Надежда Баранова
Интегрированное занятие в подготовительной группе «Птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания о многообразии птиц. Расширять представление детей о птицах, учить устанавливать причинно-следственные связи. Развивать логическое мышление, знакомить с народными приметами и литературными произведениями о птицах. Учить детей умению сравнивать и обобщать. Вызвать желание больше узнать о птицах.
Задачи:
- учить группировать птиц по определенным признакам, расширять и углублять представление об образе жизни птиц.
Публикация «Интегрированное занятие в подготовительной группе „Птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
Развивать связную речь детей, зрительное внимание и восприятие, тонкую моторику, учить отгадывать птиц по загадкам, объяснять свой выбор, упражнять в подборе слов- антонимов. Развивать познавательный интерес. Развивать умение выкладывать птиц из геометрических форм и изменять направление полета по заданию воспитателя. Учить отгадывать кроссворды.
Учить детей доброте, приучать заботиться о птицах, подкармливать их зимой, стремиться беречь их.
Формировать экологическую культуру детей. Воспитывать уважительное отношение к природе, желание охранять, защищать природу.
Предварительная работа:
1. Взаимодействие с семьей. Привлечение родителей к изготовлению скворечников.
2. Консультация: «Правила поведения в природе, в лесу, у водоема».
1. Наблюдения за птицами в природе (полет, парение в воздухе, как поют, опыты, эксперименты).
2. Написание жалоб от птиц в Жалобную книгу природы.
3. Чтение энциклопедии «Я познаю мир».
4. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
5. Составление описательных рассказов о птицах.
6. Чтение художественной литературы: Стихи о временах года А. Пушкина, Ф. Тютчева., А. Фета., С. Есенина., Д. Зуева., чтение рассказов В. Бианки., М Пришвина о птицах, чтения «Календаря природы».
7. Беседа: «По страницам Красной книги».
8. Пальчиковые игры: «птицы»
9. Сюжетно – ролевые игры «Птичья столовая», «Айболит».
10. Загадывание загадок о птицах.
11. Дидактические игры «Четвертый лишний», «Кто где живет?», «Чьи лапы, чей клюв?».
12. Подвижные игры:
• «Совушка»
• «Перелет птиц»
• «Сокол и лиса»
13. Сбор информации о птице «Гаичка»
14. Продуктивная деятельность:
• Рассматривание птичьих гнезд.
15. Разучивание песен, стихов о птицах
16. Изготовление кормушек для птиц
Материал к занятию :
1. Иллюстрации с изображением птиц.
2. Сундучок с конвертом (с заданиями).
3. Наборы геометрических фигур по количеству детей.
4. Картины лета и зимы.
5. Иллюстрации с птичьими гнездами.
Ход НОД:
Воспитатель:
Послушайте пение птиц и постарайтесь определить какие именно птицы поют (прослушивание грамзаписи с голосами птиц)
Воспитатель:
Международному дню птиц и посвящено наше занятие. Сегодня мы выясним, что мы знаем о наших пернатых собратьях, выявим знатоков птичьего мира. Давайте заглянем в наш сундучок, интересно, что же в нем лежит? А вот какое-то письмо, что же в нем написано: «здравствуйте ребята! Я знаю, что вы добрые и заботливые: ухаживаете за растениями, заботитесь о птицах, подкармливаете их. Ведь мы не можем себе представить жизнь лесов, полей, лугов, без птиц. А сколько пользы приносят птицы человеку! Даже сильных и смелых людей приятно называть «Соколами», «орлами», любимых зовут ласково: «журавушка», «лебедушка», «голубка». А детей нежно называют:» чижиками», «воробушками», а задиристых и драчливых – «петушками».
Вот и вы отдайте птицам дань любви и уважения.
Воспитатель: Итак, первое задание. Отгадайте мои загадки и определите перелётная это птица или зимующая. Если перелётная, то поместите её к картинке с летним пейзажем, а если зимующая то с зимним и попробуйте объяснить свой выбор. Какие слова помогли найти отгадки.
Загадки
1. Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Даже кошки не боится –
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей)
2. Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зелёных кронах,
А зовут её (Ворона)
3. Кто присел на толстый сук
И стучит: «тук-тук-тук!»? (Дятел)
4. Угадай какая птица,
Бойкая, задорная,
Ловкая, проворная,
Звонко тенькает: «Тень-тень!
Как хорош весенний день! (Синица)
5. Кто летает, кто стрекочет-
Рассказать нам новость хочет? (Сорока)
6. Что за птица
Мороза не боится,
Хоть снега лежат везде,
У неё птенцы в гнезде? (Клест)
7. Грудка ярче чем заря,
У кого? (У снегиря)
8. Северные гости
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках – хохолки! (Свиристели)
9. Маленький певец лесной
Лучше всех поёт весной! (Соловей)
10. Кто по тропочке идёт
Быстрыми шажками,
Длинным хвостиком трясёт?
Догадайтесь сами! (Трясогузка)
11. Кто летает тёмной ночью,
И схватить мышонка хочет? (Сова)
12. Мы в скворечнике живем,
Песни звонкие поем. (Скворцы)
13. Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка).
Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки отгадали.
Проводится физминутка «Птицы»
Скачет птичка (дети прыгают на месте на двух ногах)
Скок-скок, скок- скок (дети прыгают на месте на двух ногах)
Закружилась, как волчок (дети кружатся)
Вот взлетела (дети делают взмахи руками)
Полетела (дети делают взмахи руками)
И на деревце присела (дети приседают)
Стучит клювиком тук-тук дети постукивают пальцами)
Очень вкусный ужин тут (дети поглаживают себя по животу, садятся)
Воспитатель: Второе задание – закончи предложение.
Я сейчас буду называть птиц, но если вдруг я ошибусь, и вы услышите что-то другое, то можно хлопать в ладоши.
Слушайте: Прилетели птицы : голуби, синицы, мухи и стрижи.
Дети хлопают.
Что неправильно?
Дети: Мухи.
А мухи это кто?
Дети: Насекомые.
Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Дети хлопают.
Прилетели птицы : голуби, куницы.
Дети хлопают. Игра продолжается.
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы – сплюшки,
Лебеди, скворцы
Все вы молодцы!
Задание: Третье задание - Речевая игра «Скажи одним словом»
У этой птицы желтая грудка ---желтогрудая синичка
У этой птицы черные крылья ---чернокрылая ворона
У этой птицы красная грудка---красногрудый снегирь
У этой птицы белый бок ---белобокая сорока, длинный хвост ---длиннохвостая сорока. Молодцы, ребята.
Вопрос: Четвертое задание
Почему у птиц такой клюв? (Чем питаются, определяем по форме клюва – клеста и дятла - картинки)
Проводится подвижная игра «Совушка»
Пятое задание:
«Задание для тех кто хочет больше знать»
Решение кроссворда «Птицы»
Напишите название птиц начинающихся с буквы «С». Кто сможет угадать названия этих птиц выставляются картинки.
С
Ответы: Сыч, сова, стриж, сорока, синица, соловей, снегирь.
А кто сможет угадать названия этих птиц, которые первыми возвращаются весной?
Г А
Грач
С О Е
Скворец
А О О О
Жаворонок
Воспитатель:
Одни птицы получили свои имена за голос, другие за цвет, третьи – за поведение.
Воспитатель: - Давайте, ребята, докажем, что мы все тоже любим птиц, ведь вы знаете столько много стихов о птицах (чтение стихов о птицах).
Давайте ребята, узнаем, что же вы знаете о птицах?
Шестое задание:
-Какую птицу называют лесным доктором?
(дятла)
-Какая птица любит воровать блестящие предметы?
(сорока)
-Где живут скворцы?
(в скворечниках)
-Почему сороку называют птицей во фраке?
(за её чёрно-белый наряд)
- Почему мы птиц называем пернатыми друзьями?
(уничтожают вредителей)
Воспитатель: - Ребята, в давние времена люди тоже любили и уважали своих пернатых помощников – птицы им предсказывали погоду. Ведь вы тоже знаете приметы о птицах, а также пословицы.
Приметы:
Ребята: - Чинит грач своё гнездо
Не спешит карась на дно
В луже плещется ворона
По сосне течёт смола
Значит день ушёл студёный
Значит надо ждать тепла.
Ребята: - Птицы в гнёздах не галдят,
Пчёлы в ульях не гудят,
Муравьи закрыли двери
Разбрелись по норам звери,
Не летает стрекоза –
Надвигается гроза.
Дети, а вы знаете пословицы? :
Ребята: - Ласточка весну начинает, а соловей лето кончает.
Ребята: - Грач на горе – весна на дворе.
Ребята: - О том кукушка кукует и кукует, что гнезда у неё нет.
Ребята: - Кто бы дятла знал, кабы носом не стучал?
Сядут за столы те дети которые назовут перелетных птиц, затем птиц которые зимуют у нас.
Задание:
Угадай гнездо птицы.
Пальчиковая гимнастика «Птичка»
Долбим, долбим мы дупло,
Мы построим там гнездо
Соберем мы корешки
И сухие стебельки:
Станет мягким, теплым дом,
Словно в нем мы заживем!
Задание:
Выкладывание птиц из геометрических форм и изменять направление полета по заданию воспитателя.
Воспитатель: - С птицами веселее жить.
Восходит солнце, и с первыми лучами просыпаются птицы, радуя всех своим чудесным пением
А сейчас я вас познакомлю с удивительной птицей года и зовут ее Гаичка (Слайд о птице)
Воспитатель:
Я – Гаичка – озорница,
Я – веселая певица.
У кого училась я,
Вы спросите соловья.
Я – Гаичка – озорница,
Мне жучек зеленый снится.
Я жучков всегда ловлю
Ими деток я кормлю.
(Слайд о птице года) «Буроголовая Гаичка»
Ребенок читает стихотворение «Гаичка»
Ребята что нового сегодня узнали?
Что вам больше всего понравилось?
А почему?
Вы сегодня довольны?
Лесовичок:
Дети большое вам спасибо за ваши знания.
Дети:
Все-все
На свете,
На свете нужны.
И птицы, не меньше нужны, чем слоны…
Нельзя обойти без чудишь нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Все птицы нужны.
Нужны трясогузки, цапли, синицы.
Дрозды и кукушки – все птицы!
Даже если мы с кем-то не очень дружны
Мы все-таки очень друг другу нужны!