Елена Аншакова
Интегрированное занятие в разновозрастной группе 3–5 лет с ЗПР «Волшебный мир звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Многочисленные исследования доказали глубокое эстетическое влияние музыки на детей с ЗПР. Она позволяет стимулировать детскую психику к восприятию окружающего мира за счет активизации потенциальных возможностей ребенка в творчестве и музыкальной деятельности.
Занятие музыкой обладает большим значением при ЗПР, так как основные проблемы при этом диагнозе – это нарушения в нервно-психическом складе и проблемы с работой опорно-двигательного аппарата. В большинстве случаев коррекционная работа направлена на развитие артикуляционной, ручной и общей моторики ребенка.
Публикация «Интегрированное занятие в разновозрастной группе 3–5 лет с ЗПР „Волшебный мир звуков“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Для оптимального развития ребенка с ЗПР важно сформировать соответствующую психологическую базу, а именно развитие:
чувства ритма;
ручной и общей моторики;
двигательной сферы;
способности руководить своими желаниями;
способности взаимодействовать с окружающими в игровой форме.
Каждое занятие подразумевает участие детей во всех видах музыкальной деятельности, также в занятие вводятся упражнения на расслабление и на снятие напряжения– так называемый релакс. Используются логоритмические упражнения.
Многие педагоги сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи, даже при практически правильном звукопроизношении.
Это вызвано тем, что у детей не формируется слуховое восприятие. Родители мало общаются с детьми, и не привлекают их внимания к звукам окружающего мира, звукам музыки; телевизоры, компьютеры, работающие во всех комнатах и создающие общий шум, негативно влияют на развитие слухового восприятия ребенка.
А ведь правильное использование ритмико-интонационной выразительности речи зависит от сформированности речевого слуха, развития слухового внимания. Этому помогают коррекционные игры и упражнения со звуками.
Одним из объектов познания являются звуки, в том числе и музыкальные. Необходимым становится создание условий для активного экспериментирования со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Именно манипулирование и игра с музыкальными звуками позволяют ребёнку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, её жанрах. Данный вид деятельности расширяет кругозор детей, творческую фантазию и воображение. Дети иначе воспринимают окружающий мир, более внимательно относятся к звуку, с большей активностью включаются в творческий процесс. Благодаря созданию шумовых инструментов и игре на них, дети раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более общительными, активными.
У них происходит развитие мелкой моторики рук.
Методы и приемы реализации содержания занятия:
Наглядные (презентация, видео);
словесные (рассказ о музыкальных и шумовых звуках);
практические (упражнение, игра, музыкально - ритмические движения, восприятие музыки).
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие: формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться.
Познавательное развитие: закрепление знаний детей о музыкальных и шумовых звуках.
Речевое развитие: расширение активного словаря.
Физическое развитие: развитие двигательной активности в танцах и играх
Возрастная группа: разновозрастная группа 3 – 5 лет для детей с ЗПР.
Цель: формировать представления дошкольников об окружающих нас звуках.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать представления о разнообразии звуков.
2. Закреплять умение ритмично играть на шумовых инструментах, прислушиваться друг к другу.
3. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, любознательности.
Развивающие:
1. Развивать слуховое восприятие, музыкальный слух путем дифференциации звуков на шумовые и музыкальные.
2. Развивать музыкально-сенсорное восприятие тембра музыкальных звуков.
3. Развивать творческое воображение, музыкальность через объединение различных ощущений (зрительных, слуховых, двигательных, тактильных) в процессе музицирования.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг к другу.
2. Воспитывать интерес к музыкальному творчеству.
Ожидаемые результаты: Дети должны уметь отличать звучание шумовых звуков от музыкальных, самостоятельно менять движения в соответствии с характером музыки, принимать активное участие в игре, понимать и эмоционально реагировать на звуки и двигаться соответственно темпу.
Оборудование:
- фортепиано;
-проектор, компьютеры;
- детские музыкальные инструменты (свистульки, ксилофоны);
- бумага, деревянные веточки.
-шумовые музыкальные инструменты.
- 2 стола, ширма для дидактической игры.
Используемый методический материал:
1. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. «Праздник каждый день» Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. Средняя группа – Композитор, 2009 г.
2. Тютюнникова Т. Э., «Бим-бам- бом!» Сто секретов музыки для детей. Выпуск 1. Игры со звуками 2003.
3. Хисматуллина - Пой, играй, танцуй, малыш! – Музыкальное приложение.
4. Интернет-ресурсы:
Используемый репертуар:
Вид деятельности
а).Слушание:
1. «Дятел – барабанщик» музыка А. Абрамова
2. «Птички летает» А. Серова
Программное содержание: Учить узнавать знакомое музыкальное произведение на слух.
Развивать музыкальную память.
б).Распевание, пение:
1. Фонопедические упражнения (по методике В. Емельянова «Комар», «Штор бас».
Программное содержание: Разогревание певческого аппарата.
2. «Я рисую солнышко». Музыка и слова Г. Ф. Вихаревой.
Программное содержание: Учить исполнять песню нежно, напевно, выразительно.
в). Музыкально – ритмические движения:
1. Логоритмическое упражнение «Паровозик».
Программное содержание: Учить менять движения со сменой частей в музыке. Развивать координацию, слуховое внимание.
2. «Весенний хоровод». Аранжировка Л. Хисматулиной
Программное содержание: Учить детей согласовывать движения с музыкой.
3. Игра на музыкальных инструментах.
Программное содержание: Закреплять умение ритмично играть на инструментах, развивать музыкально-сенсорное восприятие тембра музыкальных звуков.
4. Танец-игра «В нашем зале все друзья».
Программное содержание: Формировать доброжелательное отношение друг к другу.
г). Музыкально-дидактическая игра
«Угадай на чем играю». Формировать представления о разнообразии звуков.
д). Музыкотерапия Расслабление и снятие напряжения
Ход нод.
Дети под музыку входят в музыкальный зал. Выполняют упражнение по логоритмике «Паровозик».
Музыкальный руководитель поет по звукоряду вверх: «Здравствуйте, ребята», дети отвечают по трезвучию вниз «Здравствуйте».
Музыкальный руководитель:
Что такое «здравствуй»? – Лучшее из слов.
Потому что «здравствуй» – значит будь здоров.
Дорогие ребята! Я рада вас видеть.
Давайте поздороваемся с гостями (пот, дети подпевают, выполняя движения по тексту):
Заглянуло солнышко
Прямо к нам в окошко,
И упало солнышко
Нам с тобой в ладошку.
Здравствуйте! Здравствуйте!
Добрый день!
Говорит: Добрый день скажем нашим гостям,
И они улыбнутся нам.
Дети: Добрый день!
Воспитатель: Как сразу стало светло в зале от ваших улыбок и от солнышка, которое заглянуло к нам в окошко и зовт нас с собой на прогулку. Пойдм, погуляем. Но ходить по дорожке мы будем не простым шагом, а хороводным.
Дети танцуют «Весенний хоровод». Аранжировка Л. Хисматулиной
Воспитатель звенит в колокольчик и напевает: «Раз, два, три, все скорей ко мне беги». На улице весна, ярко светит солнышко и распускаются первые цветы. Вот у меня в руках колокольчик. Слышите, как звонко он звенит, приглашает нас посетить удивительный мир звуков. Вы хотите? (Ответы детей).
Воспитатель: ребята, присаживайтесь на стульчики.
Дети садятся на стульчики. (Обратить внимание детей на правильную посадку).
Воспитатель: как вы думаете, ребята, зачем нам уши?
Дети: чтобы слышать, чтобы слушать.
Воспитатель: правильно! Уши для того, чтобы слышать окружающие нас звуки. Ребята, кто – нибудь из вас знает о том, что такое звук? (Ответы детей).
Воспитатель: что такое звуки? За окном метель, (включается звук вьюги,
Что такое звуки? За окном капель. (Включается звук капели).
Это струны ливня, это первый гром. (Включается звук дождя).
Звуки, звуки, звуки – кругом….
Музыкальный руководитель: звуки окружают нас повсюду! Мир без звуков был бы грустный, неинтересный, скучный. Звуки бывают разными. Одни мелодичные, другие похожие на шум. Звуки шумовые (от слова «шум») и звуки музыкальные (от слова «музыка», которые можно сыграть или спеть).
Играет фрагмент музыкального произведения.
Музыкальный руководитель: я сейчас сыграла для вас маленькую пьеску. Она состоит из звуков. Это музыкальные звуки. А это что такое? Повторяйте за мной.
Хлопает в ладоши, топает. Что же это?
Дети: это тоже звуки.
Музыкальный руководитель: правильно, это звуки. Эти звуки – музыка?
Дети: нет.
Музыкальный руководитель: правильно, это не музыка. Это шум.
Звуки могут быть громкими (громко похлопать, громко потопать).
И тихими (тихо потопать, тихо похлопать).
Низкими и высокими. Попробуйте с помощью голоса изобразить низкие и высокие звуки. Дети выполняют фонопедические упражнения (по методике В. Емельянова «Комар», «Штор бас».
Музыкальный руководитель: у медведя возле уха целый день жужжала муха.
Дети низким голосом изображают жужжание мухи жжжжж.
Музыкальный руководитель: а комар летал, летал, и пищал, пищал, пищал.
Дети высоким голосом изображают писк комара зззззз.
Музыкальный руководитель: Звуки могут быть неприятными, «скрипучими». Ребята как скрипит дверь? Попробуем изобразить голосом.
Дети вместе с воспитателем и музыкальным руководителем выполняют упражнение «штор бас».
Музыкальный руководитель: А если мы с вами песенку споем, то это тоже будут музыкальные звуки.
Воспитатель: Снова солнышко заглянуло к нам в окошко и приглашает нас спеть песенку.
Дети поют песню «Я рисую солнышко». Музыка и слова Г. Ф. Вихаревой.
Во время пения используются элементы самомассажа.
Музыкальный руководитель: да, голосом можно изобразить многие звуки. И с помощью музыкальных инструментов тоже. У нас есть ксилофоны и свистульки. С их помощью можно изобразить весенний шум в лесу.
Воспитатель звенит в колокольчик и напевает: «Раз, два, три, все скорей ко мне беги». В лесу весной очень шумно. Соловушки поют, дятлы стучат.
Воспитатель предлагает детям взять инструменты и присесть на скамейку. Дети берут инструменты, присаживаются на скамейку.
Слушание музыки и игра на музыкальных инструментах.
Воспитатель: ребята, сейчас мы послушаем с вами знакомые пьески и сыграем на инструментах.
Туки-тук, туки-тук –слышен дятлов перестук.
Звучит «Дятел – барабанщик» музыка А. Абрамова,
Дети играют на ксилофонах.
Воспитатель: ребята, вы узнали, как называется эта пьеса. (Ответы детей).
Воспитатель: соловейко по весне распевает при луне.
Звучит «Птички летают»» музыка А. Серова,
Дети играют на свистульках.
Воспитатель: а как называется эта пьеса? (Ответы детей).
Воспитатель предлагает детям положить инструменты на скамейку, затем звенит в колокольчик и напевает: «Раз, два, три, все скорей ко мне беги». Подойдите, пожалуйста, ко мне, здесь за ширмой спрятаны различные предметы, а вы по звуку должны определить, что же там и что я делаю.
Музыкально-дидактическая игра «Угадай, что звучит?»
(Дети присаживаются полукругом вокруг ширмы, а воспитатель за ширмой переливает воду из стакана в стакан, мнет бумагу, ломает ветку, использует инструмент «море», «дождик»). Дети пытаются угадывать.
Воспитатель выходит из-за ширмы: а как вы догадались, ведь предметы не были видны.
(Ответы детей). Правильно, ребята, вы слышали и представляли в своем воображении тот или иной предмет. Значит звуки сообщают нам о том, что происходит вокруг нас, даже если нельзя увидеть. А сейчас предлагаю поиграть в вашу любимую игру. У нас есть замечательный инструмент, с помощью которого можно воспроизвести шум моря.
Игра «Море волнуется».
Звенит в колокольчик и напевает: «А сейчас раз, два, три, все скорей ко мне беги».
Воспитатель предлагает детям подойти к следующему столу. На столе стоят тибетские чаши. Проводит эксперимент с чашей.
Воспитатель: ребята, посмотрите, пока чаша колеблется, звук слышится.
А сейчас я предлагаю вам прилечь на ковер и закрыть глаза. Отдохните и послушайте как звучит чаша.
Музыкотерапия. Релаксация. Дети слушают звучание чаш под музыку А. Рыбникова «Колыбельная».
Затем воспитатель берет колокольчик и подходит к следующему столу, на котором лежат заготовки для шумовых инструментов.
Воспитатель: открывайте глаза. Ребята, наше путешествие в мир звуков подошло к концу. Вам понравилось? Знаете, у меня для вас есть сюрприз.
Воспитатель звенит в колокольчик и напевает: «Раз, два, три, все скорей ко мне беги». (Воспитатель объясняет детям что они сейчас изготовят самодельные шумовые инструменты, на которых можно будет играть, изображая шумовые звуки).
Изготовление инструментов. Затем воспитатель подводит итог занятия и предлагает детям взять инструменты себе, чтобы использовать их в свободной деятельности.
Занятие заканчивается танцем-игрой «В нашем зале все друзья».