МААМ-картинки

Интегрированное занятие в подготовительной группе по ознакомлению дошкольников с культурным наследием родного края

Обаськина Виктория
Интегрированное занятие в подготовительной группе по ознакомлению дошкольников с культурным наследием родного края
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного

возраста через формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду

других людей и его результатам;

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с технологией изготовления объектов народного

творчества;

- формировать знания и умения различать виды народных промыслов

чувашского народа;

Развивающие:

Публикация «Интегрированное занятие в подготовительной группе по ознакомлению дошкольников с культурным наследием родного края» размещена в разделах

- развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к

прикладному искусству чувашского народа;

- развивать художественный вкус, способность видеть и понимать

прекрасное;

Воспитательные:

- воспитывать усидчивость, трудолюбие;

3. Словарная работа

Закрепить в словаре детей слова: ремесло, рукоделие, промысел, роспись,

узор, гончар.

4. Технические средства и мультимедийное оборудование:

- музыкальный центр и звуковоспроизводящий комплекс;

- компьютер с проектором (демонстрационной панелью)

Демонстрационный материал.

- предметы декоративно - прикладного искусства;

- гончарный круг;

- атрибуты для создания «деревенской среды»;

Раздаточный материал.

- Материалы для гончарной лепки: гончарный круг и глина, емкость с

водой, губка, стеки;

- материалы для вышивания: иголки, нитки, ткань для вышивания,

ножницы;

- материалы для раскрашивания дерева: гуашь, подставки для кисточек,

кисти, баночки для воды, чистые салфетки;

- медали.

5. Предварительная работа с детьми:

- собеседование с детьми на тему "Что в вашем доме сделано руками?";

- разбор понятий "ремесло", "рукоделие","ручная работа", определение

отличий понятий "купить" и "сделать" самому

- демонстрация фрагментов мультфильма "Мороз Иванович" (о

рукодельнице и ленивице)

- посещение музея чувашского быта и знакомство с объектами ремесла и

народного творчества;

- индивидуальная подготовка детей«мастеров»;

6. Ход занятия

Дети входят в зал под музыку (чувашская народная мелодия «Чувашский

хоровод», останавливаются перед выставкой предметов народного промысла.

У выставки их ожидает Мастерица.

Воспитатель:

Ждать нам долго не годится,

Что толпиться у дверей?

Ждет нас в гости МастерицаПодходи народ скорей,

И спешите любоватьсяНа столах лежит богатство:

Кружки, вышивки и пряжа,

Две дощечки под пирог,

Скалка, скатерть и даже

Коврик бабушкин для ног

Мастерица

Да, нам есть всем

Чем гордиться

Я горжусь, что Мастерица

Платье порвется - залатаю,

Салфетку нужно будет - вышью,

Кому штаны шить ткань нужнаТкацком станке сотку

Горшка не будет кашу варитьНа гончарном круге сделаю

Ложки за столом не будет

Из чурбачка сострогаю

Все вокруг- и стол и домНашим сделано трудом

И таких людей как я зовут Мастерами да Мастерицами.

А что вы дети можете сказать о мастерах? (ответы детей)

Воспитатель:

Да, действительно в нашем мире всюду и всегда требуются мастера. И они

есть не только здесь, но и у Вас дома.

(Воспитатель ведет беседу на тему, какие мастера и мастерицы есть у

детей дома: бабушка, которая вяжет, дедушка, который паяет, мама,

которая шьет, сестра - вышивает)

2. Рассматривание предметов народного промысла

Воспитатель:

Ребята, подходите ближе к нашей выставке и рассмотрите внимательно

изделия, которые предлагают народные умельцы.

(дети подходят, рассматривают)

Воспитатель:

Их называют предметы народного промысла. А кто знает, что означает

слово ПРОМЫСЕЛ? (ответы детей) Ученые считают, что слово промысел

происходит от слова МЫСЛЬ и означает что-то сделанное с умом, от всей души.

Смотрите, как с умом и от всей души сделаны эти вещи, какие они красивые,

яркие, нужные людям.

(Воспитатель предлагает рассмотреть, описать назначение предложенных

предметов)

Воспитатель:

Эти предметы делают Мастера (обращается к Мастерице) А когда вещи

сделаны, какая их ждет судьба?

Мастерица:

Дома используем, людям отдадим,

А что дома не сгодится, на ярмарке продадим.

Приедем на ярмарку зазывать народ будем:Подходи люд честной

У нас есть товар горой!

Все товары хорошие, наши,

Привезенные из Чувашии.

Вот чувашская выставка красной нитью сияет

О такой вышивке, вся Европа мечтает.

Вот наши чувашские деревянные ложки,

Вот носки, вязанные на любые ножки.

Вот горшки гончарами крученые,

Вот лапти с любовью плетенные.

Смотри народ, товара не мала,

Никто не уйдет от нас без товара.

Воспитатель:

Хорошая у нас ярмарка, Мастерица, но какая ярмарка без карусели?

3. Физминутка. Подвижная народная игра «Карусель»

Еле, еле, еле,

Завертелись карусели,

А потом кругом, кругом,

Все бегом, бегом (дети бегут по кругу взявшись за руки)

Тише, тише не спешите!

Карусель остановите.

(дети переходят на шаг)

Раз, два, раз, два

Вот и кончилась игра.

4. Практическая часть.

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, только взрослые могут быть мастерами или у детей

тоже может что-то получится. (Ответы детей). Вот у нас детском саду есть свои маленькие мастера, которые много что умеют делать. Они сегодня собрались в

одном месте, к которому мы сейчас и подошли.

Смотрите, какие красивые ворота! Высокие! Резные! Расписные! Сразу

видно, что их мастера делали. А что на воротах написано? Может кто-то из вас

прочитает?

Дети: деревня мастеров.

Воспитатель: А вы хотите попасть в эту деревню?

Дети: да, хотим.

Воспитатель: А пропуском будет знание пословиц о труде.

Дети:

- Делу время - потехе час.

- Дело мастера боится.

- Терпенье и труд все перетрут.

- Сделал дело, гуляй смело.

(Ворота отворяются, и дети проходят через ворота)

Воспитатель:

В этой деревне за столами работают дети нашего детского сада. Они долго

ходили в детский сад, многому научились и могут вас научить. Давайте, пройдем

и посмотрим, кто и что здесь делает. (Подходят по очереди к столам- рабочим

местам)

"1 мастер" :

Я занимаюсь чувашской вышивкой. Вышивкой можно украшать

полотенца, салфетки, головные уборы, одежду. Чувашская выставка известна во

всем мире и высоко ценится у нас в Чувашии. У нас даже день есть особенный -

день чувашской вшивки. (показывает образцы своего труда)

"2 мастер" :

Мне нравится украшать чувашской росписью деревянные предметы:

разделочные доски, шкатулки, ложки. Посмотрите, какие я выбираю яркие

краски и какие у меня получаются красивые вещи.

(показывает образцы своего труда)"3 мастер" :

А мне нравится позабавить ребятишек своими глиняными игрушками.

Есть у меня глиняные лошадки и собачки, есть глиняные свистульки.

(показывает образцы своего труда)

"4 мастер" :

Ну, а я - гончар. Из куска этой глины могу вам сделать горшок или кружку,

да и, вообще, все, что вам нужно.

(показывает образцы своего труда и как работает гончарный круг)

Воспитатель:

Вот, сколько интересного мы с вами посмотрели. А кто хочет научиться

новому делу?

Дети: я хочу расписывать посуду. А хочу лепить из глины, а мы хотим

поработать на гончарном круге.

(детям предлагаются карточки - символы для выбора мастерской)

Воспитатель:

А теперь ребята, расходимся по мастерским.

(Дети расходятся по "рабочим местам", где юные мастера проводят для

них "мастер- классы"

Деятельность в мастерских проводится одновременно. За каждым

рабочим местом мастер – ребенок показывает и рассказывает приемы работы.

После объяснения и показа предлагает самостоятельно выполнить работу)

Рассказы детей:

"1 мастер" :

Украшение салфетки. Сначала нужно составить узор и разместить его на

салфетке (выкладывание шаблонов). Затем обвести их простым карандашом,

дорисовать дополнительные элементы. Вдеть нитку в иголку. Начиная работу,

выводим иголку с изнанки на лицевую сторону. Строчка шьется справа налево.

Равномерно положенные короткие лицевые стежки идут ровно один за другим.

"2 мастер" :

Выбираем предмет, к нему подбираем элементы чувашского узора. С помощью карандаша на поверхность изделия наносим выбранный узор и

раскрашиваем.

"3 мастер" :

Берем комок глины, скатываем в форму шара, оттягиваем двумя

пальчиками шею и хвостик. Из оттянутой шеи на конце формируем шарик –

голову и оттягиваем клювик. Стекой рисуем глазки, крылья и на хвостике

перышки.

"4 мастер" :

Кладем глиняный шар на основу гончарного круга и хорошо его руками

закрепляем. При помощи рук и воды вытягиваем глиняный шар вверх, делая

конус или столбик. Для этого обхватываем пальцами наш комочек у основания,

немного сжимаем его, поднимаем вверх, придавая форму цилиндра. В центре

указательным пальцем намечаем отверстие. Углубляем отверстие практически

до основания — получается конусообразная воронка. У нас получился полый

цилиндр — стаканчик с толстыми стенками.

Дети работают под чувашскую народную песню «Илемле».

5. Заключительная часть.

Воспитатель:

Народное декоративно-прикладное искусство бережно хранят и передают

жизненный опыт многих поколений наших мам и пап, бабушек и дедушек. Они

отражают душу народа, его представления о красоте, о том, что такое хорошо и

что такое плохо

Молодцы, ребята! Хорошо вы потрудились. Я предлагаю устроить

выставку ваших работ (помощь детям в расположении своих работ на

выставочном стенде).

Выставка получилась на славу. Сколько старания, творчества, умения вы

приложили. Работы получились красивые и яркие. Я присваиваю вам звание

«Народный умелец».(Вручив награды и поблагодарив детей за труд, воспитатель проводит

рефлексию и эмоциональное завершение мероприятия через веселую игру)

Воспитатель:

Мы все славно потрудились. Мы все стали мастерами. Расскажите мне и

своим товарищам, что вам понравилось в сегодняшнем занятии (дети делятся

впечатлениями)

Спасибо всем. У нас сегодня было большое занятие и все немного устали.

Давайте отдохнем. Ведь настоящие мастера не только хорошо работают, но

хорошо отдыхают. Не даром гласит народная мудрость : "Сделал дело- гуляй

смело"

Например, наши предки не только могли хорошо трудиться, но и отдыхать.

После трудового дня они семьями выходили за околицу деревни и играли в

народные игры, водили хороводы, пели песни. Давайте и мы последуем их

примеру.

(Воспитатель организует и проводит музыкальную игру "Ходит Ваня")

Музыкальная игра «Ходит Ваня»

Дополнительный материал.

Пословицы и поговорке о ремесле:

Ремесло не коромысло — плеч не оттянет.

И то ремесло, что умеет сделать весло.

Не просит ремесло хлеба, а само кормит.

Каков строитель, такова и обитель.

С ремеслом весь свет пройдешь — не пропадешь.

Ремесло везде добро.

Были бы руки, а ремесло будет.

В дальних краях ремесло кормит.

Имею ремесло — и на камне хлеб достану.

С ремеслом и калека хлеба добудет.

Публикации по теме:

«Путешествие на Луну». Интегрированное занятие по ознакомлению с миром природы и ФЭМП в подготовительной группе Задачи: Образовательная: Научить детей элементарным экологическим знаниям: Луна – это спутник Земли. Луна делает один оборот вокруг Земли.

Интегрированное занятие по физической культуре «Игры Есенинского края»Интегрированное занятие по физической культуре «Игры Есенинского края» Интегрированное занятие «Игры Есенинского края»(подготовительная к школе группа) Программные задачи: Образовательная область «Физическое.

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Природа родного края»Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Природа родного края» Задачи:Образовательные: закреплять знания о природе своего края, показать в рисунке красоту своей малой родины. Развивающие: развивать творческие.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие в прошлое одежды родного края» Цель: обогатить полученные знания о русском народном костюме. Задачи: Образовательные: Закрепить умение правильно называть элементы женского.

Конспект занятия «Растения гор родного края» в подготовительной группе Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Растения гор родного края»Цель: Закреплять представление о многообразии растительного.

Перспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного краяПерспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного края О значении природы в развитии дошкольника писали многие великие отечественные педагоги. К. Д. Ушинский настаивал на введении ребенка в мир.

Система методической работы с воспитателями по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством родного краяСистема методической работы с воспитателями по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством родного края Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 257», г. Н. Новгорода Елесина Наталья Ивановна ТЕМА: «Создание эффективной системы методической.

Совместная деятельнось с детьми и родителями по теме недели «Природа родного края» в подготовительной группеСовместная деятельнось с детьми и родителями по теме недели «Природа родного края» в подготовительной группе Калмыкия расположена в юго-восточной части России, лежит в зоне степей, пустынь и полупустынь. Территория находится на юге Восточно-Европейской.

Этапы работы над проектом по изучению природы родного края в подготовительной группе «Моё родное Подмосковье»Этапы работы над проектом по изучению природы родного края в подготовительной группе «Моё родное Подмосковье» Дошкольный возраст – один из первых этапов в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, позитивное.

Занятие по изобразительному искусству для молодых инвалидов с ментальными нарушениями «Народные промыслы родного края»Занятие по изобразительному искусству для молодых инвалидов с ментальными нарушениями «Народные промыслы родного края» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Как у художника, педагога и народного мастера у меня возникла мысль создать серию занятий, посвящённых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное занятие в подготовительной группе по ознакомлению дошкольников с культурным наследием родного края
Опубликовано: 15 июня 2021 в 10:04
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интегрированное занятие в подготовительной группе по ознакомлению дошкольников с культурным наследием родного края» (включая файлы) размещена пользователем Обаськина Виктория (УИ 1806668) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД