Светлана Кудрина
Интегрированные музыкальные занятия с детьми раннего возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст – самый главный период жизни каждого человека, т. к. именно в этот период закладываются наиболее важные способности, которые определяют дальнейшее развитие человека. Становление ключевых понятий (уверенность в себе, творческие возможности, речь, познавательная активность и другие) требует правильного воздействия со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.
Публикация «Интегрированные музыкальные занятия с детьми раннего возраста,» размещена в разделах
Главная задача практики работы дошкольных учреждений — насыщать жизнь ребенка искусством, вводить его в мир музыки, изобразительного искусства, литературы, театра, танца, включать искусство в повседневную жизнь детей, создавать условия для детского творчества.
Искусство — одна из важнейших областей духовной жизни человечества, художественного творчества. В нем объединяется специфическое познание мира в художественных образах, создание изображений, воплощающих духовное, идейное содержание в чувственном материале — в слове, в движении, в красках, в пространстве, пластических средствах. Искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех этапах его развития, позволяет шире и глубже познавать окружающую действительность, увидеть её красоту и неприглядные стороны. По определению Я. А. Коменского, искусство является той сферой, где возможно проявление способностей и дарований человека. И музыка играет в этом не последнюю роль.
На традиционных музыкальных занятиях еженедельно происходит повторение, закрепление, и расширение знаний. Музыкальный руководитель организует процесс передачи и усвоения музыкального материала, отслеживая уровень развития каждого ребенка. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы подвижны и пластичны, а развитие творческих способностей зависят от того, какие условия будут созданы взрослыми.
Одним из наиболее эффективных средств художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста, представляются нам интегрированные занятия, цель которых – дать детям представление о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, литература, выразительных особенностях их художественных средств, научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
Использование в раннем возрасте интеграции непосредственно образовательной деятельности позволяет детям познать целостную картину окружающего мира. Такая деятельность дает высокие результаты в развитие творческих способностей детей, делает педагогический процесс более интересным и содержательным. С ее помощью происходит процесс многократного повторения и закрепления изучаемого материала в игре, где каждый ребенок может раскрыть и показать свои возможности.
Игра – наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей: усвоение различных знаний и умений гораздо быстрее и проще осуществляется в привлекательной и мотивированной для ребёнка деятельности.
Интеграция на музыкальных занятиях очень актуальна, так как:
• интегрированные занятия развивают эстетический вкус;
• помогают формированию речи, ее развитию;
• способствуют глубокому проникновению детей в мир звуков, красок;
• воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.
Интеграция разных видов художественно-эстетической деятельности носит естественный характер. Маленький ребенок легко переключается с одного вида деятельности на другой, активно общается и быстро вступает в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид творческой работы детей целесообразно подкреплять другими видами художественной деятельности (словом, жестом, песней, игровой ситуацией, игрой-драматизацией).
В основе реализации интегрированного подхода необходимо использовать принцип эмоционального восприятия, т. к. именно этот принцип позволяет сделать педагогический процесс в работе с детьми интересным и игровым.
Интегрированный подход раскрывает у детей раннего возраста творческий потенциал. В игровой форме происходит соединение познавательного и эмоционального опытов.
Интеграция предполагает создание условий для двигательной активности ребенка, эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья, выход на творчески продуктивную деятельность малышей.
Интегрированные занятия, проводимые в системе, эффективны, дают высокие результаты, повышают продуктивную деятельность детей. С их помощью успешно решаются следующие задачи развития музыкально-творческих способностей детей :
• воспитание интереса к музыке путём развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха;
• развитие эмоциональной отзывчивости и выразительности движений;
• развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.
Единение и взаимодействие – главное в образовательном процессе. Интеграция способствует усвоению знаний, умений и навыков детей и развитию художественно-творческих способностей, устраняет перегрузки. Поэтому главная задача педагогов детского сада, по моему мнению – научить детей с самого раннего детства воспринимать прекрасное в окружающей жизни и искусстве, способствовать становлению хорошего музыкального вкуса, приобщать к первоначальным исполнительским навыкам, то есть заложить основу, на которой далее развертывалось бы музыкальное творчество детей.