Папки-передвижки

Интегрированный воспитательно-образовательный процесс в работе по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста (1 фото)

Светлана Константинова
Интегрированный воспитательно-образовательный процесс в работе по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Интегрированный воспитательно-образовательный процесс в работе по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста

Интегрированный воспитательно-образовательный процесс в работе по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста

Краеведение – это изучение своей «малой Родины»: ее природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта, это воспитание любви к семье, родному дому, детскому саду, городу, родному краю.

Публикация «Интегрированный воспитательно-образовательный процесс в работе по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом. Большое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, родным краем, разнообразием и богатством природы…

Обобщив многолетнюю деятельность нашего детского сада в области краеведения, нами была разработана специальная программа «Сибирь – наш край родной», которая стала составляющей части основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса. Цель программы: воспитание маленького гражданина, любящего и знающего свой родной край.

Вся работа по краеведению строится в системе и комплексе. Главный принцип – от простого к сложному, от близкого к далекому. Наша программа соответствует также принципу развивающего образования, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и интеграции различных видов детской деятельности.

Игровая деятельность предусматривает проведение дидактических, сюжетно-ролевых игр и режиссерских игр с макетами природных зон Новосибирской области.

Коммуникативная деятельность предполагает свободное общение на краеведческие темы, беседы, составление рассказов и историй, отгадывание и придумывание загадок.

К познавательно-исследовательской деятельности относим рассматривание иллюстративного материала, фотографий, карт, просмотр видеоматериалов; экскурсии в природу, по микрорайону, городу, в школьный музей; проведение различных наблюдений; экспериментальную деятельность по выяснению свойств полезных ископаемых, дерева, проращиванию семян; решение проблемных ситуаций; коллекционирование; моделирование; семейные посещения Новосибирского зоопарка, театров, парков, краеведческого музея, выставок, памятных мест родного города.

В трудовую деятельность включаем помощь детей взрослым в уборке участков, труде в огороде и цветнике детского сада, на дачах с родителями, сбор семян, изготовление кормушек, подкормку птиц.

Продуктивная деятельность – это рисование, раскрашивание, аппликация, лепка, изготовление поделок из природного материала, создание книг-самоделок, составление коллажей, панно.

Музыкально-художественная деятельность – это, конечно, слушание музыки и пение, участие детей в праздниках ко Дню города и развлечении «Сибирские посиделки». К слову сказать, с авторской песней «Родная улица», слова – мамы одной из воспитанниц, музыка – музыкального руководителя, наша вокальная студия «Веселые нотки» стала лауреатом районного конкурса авторской песни «Ветер вдохновений – 2010».

Региональная составляющая пронизывает все направления психолого-педагогической работы ДОУ по освоению детьми всех 10 образовательных областей. Однако обогащению содержания дошкольного образования и усилению регионально-этнической направленности образовательной деятельности способствуют несколько образовательных областей, это «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Краеведческая работа с детьми в образовательной области «Познание» включает следующие содержательные линии:

- географическое положение Новосибирска, Новосибирской области, Сибири, административное устройство;

- исторические этапы развития, прошлое и настоящее «малой Родины»;

- природа сибирского края, особенности рельефа и климата;

- народонаселение, особенности национальной культуры.

Образовательная область «Социализация» предусматривает

- развитие игровой деятельности детей;

- формирование навыков культуры поведения и общения;

- обогащение опыта взаимодействия с ближайшим окружением, включения детей в систему социальных отношений;

- формирование семейной, гендерной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.

В содержание образовательной области «Труд» включены

- формирование представлений о видах труда населения «малой Родины», профессиях родных и близких детей;

- развитие собственной трудовой деятельности детей;

- воспитание ценностного отношения к труду и его результатам.

Содержанием образовательной области «Коммуникация» является

- свободное общение взрослых и детей в процессе всей краеведческой работы;

- развитие всех компонентов устной речи детей (обогащение и активизация словаря, развитие грамматического строя, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм).

В содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» включены

- приобщение к устному народному творчеству народов Сибири;

- ознакомление детей с творчеством новосибирских поэтов и писателей: Ирины Токмаковой, Нелли Закусиной, Евгения Мельникова, Ивана Краснова, Юрия Магалифа.

Образовательная область «Художественное творчество» включает следующие содержательные линии:

- народное декоративно-прикладное искусство, промыслы народов Сибири: Урало-Сибирская и Ордынская росписи, Купинская глиняная игрушка, изделия из сибирской берёсты;

- национальная одежда, элементы орнамента;

- творчество новосибирских художников;

- памятники скульптуры и архитектуры родного города.

Для организации образовательной деятельности с детьми по краеведению в ДОУ создана необходимая предметно-развивающая среда, которая включает:

иллюстративный материал;

подборку художественной литературы;

карту природных зон Новосибирской области;

макеты детского сада, микрорайона, города и деревни, природных зон Новосибирской области, макеты военной тематики;

фотоэкспозицию о Новосибирске;

выставку «Дары сибирского леса»;

разнообразные гербарии, коллекции;

подборку дидактических игр;

атрибуты и оборудование для творческих игр;

оборудование для экспериментальной и исследовательской деятельности.

В ДОУ имеются экологическая комната, «русская изба», «картинная галерея». В старших и подготовительных группах оборудованы центры по патриотическому воспитанию, в том числе и краеведению.

Все это помогает детям познавать окружающий мир, расширять кругозор и жизненный опыт, что является необходимым условием социальной адаптации ребенка и успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников.

Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Родители наших воспитанников – равноправные участники образовательного процесса. Именно семья занимает ведущее место в патриотическом воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному городу, родной природе. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта.

Взаимодействие с семьями детей в краеведческой работе предусматривает

- организацию «Встреч с интересными людьми», когда мамы, папы, бабушки, дедушки знакомят детей со своей профессией, интересными фактами из жизни;

- семейные посещения Новосибирского краеведческого и художественного музеев, выставок, театров, ботанического сада, цирка, зоопарка, контактного зоопарка «Дворик» на нашем Затулинском жилмассиве;

- семейные прогулки по памятным местам города;

- участие в праздниках и развлечениях, конкурсах, выставках совместного творчества;

- составление «семейного древа»;

- совместное создание альбомов, самодельных книг;

- выпуск фотогазет, оформление фотовыставок;

- семейные чтения произведений устного народного творчества и художественной литературы по рекомендации воспитателей;

- совместное словотворчество: сочинение маленьких стихотворений, составление рассказов о семье, профессиях близких, семейном отдыхе, детском садике, родной улице, городе, родной природе.

Публикации по теме:

Электронное пособие для детей старшей группы «Наша область — Еврейская Автономия» Нравственно-патриотическое воспитание невозможно без формирования знаний традиций своей малой Родине. Особую актуальность приобретает.

Воспитание у ребёнка основ любви к Родине.Воспитание у ребёнка основ любви к Родине. Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированный воспитательно-образовательный процесс в работе по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 ноября 2013 в 07:18
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интегрированный воспитательно-образовательный процесс в работе по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Константинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД