Наталья Бочкарёва
Интегрированное занятие «Всех чудес чудесней наша Хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: 6-7 лет
Количество детей: 20
Вид способностей – творческие.
Уровень сформированности - проявление способности при решении типичных задач.
Цель: формирование умения самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи на новых по форме изделиях.
Задачи:
- совершенствовать умение детей самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи на новых по форме изделиях, используя знания, умения и опыт, полученный на предыдущих занятиях; умение согласовывать композицию узора с формой изделия и его частей, заполнять узором большую часть поверхности, выполнять узор в определённой последовательности (ветка, крупные элементы, «травка»); рисовать элементы концом кисти; продолжать работу по обогащению словарного запаса детей и навыка творческого рассказывания; закреплять умение исполнять частушки; формировать потребность в двигательной активности и сохранении правильной осанки при рисовании.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
- воспитывать интерес к искусству хохломских мастеров, самостоятельность.
- развивать эстетическое отношение к предметам народно-прикладного искусства; умения - создавать узоры по мотивам хохломской росписи, выделять и передавать цветовую гамму хохломской росписи; воображение, внимание, память.
Предварительная работа.
Познакомить детей с предметами декоративно-прикладного искусства, с хохломской росписью; продолжать воспитывать у детей интерес к русским народным промыслам и желание их изучать, развивать в детях патриотические чувства через беседу «Хохломской промысел», рассматривание иллюстраций, презентаций, изделий хохломских мастеров.
Место проведения: студия ИЗО
Оборудование: гуашевые краски, кисти №3, тычки, деревянные трафареты изделий (стакан, чашка, ложка) чёрного, жёлтого цветов, фонограммы русских народных песен.
Дидактические материалы: таблицы с элементами хохломской росписи.
Игровые материалы: изделия мастеров.
План совместной деятельности:
1. Организационная часть – сюрпризный момент.
2. Основная часть:
-рассказ о появлении хохломских изделий;
-словесная инструкция о цветовой гамме, порядке и приёмах рисования;
-физкультминутка;
-самостоятельная деятельность.
3. Заключительная часть.
-выставка изделий;
-музыкальная пауза.
Ход совместной деятельности:
Организационная часть:
Дети входят в изостудию и видят гнома, сидящего за столом, который накрыт хохломской посудой.
Воспитатель: - Сегодня у нас в гостях Гном, он хочет рассказать вам свою историю.
Гном: В тёмном лесе, за рекою
Я не слышал про такое
Чудо-чудное у вас.
А принёс мне свой рассказ
Старый ёж,
Что на ёлочку похож.
Говорит, что диво есть,
Что не можно глаз отвесть.
Это – дивная посуда.
Словно золотом пылает,
И народ про это знает.
Я пришёл узнать о ней.
Расскажите поскорей!
Основная часть:
Воспитатель: - О какой такой дивной посуде хочет узнать Гном? ( Дети отвечают: «Гном хочет узнать об изделиях хохломских мастеров»)
-А как появилась эта посуда? ( Дети отвечают: «Существует легенда, что в давние времена жил в Москве мастер-иконописец. Он любил своё ремесло, но ещё больше любил вольную жизнь. Однажды он сбежал и поселился в глухом лесу. Срубил мастер себе избу и стал вырезать из дерева разную посуду. А чтобы она была красивая, мастер начал расписывать её красками: чёрной, жёлтой и красной, изображая колосья, ягоды, листья, цветы и травку. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. К нему приезжали люди, и многие остались жить рядом. Узнал об этом царь и велел привести беглеца. Когда мастер узнал об этом, он собрал своих односельчан и раскрыл им секреты своего мастерства, а сам исчез. Его не смогли найти. Люди, которые остались в селе, продолжили его дело, и теперь у нас есть эта красивая посуда. А село это называется Хохлома, и поэтому изделия называют хохломскими.)
Воспитатель: - Простые по форме, а радуют взор.
Богат и наряден чудесный узор.
По золоту фона затейливой змейкой
Орнамент здесь вьётся попробуй, сумей-ка!
А где-то кудрины по чёрному полю
Мерцают, как звёзды, в небесном раздолье.
Ещё характерен для всей Хохломы
Чудесный рисунок волшебной травы.
Ветка плавно изогнулась и колечком завернулась
Рядом с листиком трёхпалым
Земляника цветом алым
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома, золотая Хохлома!
Воспитатель: - Ну что, Гном, узнал ты теперь всё об этой удивительной посуде? ( Гном отвечает: «Дети, большое вам спасибо за интересный рассказ. Теперь я знаю, как появилась эта посуда»)
- Но наши дети ещё могут и рисовать хохломские узоры. Я хочу предложить детям выполнить узоры на изделиях. А ты, Гном, если хочешь, можешь тоже присоединиться к ним.
- Я предлагаю вам, дети, вспомнить, какие элементы используются в хохломской росписи. ( Дети отвечают: «В хохломской росписи используются колоски, ягоды рябины, смородины, клубники, крыжовника, листья, цветы, травка и «кудрины»)
- Дети, объясните, пожалуйста, гному, что такое «кудрины». ( Дети отвечают: «Слово «кудрины» произошло от слова «кудри» - вьющиеся волосы»)
- Какую цветовую гамму мы будем использовать сегодня в своей работе? ( Дети отвечают: «Сегодня мы возьмём только цвета Хохломы – красный, жёлтый и чёрный.)
- Дети, а в каком порядке следует рисовать элементы узора? ( Дети отвечают: «Сначала в верху и внизу изделия рисуем кайму, затем рисуем изогнутую ветку, на которой у нас будут ягоды и листья. А потом на всех свободных местах нарисуем завитки и тоненькую изогнутую травку. На ложке будем рисовать закруглённую веточку, а на стакане и чашке - изогнутую»)
- Скажите, пожалуйста, как правильно держать кисточку? ( Дети отвечают: «Кисточку надо держать тремя пальцами, вертикально, рисовать концом кисти»)
- А как вы будете рисовать ягоды? ( Дети отвечают: «Ягоды мы будем рисовать ватной палочкой – тычком»)
Воспитатель: - Но прежде, чем приступить к работе, я хочу напомнить вам о важности сохранения осанки, предлагаю выполнить упражнение для ее сохранения.
Физкультминутка «Разминка» (малой подвижности).
(Дети выполняют упражнения сидя.)
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз-два-три-четыре-пять!
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде.
Руки выше поднимем,
Хлопаем в ладоши,
Руки ниже опускаем,
Спину снова выпрямляем,
Мы готовы рисовать!
Раз-два-три-четыре-пять!
Воспитатель: - А сейчас я предлагаю вам выбрать понравившиеся изделия
и можете приступать к работе. (Дети самостоятельно выбирают изделия)
Воспитатель: - Листья реют, не редея
От дыхания зимы:
Входим в царство Берендея
В мир волшебной Хохломы.
Самостоятельное творчество детей. (Воспитатель обращает внимание детей на приёмы рисования, советует дорисовать к ягодам мелкие детали (точки или «усики», а на листья нанести прожилки (чёрные). Дети выполняют задание под звучание русских народных песен).
Заключительная часть:
Воспитатель: - А сейчас, дети, я предлагаю вам устроить выставки из полученных изделий. Гном, и ты ставь сюда свою работу. Дети, соответствуют ли ваши рисунки тому, что вы задумали? Кто хочет рассказать о своей работе?
(Дети рассказывают о своих работах)
Воспитатель: - Какая замечательная выставка у нас получилась. Кого же нам пригласить на нашу выставку? ( Дети отвечают: «Давайте пригласим детей нашего сада и родителей»)
Воспитатель: - Гном, а девочки у нас ещё знают и хохломские частушки, послушай, как они звонко поют.
Девочки поют: Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют «Хохломой»
Хохлома да Хохлома –
Разукрашу все дома.
А потом всю улицу,
Петуха да курицу.
Баба деда до обеда
Заставляла рисовать –
Ведь в красивую посуду
Щи приятно наливать.
Роспись хохломская,
Словно колдовская.
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома!
Воспитатель: - Девочки, спасибо вам за замечательные частушки. И тебе Гном спасибо за то, что ты к нам пришёл. Теперь об этой посуде и её росписи ты можешь рассказать своим друзьям. (Гном прощается и уходит) Дети, а мы с вами устроим ярмарку хохломских изделий. (НОД переходит в сюжетно-ролевую игру).
Последующая образовательная работа.
Задачи: продолжать знакомство с хохломской росписью, её колоритом, растительно-травным орнаментом; познакомить детей с новой композицией хохломского узора на широкой поверхности, основу которого составляет ветка в виде большого завитка с ответвлениями; учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора, подбирать их цвет в зависимости от фона изделия; расширять цветовую гамму за счё т дополнительных цветов: зелёного и жёлтого.