Светлана Ивахова
Интегрированное занятие экологической направленности с элементами нейрокоррекционных упражнений и игр
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие экологической направленности с элементами нейрокоррекционных упражнений и игр
для детей старшей группы компенсированной направленности (ТНР)
«Экскурсия в лес»
Пояснительная записка
Авторы занятия :
Музыкальный руководитель - Форманчук Галина Хусейновна, МБДОУ «Дюймовочка», высшая квалификационная категория
Публикация «Интегрированное занятие экологической направленности с элементами нейрокоррекционных упражнений и игр» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нейропсихологические игры и занятия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Педагог-психолог - Ивахова Светлана Владимировна, МБДОУ «Дюймовочка», высшая квалификационная категория.
Характеристика группы: дети старшей группы компенсирующей направленности (ТНР).
Тема развивающего занятия :
«Экскурсия в лес».
Тип занятия : Итоговое, на повторение и закрепление материала.
Форма и продолжительность занятия :
Подгрупповая деятельность, продолжительность – 25 мин.
Цель: Развитие музыкальной памяти, мышления, воображения, слуха, чувства ритма, развитие и накопление элементарных двигательных навыков, повышение работоспособности и двигательной активности, развитие творческих особенностей.
В НОД применяется педагогическая здоровьесберегающая технология: «Гимнастика для мозга», и «боди – перкуссия». В состав «гимнастики» включены упражнения, которые просты в выполнении, и доступны детям дошкольного возраста. Упражнения помогают сбалансировать развитие обоих полушарий головного мозга. Плюс упражнений в том, что их можно использовать в любой части занятия, как специалистами, так и педагогами.
Телесная перкуссия – это искусство исполнения ритмов, без использования музыкальных инструментов как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста. Только тело, движение и голос. Дети танцоры, музыканты одновременно. Используются удары ладонями по плечам, по груди скольжение ладонью по ладони или по верхней части груди; различные производные варианты звучащих жестов, требующих взаимодействия детей в паре и коллективе. Занимаясь Body Percussion, дошкольники учатся создавать музыку своими руками, а также ногами, зубами, щеками и другими частями тела.
Таким образом, научившись выражать свое состояние с помощью звуков собственного тела и голоса, познав силу импровизации, дети получают эффективное средство для самовыражения, снятия напряжения, раскрытия собственного потенциала.
Задачи:
Образовательные:
- Развитие умений и навыков музицирования у детей старшего дошкольного возраста, используя двигательные, ритмические упражнения.
- Передавать в движениях динамические изменения в музыке, обучать точному и правильному
выполнению музыкально-ритмических движений.
- развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия, и развитие речи.
- расширение знаний об окружающем мире посредством различных каналов восприятия окружающего мира;
- закрепление умения различать эмоциональное настроение;
Развивающие:
- упражнения для нормализации тонуса мышц – силы и точности движений, нейро коррекционные упражнения и игры;
- игра на детских музыкальных инструментах;
- развитие общей и мелкой моторки, координации движений, пластики, воображения;
- восприятие образов и их выражений мимикой, жестами пластикой, речью, интонацией,
- развитие навыков позитивного общения;
Воспитательные:
- воспитание любознательности, доброты, бережного отношения к окружающей природе;
- воспитание умения слышать взрослого, друг друга.
- использование разнообразных видов деятельности и их интеграцию в целях повышения эффективности воспитательно – образовательного процесса.
• Оборудование: Интерактивная доска SMART Board, проектор, ноутбук, мультимедиа презентация «Лесные обитатели;
• детские музыкальные инструменты: деревянные ложки, колокольчики, трещотки;
• мешочки с разным наполнителем, массажные кочки, канат.
1. Игра - приветствие «Эй, привет!»
Цель:Создание положительного настроя на совместную деятельность
Форма работы: подгрупповая.
Специфические виды детской деятельности:
Коммуникативная деятельность:
свободное общение с взрослыми и сверстниками Словесные методы.
«боди – перкуссия» как средство развития чувства ритма у детей. Удары ладонями по плечам и предплечьям, по коленям, скольжение ладонью по ладони, требующих взаимодействия детей в паре и коллективе.
Приветствие гостей: - От нас весенний всем привет, гости, дорогие!
Ответ: Здравствуйте!
Муз. руководитель - Поприветствуем друг друга веселой песенкой «Эй, привет!»
Муз. руководитель и дети
- Эй, привет! Скажи привет в ответ!
- Дай мне пять!
- Скорее дай мне пять!
- Дай мне пять, - дай мне пять опять!
Помаши! Мне ручкой помаши!
Попляши! Со мною попляши!
2. Вхождение в деятельность
Цель: Создание позитивного настроя на совместную деятельность. Формирование доброжелательных отношений в коллективе.
Форма работы: подгрупповая, индивидуальная.
Специфические виды детской деятельности: Игровая деятельность.
Коммуникативная деятельность: свободное общение с взрослыми и сверстниками.
Восприятие образов: аудирование (музыкальное восприятие)
Муз. руководитель – А сейчас, проходите, проходите! Экскурсию сегодня совершите.
Обещаем – будет интересно.
И, конечно, познавательно, полезно!
Педагог-психолог - А куда отправимся мы с вами, отгадаете, вы сами.
Итак, слушайте:
Он очень богат,
Поделиться с нами рад:
Ежевикой, земляникой,
Клюквой красною, брусникой,
Спелыми орешками,
Грибами сыроежками,
Можно долго называть
И всего не сосчитать. (Лес)
Психолог: - Это лес, конечно же, лес, много тайн в нем и чудес!
- На чем можно отправится на экскурсию? (на поезде, на автобусе, на машине, а можно пешком).
- Скорее, отправляемся. Много интересного и неизвестного нас ждет.
Упражнение «Слушай музыку» Форма работы: групповая, индивидуальная
Муз. руководитель – Ребята, сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Чтобы все у вас получилось нужно очень внимательно музыку слушать. Если вы услышите высокий звук, наступаете на кочку правой ногой, если услышите низкий звук – вперед идет левая нога. Итак, начнем.
(Под музыку дети встают рядом друг с другом, двигаются по массажным кочкам).
Вот мы с вами оказались в лесу. Давайте вдохнем ароматы леса.
3. Пальчиковая гимнастика «Цветок»
4. Игровое упражнение «Четыре стихии (воздух – вода – земля – огонь)»
Педагог-психолог - Чтобы увидеть и заметить лесных обитателей надо быть очень внимательными и наблюдательными, уметь слушать, прислушиваться и вести себя в лесу тихо. Я предлагаю вам игру, которая поможет нам быть внимательнее.
Игра «Четыре стихии (воздух – вода – земля – огонь)
Если услышите слово «воздух»- поднимите руки вверх, «земля» - опустите руки вниз.
На слово «огонь» движение руками вперёд – назад,
на слово «вода» движение руками как при плавании.
- Молодцы у вас все получилось. Приглашаю вас присесть.
5. Визуализация Слушание «Две гусеницы разговаривают»
муз. Д. Жученко
Упражнение «Гусеница» (хороводный и топающий шаг) Форма работы: групповая, индивидуальная.
Муз. руководитель
- Садитесь поудобнее. Сейчас мы послушаем произведение и вспомним, как называется оно, и сколько музыкальных тем там звучит? Можете закрыть глазки и представить, кого рисует музыка. Ответьте, пожалуйста, вот, к примеру, есть люди, которым не очень симпатичны гусенички, это даёт им право обижать их, или даже раздавить? Правильно, ребята… диалог.
Муз. руководитель:
Внимание - загадка: Волосата, зелена
в листьях прячется она. Хоть и много ножек, бегать все равно не может! Ответ.
Муз. Руководитель: - А давайте превратимся в двух великолепных гусеничек, и покажем, какие они могут быть красивые и милые.
6. Музицирование «Весенний оркестр» Форма работы: групповая, индивидуальная.
- Муз. руководитель
Много разных звуков вам удалось услышать. Молодцы!
Значит, мы с вами сможем создать свой оркестр.
(Дети сидят в кругу на ковре. Перед каждым ребенком музыкальные инструменты: ложки, трещотки, колокольчики)
7. Упражнение «Кто в лесу живет?» Форма работы: групповая, индивидуальная
Педагог-психолог
- Замечательный лесной оркестр у вас получился. Кого же еще мы можем увидеть в лесу? Отгадайте загадку.
Очень дружный мы народ,
Работа спорится, идет.
Холмик – дом свой – строим дружно.
Слаженно работать нужно.
- Кто же этот дружный народ, чей домик похож на холмик? (Муравьи)
- Как называется домик муравьев? (Муравейник)
- Кто из вас видел муравейник? Что интересного заметили?
- В этом домике всегда кипит жизнь, спорится работа, сотни муравьев куда-то спешат, входят и выходят.
- Можно ли разрушать муравейники? Почему?
- Не разоряйте муравейники!
Муравьи - полезные жители леса.
Муравьи - маленькие санитары леса»
8. Песенное творчество «Не обижайте муравья» муз. и сл. Л. Абелян
Форма работы: групповая. Практические методы: коллективное пени Музыкальный руководитель
- Ребята, а давайте, споем, о том, как нужно относиться к самым маленьким обитателям леса «Не обижайте муравья»
9. Танцевальное творчество «Озорная полька»
Н. Вересокина Форма работы: групповая
Музыкальный руководитель
- Муравьи очень дружные насекомые, вместе работают, вместе отдыхают. Так же дружно станцуем «Озорную польку» Стоя на ковре в кругу. Музыкальное сопровождение; атрибуты: шапочки лесных обитателей.
10. Игра «Муравейник – дом для муравьишек» Форма работы: групповая
Коммуникативная деятельность: общение со сверстниками, взаимодействие в коллективе.
Педагог-психолог –
Ребята, вы как муравьишки-труженики, хорошо пели, смогли различить высокий и низкий звук, здорово играли на музыкальных инструментах. Вам не составит труда превратиться в муравьишек.
- Мы вокруг себя покружились, в муравьишек превратились.
Весь день муравьи трудятся, когда солнышко начинает садиться все собираются в своем домике-муравейнике.
- Пока звучит веселая музыка – муравьишки собирают травинки, дощечки. Звучит спокойная музыка – все, все собираются в муравейник-канат.
- Вот, все муравьишки в домике собрались, можно отдыхать. Солнышко встает, утро настает, муравьишки просыпаются и в деток превращаются. Свободно на ковре
11. Музыкально-игровое упражнение «Я рисую этот мир» А. Ермолов Форма работы: в парах. Прием мозжечковой стимуляции с приемом музыкального стимулирования. Нейро игра – упражнения для мозга способствующие развитию координации движений и психофизических функций, активации природных механизмов работы мозга – объединение движения и мысли.
- Наша планета, такая красивая, давайте её будем беречь! И своими руками сделаем ее еще великолепней!
- Встанем парами, возьмем в левую руку мешочек, будем его передавать друг другу под песню «Я рисую этот мир». Слушаем внимательно музыку и передаем мешочек.
12. Рефлексия.
- Вы славно потрудились.
- Наша экскурсия подходит к концу. Вам понравилось?
- Где мы сегодня были? Что слышали? Кого видели? Как надо вести себя в лесу?
- Что запомнилось больше всего?
- С каким настроением вы вернетесь в свою группу?
13. Прощание
- На прощанье встанем в круг, помашем друг другу рукой.
- Эй, пока! Пока! Пока! Пока!
- Эй, пока! Желаем всем добра!
Наша экскурсия закончилась. До свидания!