Скалыга Анастасия Викторовна
Интеллект-карты как способ формирования универсальных учебных действий на примере урока окружающего мира во 2 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллект-карты как способ формирования универсальных учебных действий
Перед учителем встает вопрос: как сформировать учебно-познавательные компетенции учеников в процессе обучения?
Сегодня я хочу познакомить вас с моей педагогической находкой, на мой взгляд, достаточно интересной и эффективной - это технология –интеллект-карт.
“Метод интеллект-карт” создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном.
Темочки:
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. Отличительным свойством методики является привлечение в процесс усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме. С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала и способность к воспроизведению.
При построении карт идеи становятся более четкими и понятными, хорошо усваиваются связи между идеями; метод позволяет взглянуть на изучаемый материал с более высокой точки зрения, охватить его «единым взором», воспринять его как единое целое. Богатые возможности, которые предоставляют карты памяти, позволяют использовать их для решения самых разнообразных задач. Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организованным, четким и логичным.
Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).
Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводиться больше места под рисунок, что позволит расширять и моделировать его. В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название новой темы). Используя разноцветные ручки, выводиться из «главной идеи» линии (ветви, каждая их которых выделяется под определенный рассматриваемый момент основной темы. Каждая ветвь подписывается. Для того чтобы назвать ветвь необходимо подобрать определенное ключевое слово, такое, чтобы оно наиболее полно соответствовало теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, для их именования также подбираются наиболее подходящие ключевые слова.
Можно детализировать карту настолько, насколько это нужно для понимания текста.
Ключевые слова пишутся печатными буквами и разборчиво. Размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а на образы, пространственные структуры). Различными стрелочками показываются связи между различными идеями.
Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, развития связной речи, фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов, учиться различать, видовые понятия.
Более того, развиваются коммуникативные свойства, умение слушать педагога, товарища по группе, формируется желание быть активным, проявлять инициативу, воспитываются лидерские качества и вместе с тем уважение к другим. То есть коллективная работа по интеллектуальным картам способствует формированию мотивации к обучению, эмоционально волевой сфере, умению работать в коллективе, внимание, усидчивость, настойчивость.
С введением ФГОС учитель должен не просто «накормить» ребёнка информацией, а научить его «добывать» и использовать её. Я использую интеллект-карты при повторении пройденного материала, при изучении нового, при проверке изученного материала, т. е. практически на всех этапах урока.
Рисование интеллект-карт - необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией.
От других методов интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства:
• Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
• Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
• Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
• Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
• Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
• Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Главное достоинство метода - его универсальность, и то, что методика построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым учителем-предметником.
Рассмотрим совместное составление интеллект-карты при
изучении нового материала под руководством учителя на примере фрагмента
урока окружающего мира 2 класс, УМК «Школа России».
Итак, сейчас у нас с вами урок окружающего мира во 2 классе.
Ход урока.
Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
(на доске закреплены изображения деревьев, кустарников, трав)
- Рассмотрите картинки и предположите, о чём мы будем говорить
сегодня на уроке? (о растениях)
- Растения на картинках одинаковые или нет?
- Что общего у них общего? ( строение: корень, стебель, листья, цветок,
плод с семенами).
- Чем отличаются растения на картинках? (размером, формой листьев).
- Можно ли эти растения распределить по группам? Давайте
попробуем.
(на доске закрепляются растения по группам и открывается вопрос)
- Прочитайте, что сегодня хочет узнать наш друг Муравьишка
Вопросик? (Он захотел узнать «Какие бывают растения?»)
- Поможем ему найти ответ на этот вопрос?
- А как мы ему можем рассказать об этом? (варианты ответов)
- А давайте мы ему напишем письмо.
Работа по теме урока
1
Тема, цель и планируемые результаты представлены в Приложении 1
- Возьмите свои листочки, положите их горизонтально, о чём будем
писать в письме? (о растениях)
В центре большими буквами запишите слово «растения». Обведите,
чтобы Муравьишка догадался, о чем пойдёт речь.
Слайд 5
- Сколько групп у нас получилось? (3)
- Как можно назвать 1 группу, 2 группу, 3 группу. Откройте учебник на
стр. 56, прочитайте 1 и 2 предложения и подумайте, правильно вы назвали
группы? (дети читают)
Слайд 6
- Нарисуйте 3 веточки разного цвета. Давайте их подпишем
(подписываются веточки).
Слайд 7, 8
- На что вы обращали внимание, когда распределяли растения по
группам? (на внешний вид)
- Это классификация растений по внешнему виду. Прочитайте первый
абзац учебника под рисунком и скажите, какая часть растений легла в основу
этой классификации? (стебель)
Слайд 9
- Что вы узнали про стебель деревьев? (от корня отходит один толстый
стебель: ствол) Как об этом рассказать Вопросику? (нарисуем дерево
простым карандашом, ствол выделим коричневым карандашом)
Слайд 10
- Что вы узнали про стебель кустарников? (у кустарника несколько
довольно тонких стеблей – стволиков) Как об этом рассказать Вопросику?
(рисуем кустарник простым карандашом, закрашиваем стволики коричневым
карандашом)
Слайд 11
- Какие стебли у трав? Нарисуйте ромашку простым карандашом. Как
вы думаете, каким цветом лучше закрасить стебли трав? (закрасим зеленым
цветом)
Слайд 12
(демонстрируется изображение сосны)
- Посмотрите на картинку. К какой группе можно отнести
изображённое здесь растение? (к деревьям)
- Чем оно отличается от остальных? На какие группы можно разделить
деревья? (лиственные и хвойные)
- Давайте об этом напишем Муравьишке Вопросику (добавляются
веточки от ветки деревья)
Слайд 13
- В чём особенность лиственных растений? (листочки в виде листовой
пластинки).
- В чём особенность хвойных деревьев? (листочки в виде иголки)
покажите это в своем письме (рисуем листовую пластинку и хвоинку).
Слайд 14
- Прочитайте 1 предложение последнего абзаца на стр. 56 и
подумайте, какие бывают кустарники? (лиственные и хвойные)
Слайд 15
- Дописываем это в нашем письме.
Слайд 16
Посмотрите на своё письмо, как вы думаете, чего не хватает
(примеров).
Давайте приведем примеры растений каждой группы. Дорисуйте 2
веточки (добавляется следующий уровень веточек)
Слайд 17
- Поработайте с рисунками на странице 57 учебника. Допишите
примеры в ваше письмо.
Слайд 18
- Далее дорисовываются карта
Слайд 19, 20
Ну а чтобы Муравьишка вопросик не запутался, давайте обведём
каждую группу растений.
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Итак, наше письмо готово. Давайте его ещё раз перечитаем (рассказ
«Какие бывают растения» по нарисованной интеллект-карте).
- Осталось только отправить Ваши письма нашему герою. Сложите их
в этот большой конверт, а я отнесу их на почту.
Ну а теперь слово 1-й группе (выступление).
Выступает 2 группа.
Подведение итогов
Подводя итоги нашего занятия, хочется сказать, работа с интеллекткартами достаточно простой, но очень эффективный метод реализации
системно-деятельностного подхода, который можно использовать не только в
курсе окружающего мира, но и в других предметных областях. Хочу
поблагодарить всех за работу и пожелать успехов в обучении воспитании и
ваших детей.
Тема урока : Какие бывают растения?
Тип урока : урок «открытия новых знаний».
Цель урока : Создать условия для учебной деятельности по
формированию у школьников представления о деревьях, кустарниках и
травах как группах растений; о лиственных и хвойных деревьях и
кустарниках.
Планируемые результаты:
Предметные:
Учащиеся научатся
устанавливать различия между группами растений;
называть и классифицировать растения;
приводить примеры деревьев, кустарников, трав;
под руководством учителя составлять интеллект-карту по теме
урока, использовать её для обобщения полученных знаний.
Метапредметные:
умение понимать цель и задачи учебной деятельности;
умение планировать свои учебные действия в соответствии с
поставленной целью и условиями её реализации;
умение проверять результат выполнения учебного задания и
вносить корректировку;
умение оценивать свою работу и её результат;
умение использовать приобретенные знания при выполнении
различных заданий.
Личностные:
повышение уровня мотивации учебной деятельности за счёт
результатов творческой работы;
формирование положительного отношения к учёбе и к
результатам обучения;
осознание собственных достижений при освоении учебной темы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, доска, картинки с
изображением различных растений, белые листы бумаги, цветные
карандаши, карточки с изображением различных растений, большой конверт
для писем.
Формы организации работы учащихся: фронтальная работа,
индивидуальная работа.