Мария Романова
Интегрированное занятие в старшей группе «Удивительный мир космоса»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизировать и закрепить знания дошкольников по теме «Космос».
Задачи:
Образовательная область «познавательное развитие» :
• расширить представление детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии;
• закрепить знания о планетах солнечной системы, о звездах;
• сформировать представления детей о смене дня и ночи;
• составлять из геометрических фигур силуэты по расчлененным образцам;
• развивать у детей пространственные представления, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность, мелкую моторику рук;
Публикация «Интегрированное занятие в старшей группе „Удивительный мир космоса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• воспитывать познавательный интерес;
Образовательная область «речевое развитие» :
• развитие связной, грамматически правильной речи;
• расширять и активизировать словарь по теме «Космос»;
• формировать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос;
Образовательная область «социально – коммуникативное» развитие:
• воспитывать любовь к планете, на которой живем, и бережное отношение к окружающему миру;
• совершенствовать умения слушать ответ товарища и не перебивать;
• воспитывать самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность;
• воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, готовность сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Образовательная область «Физическое развитие» :
• развивать координацию речи с движением (физкультминутка);
• развивать мелкую моторику рук;
Образовательная область «художественно – эстетическое развитие» :
• закреплять приёмы лепки;
• развивать эстетическое чувство, умение составлять композицию.
Материалы к занятию :
Записи музыкальных композиций по теме «Космос», презентация - иллюстрации по теме «Космос», глобус, дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик, иллюстрация звёздного неба, раздаточный материал геометрические фигуры, игра-головоломка, пластилин разных цветов, бросовый материал, доска для лепки и стек.
Ход занятия:
1. Утренний сбор. Вхождение в тему.
Стульчики стоят полукругом.
- Ребята, посмотрите, сколько сегодня к нам пришло гостей. Давайте поздороваемся и подарим гостям свои улыбки.
Дети рассаживаются.
Звучит музыка и на экране появляются картина с изображением снимков из космоса (слайд 1).
На этом фоне звучит стихотворение:
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут! В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!
Так чудесно в космосе!
Так волшебно в космосе!
В настоящем космосе
Побывал однажды!
В настоящем космосе!
В том, который видел сквозь,
В том, который видел сквозь
Телескоп бумажный!
Воспитатель: - Как вы думаете ребята, о чем это стихотворение?
(о космосе).
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, а в космосе всё находится, где попало или есть какой – то порядок? (ответы детей)
Воспитатель: - Космос – это загадка для человека. Дети, а вы хотели бы разгадать загадки космоса? (Ответы детей)
На экране появляется картинка Солнца (слайд 2).
Воспитатель: - Что это? (Солнце).
Солнце-звезда преогромнейший шар
Свет излучает, как будто пожар.
Ну а планеты тот свет отражают,
Солнце-светило они обожают!
Воспитатель: - Ребята, давайте решим, почему первым на экране у нас появилось Солнце? (ответы детей)
Воспитатель: Это самая важная звезда. Вокруг неё образуется Солнечная система.
На экране появляется изображение Солнечной системы (слайд 3).
Воспитатель: - Ребята, скажите, пожалуйста, сколько планет в Солнечной Системе? (В Солнечной системе восемь планет. Все они кружатся вокруг Солнца, причем постоянно, по одному и тому же пути, который называется орбитой.)
- Давайте вспомнить их названия по порядку? (ответы детей)
- Отгадайте загадку, о какой она планете?
Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется…
(Земля)
- Найдем расположение нашей планеты на иллюстрации (ребенок по желанию показывает)
Воспитатель: - Из всех планет Солнечной системы жить мы можем только на Земле. Как вы думаете, почему? (Потому что здесь есть воздух, вода, и здесь нужная нам для жизни температура).
– Если Солнце – это звезда, то почему ночные звезды так не похожи на нее?
Почему они кажутся маленькими сверкающими точками? (Ответы детей)
– Правильно, потому что они находятся очень далеко от Земли. И свет от далеких звезд доходит до нас только через 4 года.
Воспитатель: - Как называется профессия людей, которые отправляются в космос для работы, чтобы проводить там исследования? (космонавты).
Воспитатель: - Наши Российские космонавты первыми полетели в космос.
- Назовите имя первого космонавта Земли? (Юрий Алексеевич Гагарин)
(слайд 4).
- Какая женщина первая отправилась в космос? (Валентина Владимировна Терешкова) (слайд 5).
Воспитатель:- А вы знаете чем занимаются космонавты во время полета? (ответы)
Воспитатель: - Они ведут технические наблюдения, изучают поверхность Земли, Луны, других планет. Сообщают о приближающихся тайфунах, ураганах, стихийных бедствиях, уточняют прогноз погоды. Обеспечивают спутниковую теле и радио связь.
Воспитатель: - На чем летают космонавты? (ответы)
Воспитатель: - На ракете, еще ее называют космический корабль, и у каждого есть название, на каком космическом корабле совершил свой полет Юрий Гагарин (ответы) (слайд 6).
Воспитатель: - А давайте сегодня отправимся в необычное путешествие далеко за пределы нашей планеты, в далекий и необъятный космос? (ответы)
- Ребята, а у нас тоже есть ракета. Но она не простая, она может сделать остановку там, где мы её попросим, куда мы захотим. Мы с вами не просто совершим полет, а также как космонавты будем выполнять задания.
Физкультминутка:
Мы пойдём на космодром, (Шагают)
Дружно в ногу мы идём,
Ждёт нас быстрая ракета (Руки над головой, продолжают шагать)
Для полёта на планету.
Отправляемся на Марс (Руки в сторону)
Звёзды неба, ждите нас.
Чтобы сильным стать и ловким
Начинаем тренировку: (остановиться и выполнять движения по тексту)
Руки вверх, руки вниз,
Вправо- влево наклонись,
Головою покрути
И лопатки разведи.
Вправо шаг и влево шаг,
А теперь прыжком вот так.
2. Итак, занимаем свои места и начинаем обратный отсчет: 10,9,8…
- Полетели! (слайд 7).
3. Деятельность в центре науки.
Опыт №1 «День и ночь»
Оборудование: фонарик, глобус.
Создаем модель вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Для этого нам понадобится глобус и фонарик. На глобусе крепится условный знак в том месте, где проживают дети.
- Во Вселенной ничего не стоит на месте. Планеты и звезды движутся по своему, строго отведенному пути. Наша Земля вращается вокруг своей оси и при помощи глобуса, это легко продемонстрировать.
Воспитатель включает лампу и потихоньку вращает глобус вокруг своей оси. Дети наблюдают, как перемещается значок и меняется освещение. Солнце освещает то одну, то другую сторону.
- На той стороне земного шара, которая обращена к Солнцу (в нашем случае к фонарику) – день, на противоположной – ночь. Земная ось расположена не прямо, а наклонена под углом (это тоже хорошо видно на глобусе).
-Ребята, как вы думаете, что происходит там, где граница света и темноты размыта. (Ребята догадаются, что это утро либо вечер)
Вывод: Если Солнце вверху - то у нас день, если снизу - ночь.
Опыт № 2: «Звезды светят постоянно»
- Ребята, в какое время суток можно видеть звезды? (Ответы детей)
- А днем звезды светят? (ответы детей)
– Сейчас, проведя несложный опыт, я вам докажу, что звёзды светят постоянно, и днём и ночью.
Ход опыта: делаем несколько круглых отверстий в картоне размера А5. Кладем этот картон в конверт. Находясь в светлой комнате, возьмите в одну руку конверт с картоном, а в другую – фонарик. Включите фонарик и на расстоянии 5 см посвятите на обращенную к вам сторону конверта, потом на другую сторону.
Итог опыта: дырки в картонке не видны через конверт, когда вы светите фонариком на освещенную к вам сторону конверта, но становится хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта, прямо на вас.
- Как вы думаете почему? (ответы детей)
Вывод: днём звёзды светятся тоже, но на светлом небе их не видно. Звёзды хорошо видны только на тёмном небе. Ночью.
4. Деятельность в центре настольно – манипулятивных игр.
1-ое задание: «Собери изображение ракеты из геометрических фигур по образцу».
Воспитатель обращается к детям и просит их рассмотреть схемы постройки ракеты.
Воспитатель: - «Давайте рассмотрим, из каких частей она состоит».
Дети рассматривают схему.
Дети: - «Есть корпус, основание и верхняя часть».
Воспитатель: - «Из каких частей состоит корпус?»
Дети: - «Из четырех трехугольников».
Воспитатель: - «А из каких фигур состоит верхняя часть?»
Дети: - «Из 3-х квадратов, 1 треугольника и 1 круга».
Воспитатель: - «Из каких фигур выложено основание?»
Дети: - «Из 6-х фигур: три круга и 3 прямоугольника».
Воспитатель: - «Теперь, давайте выложим ракету». Приступайте. У вас у каждого на тарелочке лежат геометрические фигуры и схема ракеты. После того, как вы построите ракету, проверьте, правильно ли вы все сделали.
2-ое задание: Игра-головоломка «Маршрут космонавта».
Ход игры: Дети, следуя инструкции воспитателя должны провести горошину по запутанному маршруту, чтобы космонавт вернулся в ракету.
Цель игры: -развивать у детей зрительное восприятие;
- активизировать зрительные функции глаз, развивать периферическое зрение;
- формировать зрительно-двигательную ориентировку.
Физкультминутка «Планеты» (пальчиковая гимнастика) :
Раз, два, три, четыре, пять
(По одному загибают пальчики на обеих руках)
В космос полетел отряд
(Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх)
Командир в бинокль глядит
(Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль»)
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы,
(Загибают пальчики обеих рук)
В космосе сквозь толщу лет
(Сжимают и разжимают пальцы рук.)
Ледяной летит объект.
(Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево.)
Хвост его-полоска света,
(К кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки-«хвост»)
А зовут объект комета.
(Сжимают и разжимают пальцы рук.)
5. Деятельность в центре творчества.
- Ребята, а что связано со словом КОСМОС? (Небо, планеты, Земля, звёзды, ракета, спутники, инопланетяне.)
- А существуют ли инопланетяне на самом деле, как вы думаете?
-Кто они такие, живые существа? Какие они? Похожи ли они на нас?
- Сколько у них рук и ног? А может быть, у них щупальца вместо рук и ног?
-Молодцы ребята у вас очень богатая фантазия. Сейчас каждый из вас слепит своего инопланетянина, или может летающую тарелку, на которой летают инопланетные существа.
Мастерить инопланетян – очень творческая работа ребята. В ней нет каких-то сложных элементов, всё зависит только от вашей фантазии.
Ход выполнения работы:
1. Берём пластилин любого цвета. Начинаем катать шар – получается голова.
2. Катаем 2 маленьких шара – получатся 2 глаза. Лепим ножки.
3. Делаем из жгутиков рожки. Лепим туловище, все соединяем и наш забавный инопланетянин готов.
4. По желанию можно сделать летающую тарелку.
- Спасибо ребята, вы молодцы, получилось всё очень красиво. Забавные пришельцы смотрят на нас и как бы приглашают нас к себе в гости.
6. Итоговый сбор.
Дети рассаживаются по кругу. С помощью вопросов воспитателя рассказывают в каком центре работали, что делали, что узнали нового, что больше запомнилось.
- А на память о нашем сегодняшнем путешествии мы хотим вам вручить «Удостоверение юного космонавта».
- А сейчас размещайтесь на стульчиках и представим, что мы в ракете, будем возвращаться назад.
Релаксация под космическую музыку (слайд 7).
Воспитатель: - Вот мы и дома. Я вам желаю вам новых путешествий и новых впечатлений.