Бакина Кристина Владимировна
Интерактивная дидактическая игра как средство по приобщению дошкольников к истокам русской культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Игра занимает весьма важное, даже можно сказать центральное, место в жизни дошкольника. Она является ведущим видом самостоятельной деятельности. В отечественной педагогике и психологии игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значении для развития ребенка. Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности: примеряя на себя различные игровые роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.
Публикация «Интерактивная дидактическая игра как средство по приобщению дошкольников к истокам русской культуры» размещена в разделах
На современном этапе развития информационных технологий средства ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) все более активно внедряются в процесс образования. На ступени дошкольного образования интерактивные игры могут стать помощником в организации познавательного развития. Так как игра- ведущий вид деятельности дошкольников, она имеет широкие возможности для всестороннего развития детей. Интерактивная игра- это метод обучения и воспитания, в котором воедино соединяются функции образования, развития и воспитания детей. Одним из ведущих направлений применения интерактивной игры является исследовательская и познавательная деятельность ребенка.
Главным преимуществом интерактивных игр является наглядность- инструмент усвоения новых понятий, свойств, явлений. Кроме наглядности, дети так же воспринимают новую информацию на слух, с помощью движения объектов. Кроме того, занимаясь с интерактивными играми самостоятельно, ребенок может сам контролировать темп и количество выполняемых заданий, что отвечает принципу индивидуализации, в соответствие с ФГОС ДО.
Организация образовательной деятельности с использованием информационных технологий, помогает нам разнообразить и повысить эффективность образовательного процесса за счет высокой степени наглядности. Занятия с применением компьютерных игр очень интересны дошкольникам и имеют большое значение в приобщении детей к русской народной культуре.
Применение интерактивных игр в приобщении детей к истокам русской народной культуры способствует формированию личности ребенка, а именно его отношения к действительности, активизации творческого мышления, на основе которого развивается понимание истинно прекрасного, потребности приобщения к ценностям народного искусства, к истории, к традициям и обычаям своего народа. А использование компьютерных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения помогает, увеличить эффективность работы у детей в приобщении к русскому народному творчеству и традициям в ДОУ.
Чтобы передать самобытность национальной культуры современным дошкольникам, необходимы методы, способные заинтересовать, увлечь и научить гордиться детей наследием предков.
Поэтому цель моей работы: Использование интерактивных методов в процессе приобщения дошкольников к русской национальной культуре.
Задачи:
Воспитывать у детей:
• Стремление к познанию культурных традиций через творческую и познавательную деятельность;
• Стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную культуру.
• Патриотизм, уважение к культурному наследию русского народа;
Формировать у детей:
• Чувство любви к родному краю;
• Умения анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать.
Развивать у детей:
• Познавательные процессы (восприятие, память, воображение, внимание, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений);
• Представления о национальной культуре.
Интерактивные игры можно использовать в индивидуальных занятиях с ребенком, в самостоятельной деятельности детей. Игровой материал можно использовать при освоении областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Практическая значимость и новизна игры — в ее вариативности, возможности педагогу дополнять игру различным материалом в зависимости от возраста детей, что дает возможность решить широкий круг задач, используя всего одно пособие.
Интерактивная дидактическая игра
«В русской избе»
(«Русская изба и современный дом»)
(правила игры)
Игра рассчитана на группу детей, но можно играть и с 1 ребенком.
Сначала взрослый рассказывает о внешнем виде русской избы, показывая на экране фасад дома, а затем перед детьми появляется слайд с изображением пустой комнаты и набор красочных картинок с изображением предметов старого и современного быта. Задача детей расставить предметы интерьера. Взрослый загадывает загадки, задает вопросы, дети отгадывают, а взрослый показывает перемещая картинку на экране, где предмет интерьера стоял в русской избе и коротко рассказывает о предназначении этого предмета. Игра очень познавательная и интересная.
Приобщайте своих детей к истории нашего народа, пусть они знают, как он жил и обустраивал свой быт. Удачи!
Варианты игр с использованием
интерактивной дидактической игры «В русской избе»
(«Русская изба и современный дом»)
предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
Знакомя детей с бытом и традициями русского народа, обращаем их внимание на различия между современным домом и традиционной русской избой, с предметами старинного быта. Эта дидактическая игра позволяет в интересной и занимательной форме закрепить представления детей о жилище человека в разные временные эпохи. А яркие веселые картинки помогают создать игровую мотивацию у детей, поддерживают их интерес во время выполнения заданий.
Игровой материал представляет красочные картинки с изображением старого и современного быта, слайд с изображением русской избы (современного дома). Задача игроков правильно назвать и расположить в избе предметы быта.
Цель: Использование интерактивных методов в процессе приобщения старших дошкольников к русской национальной культуре.
Задачи:
Образовательные:
• обратить внимание детей на различия русской избы и современного доме (внешний вид, интерьер, мебель, предметы обихода и проч.)
• обогатить знания воспитанников об истории и культуре русского народа
• формировать умение классифицировать, обобщать и конкретизировать.
Развивающие:
• развивать логическое мышление, воображение, внимание, память
• расширять и активизировать словарь.
Воспитательные:
• воспитывать патриотические чувства к своей Родине, желание интересоваться ее историей
• формировать доброжелательные отношения друг к другу, умение взаимодействовать в игре.
Вариант № 2 «Угадай предмет»
Цель: закрепить знания детей старинных предметов быта и их современных аналогов.
Ход игры: перед началом игры в избе заменяется картинка с изображением старинного предмета на современный предмет. Например, лапти на туфли. Дети должны угадать, какой предмет заменили и назвать его современный аналог.
Вариант № 3 «Найди предмет»
Цель: упражнять детей в отгадывании описательных загадок о предметах, изображённых на картинках.
Ход игры: воспитатель детям читает стихи или загадки про народные промыслы России. Дети должны отгадать и найти в «Русской избе» предметы на заданную тему.
Вариант № 4 «Найди пару»
Цель: развивать умение правильно произносить названия предметов, упражнять в подборе пары предметов из старинного и современного быта.
Ход игры: на экране появляются картинки с изображением старого и современного быта вперемешку. Дети должны найти пару предметов одного предназначения из старинного и современного быта (лапти – туфли, старинная лампа – люстра, самовар — чайник и т. д.)
Методические рекомендации:
• Не забывайте хвалить ребенка, если он удачно справился с заданием. Помогите ему, если возникли затруднения.
• Не забывайте: «ИГРА — ДЕЛО СЕРЬЁЗНОЕ!»