Анна Крутовская
Интерактивная игра «Развитие и поддержка детской инициативы и самостоятельности» в различных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие и поддержка детской инициативы и самостоятельности
в различных видах деятельности
Цель: повышение профессионализма у педагогов ДОУ по вопросам формирования у дошкольников инициативности, самостоятельности и творческих способностей.
Задачи:
• Раскрыть содержание терминов детской инициативы и самостоятельности;
• освоить способы формирования детской инициативы, самостоятельности и творческих способностей;
Публикация «Интерактивная игра „Развитие и поддержка детской инициативы и самостоятельности“ в различных видах деятельности» размещена в разделах
• сформировать положительную мотивацию к саморазвитию;
Форма проведения: практикум.
Ход занятия.
2. Теоретическая часть. Общее понятие инициативности и самостоятельности.
«ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ – НАУЧИТЬ НАШИХ ДЕТЕЙ ОБХОДИТЬСЯ БЕЗ НАС»
Эрнест Легуве,
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования:
воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
.
Какое понятие шире: самостоятельность или инициативность?
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.
3. УПРАЖНЕНИЕ «Самостоятельный ребенок».
Цель: систематизировать знания о качествах самостоятельной личности.
Инструкция участникам: давайте составим портрет самостоятельного ребенка, используя одни прилагательные
инициативный
общительный
активный
умный
творческий
уверенный
ответственный.
2. Что необходимо для поддержания детской инициативы и самостоятельности?
Я начинаю фразу- вы заканчиваете…
• предметно-развивающая среда должна быть… (разнообразна по своему содержанию);
• образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие… (поисково-познавательной деятельности детей);
• содержание развивающей среды должно учитывать (индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы.)
• позиция взрослого по отношению к детям должна быть (партнерской)
• необходимо создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои. (знания и умения)
Инициативная личность развивается в деятельности! А так как ведущая деятельность дошкольного возраста - игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности.
3. РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ.
Участники разбиваются на 3 команды для решения и обсуждения педагогических ситуаций. После обсуждения каждая команда проговаривает своё решение.
Материалы: распечатанные на бумаге педагогические ситуации.
1. Детям для игр дали старые, потертые кубики, а из нового строительного материала воспитатель построила высотное задание. «Это для оформления игрой новой комнаты, дети еще маленькие, плохо строят — пусть учатся!» — объясняет воспитатель.. На полке красуется великолепный сервиз для кукол, но дети его не берут. «Эти игрушки брать нельзя! Они для занятий!» — объясняют дети. И поэтому достают старенькую посуду и сервируют для кукол стол.
Вопросы:
Нужен ли в группе материал, «дразнящий детей»?
2. Воспитатель предложила детям сюжетно-ролевую игру «Полет на космическом корабле». Дети оживились и сразу принялись «разбирать» роли.
Я буду врачом, — кричала Наташа.
А я- бортмехаником! — сказала Саша.
Чур, я командир! — сказали одновременно Коля и Вова.
Нет, я! — чуть не со слезами повторял Вова.
А я первый сказал!
Ну и что, ты уже был капитаном на корабле!
Но тут подошла воспитатель и разрешила все споры.
— Командир будет Коля, он старше и сильнее Вовы, он лучше справится с обязанностями командира.
Вопрос: дайте оценку действиям воспитателя.
3. Однажды Слава предложил ребятам, игравшим в семью :
- Можно я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить вино. А потом буду скандалить.
Ира возражает:
- Не надо скандалить, мой папа никогда не бранится.
- И пить вино - это плохо,- добавляет Женя.
- Это почему же плохо? Мой папа всегда так делает--- говорит убежденно мальчик. Набрав удлиненные детали строителя, он произносит:
- Вот сколько бутылок вина я вам принесу!
Вопросы: Какие чувства у детей может вызвать эта игра? Как следует относиться к играм детей с отрицательным содержанием, возникающим по инициативе детей? В каких случаях допустимо прямое вмешательство взрослого в детскую игру?
4. Упражнение “Сочини сказку”.
Цель: развитие воображения, творческих способностей.
Материал: распечатанные на бумаге фразы с началом и окончанием сказки.
Инструкция участникам: участники делятся на 3 команды, каждая команда получает бланк с началом и окончанием истории. Задача каждой команды придумать сюжет истории, используя предлагаемые фразы.
1 команда: Сочините сказку, которая начинается с фразы:
«мужчина читал газету в тролейбусе…» и заканчивается фразой: «… поэтому всем было холодно»
2 команда: Сочините сказку, которая начинается с фразы:
«в сумочке лежала рогатка…» и заканчивается фразой: «…поэтому собачка уснула на диване»
3 команда: Сочините сказку, которая начинается с фразы:
«женщина со злостью толкнула ногой табурет…» и заканчивается фразой: «…поэтому в яслях все дети хорошо поели»
10. ПРИТЧА
Уважаемые коллеги! я хотела бы рассказать Вам притчу "Крылья" Амонашвили Шалвы Александровича.
Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.
– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
– Верно! – удивился человек.
– Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.
– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.
– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.
Прошли годы.
Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.
Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.
Они опустились перед стариком и поклонились ему.
– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ. Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
– Меня больше радуют твои перышки.