Ольга Полянская
Интегрированное занятие в подготовительной группе «Осеннее настроение»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С «СОЛНЫШКО»
Интегрированное занятие в подготовительной группе
Музыкальный руководитель:
Полянская О. Н.
2020г.
Тип занятия : интегрированное
Цель: Формирование целостного представления об осени через восприятие музыкальных и художественных образов
Задачи:
1. Образовательная:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
- обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память.
- закреплять знания детей о средствах музыкальной выразительности в музыке (лад)
- способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.
- закреплять умение петь коллективно, с музыкальным сопровождением
2. Развивающая:
- развивать певческие навыки; формировать навыки художественного исполнения различных образов
- способствовать развитию творческой активности детей в музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т. п.) .
3. Воспитательная:
- развивать у детей позитивную оценку действительности, взглядов, вкусов с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей
-воспитывать эстетический вкус в передаче образа
-совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка
- воспитывать умение общаться через песню и танец
Методы и приё мы: наглядный (иллюстративный,словесный (беседы,вопросы, создание проблемных ситуаций, практический (игровой, творческий, погружение в музыку).
Интегративные средства : художественное слово, наглядность (иллюстрации, портреты композиторов, видеофильм, оформление зала, проблемные ситуации, свободное общение детей со взрослыми и сверстниками
Оборудование: компьютер, мультимедиа, экран, презентация, муз. запись
Предварительная работа:
1. прослушивание музыки П. И. Чайковского, А. Вивальди
2. разучивание осенних песен
3. разучивание фонопедических упражнений, речевых игр, динамических упражнений
4. показ движений для танца с листочками
5. Разучивание песни З. Роот «До свиданья, журавли»
Литература:
1. О. Н. Арсеневская «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, из. «Уч. Литература:2
2.. Технология интегрированного занятия в ДОУ. С. Д. Сажина
3. «Музыкальный руководитель» №2, 2011, «Беседы о музыки со старшими дошкольниками»
4. Методика музыкального воспитания в детском саду. Издание второе, исправленное и дополненное, под редакцией Н. А. Ветлугиной // Москва, «Просвещение», 1982г.
5. Вокально-хоровая работа в детском саду М. И. Картушиной
Ход занятия.
Дети заходят в музыкальный зал, на экране слайды картин осени, звучит стихотворение Ф. И. Бунина «Есть в осени первоначальной»
Музыкальная попевка «Здравствуйте ребята».
Муз. р. : Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться на прогулку в осенний лес. Осень самое красивое время года! Если бы вы были художниками, какие бы краски взяли для осенней картины?
ОТВЕТЫ (красные, желтые, оранжевые, бурые, синие и т. д.)
Муз. р. : Какие разные краски у осени! А вы знаете, что осень может быть разной и по настроению. С одной стороны она скучная, тоскливая и грустная, а с другой – яркая, золотая, сверкающая, завораживающая своей красотой. Вы хотели бы познакомиться с такой разной осенью? Тогда в путь! А поможет нам музыка!
Коммуникативная игра «Здравствуйте!»
Музыка и слова М. Картушиной
Дети идут хороводным шагом и выполняют движения по тексту
По дорожке мы шагает
И друзей своих встречаем.
Здравствуй, солнце,
Здравствуй, сад,
Здравствуй, дружный наш отряд,
Здравствуй, музыка и я,
Рядом все мои друзья!
Перестраиваются парами, двигаются по кругу парами
По дорожке мы шагает
И друзей своих встречаем.
Много есть у нас друзей,
Всех их нам не перечесть.
Педагог: здравствуйте мои, ребята!
Дети: Встрече с вами очень рады.
Муз. р. : Давайте присядем, отдохнем, полюбуемся осенними зарисовками и послушаем музыку.
Активное слушание.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Осенняя песнь», одновременно демонстрируются осенние пейзажи.
Муз. р. : Вы узнали это произведение. Кто композитор? Сегодня оно звучало необычно, его исполнял ни один инструмент, а много. А когда звучит несколько инструментов, это называется…
Дети: Оркестр.
Муз. р. : Какое настроение передала нам музыка?
Дети: Грустное, печальное, тоскливое…
Муз. р. : Такое же настроение можно передать в стихах. Послушайте стихотворение, которое было написано А. Толстовым специально для этого произведения
Осень, обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят. (А. К. Толстой)
А вы знаете стихотворение об осени?
Стихотворение об осени
Ребё нок:
Уходит осень золотая, на смену ей идё т другая:
Серебряная осень, с грустным шумом сосен,
С чёрными тропинками, с голыми осинками,
С первыми снежинками, с ночным холодком
Да с хрустящим ледком.
Муз. р. : В музыке П. Чайковского, как и в стихотворении, осень грустная и тоскливая… А что радостного есть в осени?
Ответы: (красивые листья, приносит урожай и т. д.)
Муз. р. : Давайте не будем грустить и прочитаем все вместе веселое стихотворение, будем читать громко и тихо.
Речевая игра со звучащими жестами «Листопад»
Громко: Осень! Осень! Листопад! – ритмичные хлопки.
Лес осенний конопат. – щелчки пальцами.
Тихо: Листья рыжие шуршат – трут ладошкой о ладошку.
И летят, летят, летят! – качают руками.
Громко: Дождь, дождь, дождь с утра – хлопки чередуются со шлепками по коленям.
Веселится детвора. – легкие прыжки на месте.
Тихо: Дождик, нас не поливай, – грозят пальцем.
Лучше капельки считай. – стучат пальчиком левой руки по ладошке правой руки.
Муз. р. : На нашей осенней полянке стоит какое-то дерево. Кто узнал, что это за дерево?
Дети: клен.
Муз. р. : Давайте поиграем с его листочкам. Превратимся в ветерок и будем долго дуть, чтобы листочки начали танцевать.
Дыхательное упражнение «Ветерок» под музыку Чайковского «Сладкая греза» (отрывок)
Дети дуют на листики, которые держат за ниточку и заставляют их «танцевать», выполняя длинные и короткие выдохи.
Муз. р. Все деревья разбудила осень в лесу, они ожили и запели.
Фонопедическое упражнение «Осень»
Идет осень по лесу, шуршит листвой. Дети произносят «шур…шур…» и скользят ладонями друг о друга
Прикоснется осень рукой к березке,
пожелтеют листья и запоют свою песенку. Делают crescendo и diminuendo на звук «А», развернув ладони параллельно друг другу, разводя руки в стороны на усиление звука и приближая ладони друг к другу на затихание; когда ладони сложены вместе, наступает тишина
Прикоснется к рябинке,
Покраснеют листочки, запоют свою радостную песню. Делают crescendo и diminuendo на звук «О»
Заденет осинку,
Красные листья запоют. Делают crescendo и diminuendo на звук «Э»
Взмахнет руками Осень,
Запоет ветер. Делают crescendo и diminuendo на звук «У»
Затрепещут, задрожат листья на деревьях, Произносят «ш-ш-ш…», подняв руки вверх и легко встряхивая кистями.
Полетят на землю разноцветным дождем. Произносят «п…п…», постепенно опуская руки
Муз. р. Посмотрите, ребята, какая красивая корзинка, а сколько разноцветных листочков ней лежит… Но они необычные: на них что-то написано… В них Осень спрятала свои загадки. Попробуете их отгадать?
Игровой момент «Осенняя корзинка»
Дети по желанию достают листочки из корзинки, на которых написано задание и выполняют его.
1. На желтом листочке написано: «Какое средство музыкальной выразительности используется для передачи настроения в музыке?»
ОТВЕТЫ (лад, мажор и минор)
Проводится музыкально-дидактическая игра «Солнышко и тучка» на определение мажорного и минорного лада
Музыкальный руководитель пропевает попевку: «Листопад, листопад, листья по ветру летят» по звукам трезвучия сверху вниз в мажоре и в миноре, дети поднимают соответствующие карточки.
2. На зеленом листочке: «Назовите приметы осени».
3. На красном листочке: «Узнай песню по картинке». На экране появляются осенние картины с изображением перелета птиц – соответственно дети по желанию исполняют «Журавли».
4. На оранжевом листочке – изображение музыкального инструмента (скрипка)
Муз. р: У нас еще листочек есть (оранжевый). Появляется изображение музыкальных инструментов. Осень хочет, чтобы мы превратились в музыкантов. Ребята, хотите помузицировать? Когда на улице непогода, можно рассказывать добрые музыкальные сказки. Сейчас будет звучать музыка, а вы постарайтесь передать звуки осени с помощью разных инструментов.
Речевая игра с музыкальными инструментами «Осенняя сказка»
Дети выбирают музыкальные инструменты, вступают в игру в соответствии с текстом по указанию музыкального руководителя.
Тихо бродит по дорожке Тихо бьют ладошками по барабану.
Осень в золотой одежке.
Где листочком зашуршит, Маракасы.
Где дождинкой зазвенит. Колокольчик.
Раздается громкий стук: Деревянные палочки, кубики.
Это дятел – тук да тук!
Дятел делает дупло – Ксилофоны.
Белке будет там тепло.
Ветерок вдруг налетел, «Шуршалки»
По деревьям пошумел,
Громче завывает, Тремоло бубнов.
Тучки собирает.
Дождик – динь, дождик – дон! Металлофоны.
Капель звонкий перезвон.
Все звенит, стучит, поет – Все инструменты.
Осень яркая идет!
Муз. р. Посмотрите, ребята, какой необычный листочек остался на дне корзинки! Из чего же он сделан? А вы хотите смастерить такие листики? Тогда приступайте.
Звучит музыка А. Вивальди «Осень»
Детям предлагаются заготовки-прямоугольники из разноцветных пакетов, они выбирают цвет и вырезают листочки под музыку.
Муз. р. Ребята, какая осень вам больше всего запомнилась на сегодняшнем занятии - печальная или радостная? (Дети делятся своими впечатлениями). Вы сегодня справились со всеми заданиями и сделали такие красивые листочки! Я предлагаю вам отправиться в группу и придумать танец со своим листочком. До свидания.