставку с папками-передвижками, в которых чередую работы и составленные к ним синкейны. Посетить выставку могут все желающие дети и взрослые. Они и выбираю наиболее понравившиеся.
Работу по составлению синквейна можно провести, как итоговую при проведении заключительных занятий.
Интеллектуальные карты
Интеллектуальные карты - это уникальный и простой метод запоминания информации. Он дает возможность проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи. Регулярное использование интеллектуальных карт позволяет сделать привычным использование образов.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
С «интеллектуальными картами» надо знакомить детей постепенно, так как этот метод требует более внимательного и точного подхода к рассматриванию предметов и образов. Лучше всего их использовать с детьми подготовительной группы,так как дети в этом возрасте могут прочитать слово. Карты на листе бумаги,можно расположить на листе горизонтально, а впоследствии, их просто отображать на доске. Сначала преподносим правила составления интеллектуальных карт. В центре страницы ставим главную идею (образ, а затем отводим от нее ключевые моменты, проводим расходящиеся от центра ответвления. Для повышения интереса можно использовать маркеры разного цвета.
На конце ответвления пишемключевое слово, или изображаем детали, Пишемразборчиво (печатными) буквами,более крупным шрифтом и обязательно добавляя символы и иллюстрации,т. к. не все дети умеют читать. На доске вывешиваем картинку с изображением ключевого слова и предлагаем детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Для записи этих слов используем символы. Это помогает детям соединить всю информацию в одно целое и составлять более полные и интересные рассказы о предметах
Взаимодействие с семьей.
В детском саду мы - педагоги создаем все условия для успешного развития речи каждого ребенка. Но все наши усилия не принесут положительных результатов если родители не будут принимать активное участие в решении данной проблемы.
Большое внимание важно уделять работе с родителями, используя следующие формы взаимодействия:
- индивидуальные и фронтальные консультации;
- открытые мероприятия с участием родители;
- совместное творчество детей и родителей;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ.
Проводя собрания, беседы, предлагать консультации по проблемам речевого развития детей.
Опыт показывает, что в результате применения современных форм позиция родителей становится более менее гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе по формированию речевой культуры дошкольников. Родители группы с интересом относятся к новинкам и стараются больше сотрудничать с педагогами.
Воспитатели используют разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей, но только с помощью и поддержкой родителей развитие речи их ребенка будет полноценным и всесторонним.
Заключение.
Успеха в воспитании и обучении можно достигнуть только в том случае, если детям будет интересно учиться. Мы, воспитатели, всегда должны помнить об этом и быть в состоянии постоянного поиска новых путей воспитания и обучения и их реализации в своей практике, собирая по крупицам и используя все, что превращает деятельность в радостный акт познания.
Речевое развитие не задерживается, если ребенок получает новые, яркие впечатления и создана обстановка, в которой у него появляется желание говорить и вступать в речевое общение. Одним из главных критериев развития ребенка является развитие речи. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, тем активнее происходит его психическое развитие.
Как показывает практика работы, использование интерактивных методов, правильно организованная развивающая среда, взаимодействие со сверстниками и активная совместная деятельность детского сада с семьей способствуют становлению опыта речевого общения детей, развитию эмоциональности, активности, самостоятельности, инициативности в установлении речевого контакта. Позволяют ребенку научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать и оценивать чувства и поступки людей.