Елена Леонова
Интегрированный подход в работе с семьей по формированию культуры здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна.
Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Публикация «Интегрированный подход в работе с семьей по формированию культуры здоровья» размещена в разделах
- Воспитание культуры здоровья
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Именно поэтому с раннего возраста необходимо приобщать ребёнка к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии и самосохранении.
Семья - первая школа растущего человека. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье.
Родители и детский сад – два социальных института, которые играют важную роль в формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья.
Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.
Совместную работу с семьей строим на принципах : добровольности, компетентности, современности, единства, системности и последовательности, преемственности и индивидуального подхода к каждому ребенку и к каждой семье.
Цель: организация совместной работы педагога, ребенка и семьи воспитанников, создание благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью.
Работа по взаимодействию с семьёй основывается на единстве, когда цель и задачи воспитания ребёнка хорошо понятны не только воспитателю, но когда семья знакома с методами и приёмами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. Очень важно в работе семьей применять индивидуальный подход на основе учёта здоровья, интересов и потребностей.
Работа по формированию у детей культуры здоровья в нашем ДОУ проводится согласно требованиям ФГОС. Но, ни одна даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьёй. С целью привлечения родителей к сотрудничеству в работе по формированию культуры здоровья у детей используем различные формы работы :
фронтальные;
индивидуальные;
печатные;
совместная деятельность;
родительские собрания;
круглые столы;
проведение опросов,
-анкетирование родителей;
индивидуальные беседы;
индивидуальные консультации;
тематические выставки;
памятки;
конкурсы;
семейные спортивные досуги.
Здоровье ребёнка формируется в семье, но уровень знаний и умений большинства из них в области здорового образа жизни невысок. Большинство родителей рассматривают здоровье как отсутствие заболеваний, не учитывая взаимосвязи всех составляющих здоровья, а средства оздоровления детского организма видят в лечебных мероприятиях. Исходя из этого, с родителями были проведены беседы: «Нужно ли закаливание моему ребёнку?», «Как правильно организовать спортивный уголок дома», «Гуляя, играем» и др., групповые консультации: «Что делать, если вы обнаружили плохое развитие мелкой моторики руки у своего ребёнка», «Правила личной гигиены», «Чтобы зубы были здоровыми», «Зачем ребёнку дневной сон?», памятки «Для чего нужно закаливание», «Нужные продукты, овощи да фрукты», «Правила этикета», «Чтобы уши слышали».
При работе с родителями по формированию культуры здоровья акцентируем внимание на соблюдение режима дня дома в соответствии с распорядком дня в ДОУ. С этой целью проводим индивидуальные и групповые беседы о пользе утренней гимнастики. Так систематические занятия утренней гимнастикой способствуют развитию у ребят правильной осанки, тренируют и усиливают деятельность всех органов и систем, подготавливают организм ребёнка к тем нагрузкам, которые предстоит ему преодолеть в процессе деятельности в течение дня.
Также очень важная роль отводится и гимнастике после сна. Советуем родителям включать в гимнастику после сна щадящие элементы закаливания. Их можно сочетать с дыхательной и звуковой гимнастикой, с корригирующей ходьбой, с упражнениями на профилактику и коррекцию осанки, плоскостопия, упражнениями для глаз, пальчиковой гимнастикой, самомассажем.
Вниманию родителей предлагаются подвижные игры, в которые можно играть с детьми от трёх до семи лет в домашних условиях, в небольшом помещении. Представленные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила. Например, «Пилоты», «Удочка», «Запрещённое движение», игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями и правилами. В других играх предлагаются только двигательные задания, например, «Сделай фигуру», «Завернись в ленту», регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В-третьих – сюжет и действия играющих определены текстом, например, «Дружно по дорожке», «У Меланьи, у старушки», который определяет и последовательность движений. В беседах с родителями по формированию культуры здоровья детей предлагаем сюжетно-ролевые игры дома «Полезное угощение», «Ужин на даче». В таких играх ребёнок знакомиться с полезными и вредными продуктами питания.
Этому послужило оформление фотогазет : «Наша семья за здоровый образ жизни!», «Мы здоровье сохраним, мы здоровьем дорожим!» В своей работе с родителями по формированию здорового образа жизни используем папки-передвижки: «Подвижные игры – залог здоровья малышей», «На природу – заряжаться энергией от деревьев!», «Игры для здоровья», «Прогулки с детьми» (летом, осенью, зимой, весной) являются одним из действенных инструментов пропаганды здорового образа жизни с родителями.
Провели совместные с родителями досуги и развлечения, направленные на сближение детско-родительских отношений. Это «Мама, папа, я – спортивная семья», «праздник ПАП».
Таким образом, можно отметить, что родители являются главными воспитателями своих детей, поэтому семья должна играть определяющую роль в процессе воспитания и обучения детей. Только в условиях партнёрских отношений между сотрудниками ДОУ и родителями возможны положительные результаты в воспитании здорового образа жизни дошкольников.