Косарева Марина Валерьевна
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «В мастерской федоровской игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие в старшей группе
«В мастерской Федоровской игрушки»
Цель:
Познакомить детей с народными промыслами родного края Федоровской игрушкой
Образовательные задачи:
Формировать представления о процессе создания игрушек из глины и ее свойствах
Показать разнообразие игрушек, характер и особенности труда народных мастеров
Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе „В мастерской федоровской игрушки“» размещена в разделах
Учить лепить игрушку, передавая характерные детали
Развивающие задачи:
Развивать интерес к народному творчеству родного края
Закреплять творческую и познавательную активность
Вызывать желание лепить из глины
Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь к народной культуре, бережное отношение к работам мастеров.
Интеграция: Познание. Художественное творчество. Труд.
Методы обучения:
Наглядный (демонстрация глиняных игрушек)
Словесный (объяснение материала, беседа)
Практический (лепка из глины)
Исследовательский (исследование глины)
Оборудование и материалы:
Ноутбук, доски для лепки, стеки, глина, глиняные игрушки
Ход занятия
Входит воспитатель в русском народном костюме.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Что значит слово «здравствуй»? Это значит пожелать здоровья. Вот и мы пожелаем здоровья всем и нашим гостям.
Как вы думаете, что на мне за костюм? Кто я? (ответы детей)
Я, ребята, мастерица. А что я умею делать, вы поймете из нашей беседы.
Скажите, пожалуйста, а всегда ли у людей были игрушки? (ответы детей)
У людей всегда были дети, а значит и игрушки были всегда. А то из чего сделаны были игрушки создано самой природой. Представьте себе, что вы идете по лесу. Светит яркое солнце, цветут цветы, поют птицы, прыгают кузнечики и порхают бабочки, и вдруг вы видите на тропинке лужу. ”Что такое”-думаете вы и заглядываете в лужу. И что вы там видите? Чистая прозрачная вода, а на дне грязь. Взяли вы со дна лужи комочек грязи в руки … (в этот момент воспитатель раздает всем детям по комочку глины).
-Ребята, положите кусочек грязи на ладошку. Что вы чувствуйте (холод).
-А теперь сожмите пальцами. Какая на ощупь? (мягкая, липкая, можно лепить)
-Эта грязь создана природой и называется глиной.
-А вот комочек глины, который я скатала вчера. Что с ним случилось? Какой стала глина? (твердой, каменной).
Человек заметил это свойство глины и стал ее использовать.
-Догадались, что я умею делать? (лепить из глины)
-А вы видели когда-нибудь изделия из глины?
-Хотите посмотреть?
- Пойдемте к нашей выставке, я вам все покажу и расскажу. (рассматривание выставки Федоровской керамики)
- Вот эти изделия когда-то сделаны народными мастерами в деревне Федоровка Бондарского района Тамбовской области. Это недалеко от нашего села. Отсюда и название Федоровская игрушка. Глину откапывали, приносили домой, месили ее ногами, чтобы она стала пластичной, затем приступали к лепке. Когда все было готово ставили на просушку в течение недели. Затем обжигали в печи. Что же делали из глины народные мастера? Это посуда, копилки, вазы, фигурки человека и животных. Особенно много делали в деревне Федоровка глиняных свистулек.
-А вы, знаете, что такое свистулька? (игрушка, которая свистит)
Внутри игрушка пустая, а свисток маскируют в хвостике. А вот так он звучит. (продемонстрировать свист)
В наше время такая игрушка большая редкость. А когда то давным- давно была любимой для детей. Любили наши предки и дома посвистеть – считалось, что мелодия свистульки выгоняет злых духов из жилища. Часто их вешали на шею детям – и забава, и оберег, а суеверие «не свисти - денег не будет» – это всего лишь миф, который выдумали, пытаясь отучить от привычки.
-Каких животных узнали?
-Есть ли на них рисунок? На что похож? (на дерево)
-Это рисунок символизирует древо жизни, продолжение рода.
-Это любимый рисунок Федоровских мастеров.
- Сейчас поиграем.
Д/и «Выбери игрушку» (из предложенных изображений выбрать последнюю и обосновать ответ)
-Молодцы! С заданьем справились.
- Ребята, я сегодня когда шла к вам в детский сад получила посылку, давайте ее откроем. Посмотрите, здесь письмо!
«Дорогие дети, мы Федоровские мастера очень хотим, чтобы вы научились нашему ремеслу, лепке игрушек. Высылаем вам волшебную глину, чтобы у вас получилась настоящая Федоровская игрушка-свистулька. Удачи вам ребята!»
А вот и глина. Ну что, попробуем? А чтобы у нас все получилось, произнесем волшебные слова, выполним волшебные движения, наберемся силы. Встаньте ровно по линии.
Проводиться физкультминутка.
Раз, два, раз, два (руки поднимают вверх – вытягивают)
Стали дети мастера. (руки к груди)
Сели, встали, сели, встали (движения по тексту)
Мы работать не устали.
Ручки хлоп, хлоп, хлоп.
Ножки топ, топ, топ.
Раз, два, раз, два
Наши дети мастера.
-Вот вы и превратились в мастеров. Пора и за работу.
-А какую игрушку- свистульку мы будем лепить угадайте.
Длинноухий очень ловко
По утрам грызет морковку.
Он от волка и лисы
Быстро прячется в кусты.
Кто такой он этот серый,
Он несется кувырком?
Летом сер, зимою – белый,
Он, скажите, вам знаком? (ответ)
-Давайте вспомним, какие материалы и инструменты нам понадобятся для работы? Проходим в мастерскую.
Дети садятся.
- Но для начала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Скачет зайка маленький
Около завалинки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка. (крутим кистями)
Мчится без оглядки (хлопаем в ладоши)
Лишь сверкают пятки. (ударять кулачками)
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка: кто же это (хлопаем в ладоши)
Зайка (показываем зайца)
Зайчик прыг, зайчик скок (показываем зайца)
Под кусточком – молчком
Только ушки торчком.
-Пальчики разогрелись, приступаем к лепке зайчика.
Поэтапный показ лепки.
-От куска глины отщипываем маленький кусочек и кладем в сторону. Катаем глиняный шарик. Расплющиваем в блинчик. Складываем пополам – и основа зайчика готова. Лепим головку, чуть оттягивая глину вверх. Формируем заднюю часть свистульки, вытягивая глину. Ушки лепим из оставшегося кусочка. Вытягиваем лапки. С помощью стека наносим рисунок в виде дерева. Наш зайчик готов. Ставим на просушку.
Во время лепки звучит русская народная музыка «Ой, заинька»
-Старайтесь, чтобы ваши игрушки были красивыми и аккуратными. Тогда вы сможете их высушить и играть.
-Сегодня мы с вами побывали в роли народных мастеров и изготовили игрушку-свистульку. Выполняли одну и ту же работу, а зайчики получились у всех разные.
-В какой деревне когда то делали такие игрушки?
-Какое название получили?
-Молодцы! Желаю вам успехов!