Елена Полякова
Интерактивное обучение как путь к развитию познавательной сферы дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Интерактивное обучение как путь к развитию познавательной сферы дошкольника
Перемены в нашем мире иногда происходят настолько стремительно, что педагоги не успевают перестроить свою работу с дошкольниками или учащимися. В широком информационном пространстве главная задача –научить подрастающее поколение мыслить, разделять информацию, анализировать ее, выделять важное и необходимое. Именно в этом заключается активное познание, которое должно преобладать в процессе образования детей. Эффективную познавательную деятельность педагогу позволяют построить интерактивные методы обучения.
Публикация «Интерактивное обучение как путь к развитию познавательной сферы дошкольника» размещена в разделах
Формула интерактивного обучения : «Слушай, анализируй, делай самостоятельно». Интерактивные методы – это особый путь обучения детей, направленный на развитие их познавательной сферы. Для дошкольников особенно важен этап активизации познавательной деятельности, когда педагог ставит перед собой задачи научить ребенка мыслить, анализировать, находить и правильно использовать информацию.
Существует масса интерактивных методов, которые можно использовать для активизации познавательной деятельности детей. Кроме того, любой воспитатель может сам спроектировать интерактивную методику, помня об основных правилах данного обучения. Исходя из опыта работы МАДОУ «Детский сад «Солнышко» с. Вад Нижегородской области, мы можем предложить эффективные интерактивные методы активизации познавательной деятельности дошкольников :
- метод проектирования;
- метод интерактивных экскурсий;
- метод «Дерево решений»
- метод «Интервью».
Метод проектирования давно используется в педагогике и заслужил признание ведущих специалистов в области дошкольного образования. Активизации познавательной деятельности детей способствует такая особенность метода проектирования, как широта его использования. Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными, в них могут участвовать пары детей, целые группы, отдельные семьи и даже весь детский сад. Кроме того, метод проектов можно внедрять и в сетевом формате, дистанционно, что особенно актуально в современных эпидемиологических условиях.
Исследователь Н. В. Бабинова (2) говорит о важной роли проектирования в процессе активизации познавательной деятельности дошкольников любого возраста, так как проектирование преимущественно является самостоятельной детской деятельностью, которая направлена на решение конкретных жизненных проблем, включает поиск необходимой информации, выдвижение гипотез, выполнение плана действий и завершается получением определенного продукта. Кроме того, метод обеспечивает содержание всех образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО.
Для активизации познавательной деятельности дошкольников достаточно грамотно выстроить поэтапную проектную деятельность. На первом этапе дети знакомятся с самой проектной деятельностью, учатся рассуждать, наблюдать, а также овладевают навыками, необходимыми для самостоятельного участия в проектной деятельности. На втором этапе происходит развитие проектной деятельности, когда дошкольники активнее организуют совместную деятельность со сверстниками или самостоятельную деятельность, при этом у них развивается самоконтроль деятельности. Третьим этапом активизации познавательной деятельности дошкольников при проектном методе должен стать творческий финал. Именно в этот момент начинается самостоятельная деятельность дошкольников, следовательно, их познавательная активность набирает обороты.
Большим потенциалом в активизации познавательной деятельности дошкольников обладает и такой метод, как интерактивная экскурсия. Учитывая современные требования к цифровой среде дошкольных образовательных организаций, важно использовать все имеющиеся в арсенале педагога компьютерные и инновационные средства. Виртуальная экскурсия способна максимально заинтересовать ребенка-дошкольника, для которого очень важны наглядность, яркость и красочность. Новая информация должна отвечать всем этим критериям, ведь интерес рождает желание познавать дальше. Главное преимущество виртуальных экскурсий – возможность показать детям что-то новое и удивительное, не выезжая за пределы детского сада. Еще один плюс – это совместная коммуникативная, речевая, познавательная деятельность, в ходе которой следует организовать обсуждение увиденного, вызвать дошкольников на разговор, поставить проблему и попробовать решить ее в ходе беседы. Данная работа поможет соблюсти требования к организации интерактивного занятия.
Метод «Дерево решений» можно использовать в различных интерпретациях, выбирая вариант занятия с дошкольниками в зависимости от их возраста, а также от вида образовательной деятельности. Например, это могут быть «Цветок ответов», «Теремок отгадок», «Пирамидка поступков», «Тропинка шагов» и так далее. В качестве начального этапа активизации познавательной деятельности дошкольников обязательно используется проблемная ситуация. Для того чтобы решить ту или иную проблему – как нарисовать зимний парк, почему важно мыть руки, как сохранить здоровье, почему полезна физкультура – с детьми проводится игровой мозговой штурм. Это может быть квест, игра по станциям или другой вид детской деятельности. Важно, чтобы дошкольники сообща искали решение задачи, выход из проблемной ситуации. Использование данного метода позволяет детям овладеть навыками выбора оптимального варианта решения или действия. А построение пути этого решения является практическим способом оценить преимущества и недостатки различных вариантов. Таким образом, педагог ставит проблему, дети высказывают варианты ее преодоления, в ходе беседы рассматривают все ответы и отмечают их плюсы и минусы. Все это должно быть наглядно, с использованием плакатов, макетов, интерактивной доски или большого экрана.
Интерактивный метод «Интервью» является эффективным средством развития познавательной активности дошкольников на перспективу. Его целесообразно внедрять на этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов решения какой-то проблемы.
Таким образом, использование интерактивных методов – это эффективное, современное и перспективное направление активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Оно позволяет педагогам решить многофункциональные задачи, выстроить работу с детьми в соответствии с их возрастными и психологическими особенностями и интересами, а главное – учит детей активному познанию окружающего мира и эффективному взаимодействию с людьми.