Светлана Константинова
Интегрированный воспитательно-образовательный процесс в работе по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированный воспитательно-образовательный процесс в работе по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста
Краеведение – это изучение своей «малой Родины»: ее природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта, это воспитание любви к семье, родному дому, детскому саду, городу, родному краю.
Публикация «Интегрированный воспитательно-образовательный процесс в работе по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом. Большое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, родным краем, разнообразием и богатством природы…
Обобщив многолетнюю деятельность нашего детского сада в области краеведения, нами была разработана специальная программа «Сибирь – наш край родной», которая стала составляющей части основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса. Цель программы: воспитание маленького гражданина, любящего и знающего свой родной край.
Вся работа по краеведению строится в системе и комплексе. Главный принцип – от простого к сложному, от близкого к далекому. Наша программа соответствует также принципу развивающего образования, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и интеграции различных видов детской деятельности.
Игровая деятельность предусматривает проведение дидактических, сюжетно-ролевых игр и режиссерских игр с макетами природных зон Новосибирской области.
Коммуникативная деятельность предполагает свободное общение на краеведческие темы, беседы, составление рассказов и историй, отгадывание и придумывание загадок.
К познавательно-исследовательской деятельности относим рассматривание иллюстративного материала, фотографий, карт, просмотр видеоматериалов; экскурсии в природу, по микрорайону, городу, в школьный музей; проведение различных наблюдений; экспериментальную деятельность по выяснению свойств полезных ископаемых, дерева, проращиванию семян; решение проблемных ситуаций; коллекционирование; моделирование; семейные посещения Новосибирского зоопарка, театров, парков, краеведческого музея, выставок, памятных мест родного города.
В трудовую деятельность включаем помощь детей взрослым в уборке участков, труде в огороде и цветнике детского сада, на дачах с родителями, сбор семян, изготовление кормушек, подкормку птиц.
Продуктивная деятельность – это рисование, раскрашивание, аппликация, лепка, изготовление поделок из природного материала, создание книг-самоделок, составление коллажей, панно.
Музыкально-художественная деятельность – это, конечно, слушание музыки и пение, участие детей в праздниках ко Дню города и развлечении «Сибирские посиделки». К слову сказать, с авторской песней «Родная улица», слова – мамы одной из воспитанниц, музыка – музыкального руководителя, наша вокальная студия «Веселые нотки» стала лауреатом районного конкурса авторской песни «Ветер вдохновений – 2010».
Региональная составляющая пронизывает все направления психолого-педагогической работы ДОУ по освоению детьми всех 10 образовательных областей. Однако обогащению содержания дошкольного образования и усилению регионально-этнической направленности образовательной деятельности способствуют несколько образовательных областей, это «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Краеведческая работа с детьми в образовательной области «Познание» включает следующие содержательные линии:
- географическое положение Новосибирска, Новосибирской области, Сибири, административное устройство;
- исторические этапы развития, прошлое и настоящее «малой Родины»;
- природа сибирского края, особенности рельефа и климата;
- народонаселение, особенности национальной культуры.
Образовательная область «Социализация» предусматривает
- развитие игровой деятельности детей;
- формирование навыков культуры поведения и общения;
- обогащение опыта взаимодействия с ближайшим окружением, включения детей в систему социальных отношений;
- формирование семейной, гендерной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.
В содержание образовательной области «Труд» включены
- формирование представлений о видах труда населения «малой Родины», профессиях родных и близких детей;
- развитие собственной трудовой деятельности детей;
- воспитание ценностного отношения к труду и его результатам.
Содержанием образовательной области «Коммуникация» является
- свободное общение взрослых и детей в процессе всей краеведческой работы;
- развитие всех компонентов устной речи детей (обогащение и активизация словаря, развитие грамматического строя, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм).
В содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» включены
- приобщение к устному народному творчеству народов Сибири;
- ознакомление детей с творчеством новосибирских поэтов и писателей: Ирины Токмаковой, Нелли Закусиной, Евгения Мельникова, Ивана Краснова, Юрия Магалифа.
Образовательная область «Художественное творчество» включает следующие содержательные линии:
- народное декоративно-прикладное искусство, промыслы народов Сибири: Урало-Сибирская и Ордынская росписи, Купинская глиняная игрушка, изделия из сибирской берёсты;
- национальная одежда, элементы орнамента;
- творчество новосибирских художников;
- памятники скульптуры и архитектуры родного города.
Для организации образовательной деятельности с детьми по краеведению в ДОУ создана необходимая предметно-развивающая среда, которая включает:
иллюстративный материал;
подборку художественной литературы;
карту природных зон Новосибирской области;
макеты детского сада, микрорайона, города и деревни, природных зон Новосибирской области, макеты военной тематики;
фотоэкспозицию о Новосибирске;
выставку «Дары сибирского леса»;
разнообразные гербарии, коллекции;
подборку дидактических игр;
атрибуты и оборудование для творческих игр;
оборудование для экспериментальной и исследовательской деятельности.
В ДОУ имеются экологическая комната, «русская изба», «картинная галерея». В старших и подготовительных группах оборудованы центры по патриотическому воспитанию, в том числе и краеведению.
Все это помогает детям познавать окружающий мир, расширять кругозор и жизненный опыт, что является необходимым условием социальной адаптации ребенка и успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников.
Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Родители наших воспитанников – равноправные участники образовательного процесса. Именно семья занимает ведущее место в патриотическом воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному городу, родной природе. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта.
Взаимодействие с семьями детей в краеведческой работе предусматривает
- организацию «Встреч с интересными людьми», когда мамы, папы, бабушки, дедушки знакомят детей со своей профессией, интересными фактами из жизни;
- семейные посещения Новосибирского краеведческого и художественного музеев, выставок, театров, ботанического сада, цирка, зоопарка, контактного зоопарка «Дворик» на нашем Затулинском жилмассиве;
- семейные прогулки по памятным местам города;
- участие в праздниках и развлечениях, конкурсах, выставках совместного творчества;
- составление «семейного древа»;
- совместное создание альбомов, самодельных книг;
- выпуск фотогазет, оформление фотовыставок;
- семейные чтения произведений устного народного творчества и художественной литературы по рекомендации воспитателей;
- совместное словотворчество: сочинение маленьких стихотворений, составление рассказов о семье, профессиях близких, семейном отдыхе, детском садике, родной улице, городе, родной природе.