Галина Ускова
Конспект интегрированного занятия с детьми старшей и подготовительной группы «Куклы из бабушкиного сундучка. Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие с детьми старшей и
подготовительной группы «Куклы из бабушкиного сундучка» (Зима)
Цель: Продолжать знакомство с историей народной куклы, через интеграцию предметов : художественного труда, чтение художественной литературы, музыки и познания. Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомить с историей и видами народных кукол.
Публикация «Конспект интегрированного занятия с детьми старшей и подготовительной группы „Куклы из бабушкиного сундучка, Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
-Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.
-Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности, детей в процессе интеграции различных видов деятельности:
словесной, художественной, музыкальной, продуктивной.
-Закрепить умение выделять некоторые знакомые детям детали костюма,
видеть их красоту.
-Закреплять знания детей о куклах - оберегах.
-Привлекать внимание детей к народной игрушке-кукле.
-Изготовить традиционную куклу-оберег.
-Совершенствовать мелкую моторику (складывание, заматывание, завязывание узлов)
Развивающие: Продолжать расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе.
-Развивать творческие способности через приобщение к народным традициям и прикладному искусству.
-Развивать фантазию, мышление, внимание. Приобщать к истокам устного народного творчества через познавательно-речевую, музыкальную, продуктивную деятельность.
- Воспитательные: Дать возможность ребёнку ощутить удовольствие и гордость от результатов своего труда.
-Привить бережное отношение к культурным традициям своего народа.
-Воспитывать ценностное отношение к истории своего народа.
Ход занятия.
1 слайд: Тема занятия.
Под музыку муз. руководитель (хозяюшка) в русском народном костюме и дети входят в зал, встают полукругом.
Хоз. -ка. Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте поздороваемся с ними по русскому народному обычаю!
Дети: Здравствуйте, гости дорогие! (Отдают низкий поклон)
Хоз. -ка. Ребята, я снова хочу пригласить вас в мои мастерские! Проходите, присаживайтесь на самые удобные места!
Под музыку дети проходят в музыкальный зал (избу-мастерскую) садятся на лавочку (стульчики)
Хоз-ка. Посидим рядком поговорим ладком!
-Дорогие ребята! ВЫ уже знаете, что мы с вами живём в огромной и красивой стране. Скажите, как же она называется?
Дети: Россия.
Хоз-ка: 2 слайд(2-3 фото) : Наша Родина - матушка – Россия. Так с любовью её называли её наши предки. А хотите ли вы, ребятки, увидеть, как жили в старину на Руси в зимнее время? (Да, хотим)
3 слайд. Тарелочка с наливным яблочком.
Хоз-ка. Давайте обратимся к чудесному блюдечку с наливным яблочком. Покатим его по блюбечку, всю Россию увидим!
-Катись, катись наливное яблочко по блюдечку! Покажи нам Русь-матушку!
4 слайд. Хозяйка обращает внимание на экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта. По каждому слайду ведё тся небольшой рассказ:
- Столетиями стояли на Руси бесчисленные деревушки с маленькими избёнками, колодцами, огородами.
Стояли они припорошенные зимними снегами. А зимними вечерами грелись возле печек, песни пели, рукоделием занимались, небылицы рассказывали.
Дети исполняют песню «Русская печка» муз. З. Я. Роот.
5 слайд. Столетиями жители этих деревушек работали в поле и на огороде.
6 слайд. (2 фото) Занимались ловлей рыбы, скотоводством, охотой.
7 слайд. Пекли пироги в жарких русских печах. Нелёгкой была эта жизнь, не так уж много было в ней радости и красоты. И люди создавали радость своими руками!
8 слайд. Серые фасады домов расписывали невиданными цветами и травами, украшали окна деревянной резьбой.
9 слайд. Вытачивали из лесных коряжин оригинальные посудины,
10 слайд. Плели различные кружева.
11 слайд. Вышивали на полотенцах.
12 слайд. Зимними вечерами мастерили своим руками кукол, вкладывая в них частичку своего тепла, души. Их берегли, хранили, передавая из поколения в поколение.
Звучит русская народная музыка. Хозяюшка идёт и берёт сундучок со словами :
- Посмотрите, у меня в мастерской сундук стоит! Я уверена, что много он тайн хранит. К сундучку я подойду, может что – нибудь в нём найду!
(Достаёт тряпичные куклы и показывает их детям)
Хоз. – ка. В этом сундучке живут необычные куклы. В старину куклы делали для разных случаев. Таких кукол в магазине не купить, они сделаны своими руками, с любовью. А как об этом рассказывается в стихах?
1. Русская, тряпичная, куколка простая
Славила Россию игрушка удалая,
Бодрая, весёлая, игрушка озорна,
А по нраву русская, значит нам родная!
2. Есть кукла, кукла – оберег, твоя помощница на век,
Люби меня и уважай, и никогда не обижай!
Я принесу тебе удачу, жизнь станет ярче и богаче!
Хоз. – ка. Давайте вспомним какие бывают куклы?
Дети: Куклы бывают игровые, обрядовые, обереговые!
Хоз. –ка. Верно! Мы уже с вами знаем много народных кукол. Вот это какая кукла? (показывает игровую куклу Полешко)
Реб. Это обыкновенная игровая кукла Полешко, с такими куклами раньше играли дети. Они делались из обыкновенного маленького полена, на котором завязывались платок и тряпочка вместо платья - кукла готова.
Хоз. – ка. Всё сказано верно, молодцы! Засиделись наши ножки, надо их размять немножко. В круг скорее все вставайте с куклой Полешко поиграйте!
Все дети встают в круг, в центре Хозяюшка с куклой в руках. Все двигаются в двух концентрических кругах и поют.
- Идём мы все по кругу, по кругу, по кругу,
- Приветствуем друг друга, друг друга, друг друга,
- С куклой ты попрыгаешь? Попрыгаем, попрыгаем!
- Ты ножками подрыгаешь? Подрыгаем, подрыгаем
- А ручками похлопаешь? Похлопаем, похлопаем!
- А ножками потопаешь? Потопаем, потопаем!
- А потом покружишься? Покружимся, покружимся!
- С дружочком ты подружишься? Подружимся, подружимся!
- А потом попляшешь? Попляшем, попляшем! (Игра проводится 1 раз)
После игры дети рассаживаются на свои места.
Хоз. –ка. А ещё в бабушкином сундуке есть кукла обрядовая. Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное значение. В рождественские праздники изготавливали обрядовую куклу «КОЗУ». В её основе деревянная крестовина, а лицо, голова, косы или борода из соломы или мочала. Одевали «КОЗУ» специально в яркое платье или тулуп, поверх которого крепились обрядовые предметы: бубны, колокольчики, деревянные бусы, серьги, мешочки с подарками. Кукла «КОЗА» была символом жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю.
- Есть у нас в сундуке ещё одна кукла – обрядовая. Если загадку отгадаете, то как называю её узнаете.
На празднике проводов зимы на горах катаемся,
Блинами объедаемся! Одной куклой восхваляемся!
Дети: Масленица!
Хоз. – ка. Верно, МАСЛЕНИЦА! Масленица первая закличка весны. Это разгульный праздник, посвящённый проводам или точнее изгнанию зимы и встрече весеннего солнца. Кукла «Масленица» обязательный атрибут этого праздника, так как она является символом злой и холодной зимы. Изготавливают куклу из веток, прутьев, соломы. Вместо волос очёсы льна, заплетённые в косу. На голове – платок. Наряжали Масленицу в женскую одежду, а после праздника – сжигали, при этом весну с помощью закличек звали. А какая куколка считалась оберегом хорошего настроения?
Дети: Колокольчик
Хоз. - ка. Достаёт из сундучка куклу «Колокольчик»
Хоз. - ка. Пусть куколка эта нас повеселит! А, ну ребята, все вставайте, весёлую игру начинайте!
Дети играют в р. н. игру «У бабушки Маланьи»
Реб. Для того, чтоб настроенье было поднятым всегда,
Нужно, чтобы в каждом доме эта куколка была!
Хоз. - ка. А ещё в моём сундучке есть куклы обереговые. Давайте вспомним, что такое оберег?
Дети: Это предмет, который защищает людей от разных бед.
Хоз. – ка. Правильно, оберег оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом.
Хозяюшка подходит к сундучку и достаёт куклы - обереги.
Хозяйка вместе с детьми вспоминают уже знакомые обереговые куклы.
Хоз. – ка. Сегодня вы познакомитесь куклой – Рождественский ангел. Как вы думаете, почему её так называют? (Варианты ответов детей)
Хоз. – ка. В старину, если куколку носили всегда с собой в укромном месте, то она оберегала хозяина от несчастий.
Хоз – ка. Ребята, а эта куколка приготовила для вас игру.
Пальчиковая игра: «Зима»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков)
Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)
С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки)
Съели суп и спать легли. (Производить воображаемые движения)
Хоз. – ка. Делу время – потехе час, не зря так говорят у нас. Хватит дети забавляться, пора делом заниматься!
Но сначала мы вспомним правила создания кукол.
Дети вместе: Куклы делаются только по доброй воле, с добрым мыслями, для доброго человека.
Хоз. - ка. Перед началом любого дела очень важно убедиться в том, что всё необходимое для работы у вас есть. Заготовки оберега Рождественского ангела у вас уже есть, поэтому, приступаем к работе!
Моя куколка – ангел – хранитель будет «летать» и смотреть, как вы трудитесь. Старайтесь выполнить работу красиво и акккуратно, потом мы их будем дарить гостям.
- Кукла просто загляденье, детям всем на удивление,
Коль хотите научиться эту куклу смастерить,
Вам придётся не лениться и старанье приложить.
Самостоятельная работа детей по изготовлению куклы под русскую народную мелодию.
Хоз. –ка. Какие красивые «Ангелы – хранители» у вас получились!
По окончании работы дети встают в круг и строят «Пирамиду добра».
- Ребята, давайте наши куклы подарим гостям, но сначала надо пожелать что – нибудь хорошего и доброго. Подумайте, чтобы вы хорошего и доброго пожелали человеку, которому сделали оберег? Кто придумал – выйдет в круг, произнесёт своё доброе пожелание, положит свою ладошку на мою или других ребят, уже сказавших своё пожелание.
Начинает Хозяюшка: Я желаю всем мира и добра!
После того как все скажут свои пожелания – делается пирамида добра (правые руки в середину круга)
Хозяюшка тихонько раскачивает её со словами: Пусть наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся! – подталкивает лежащие на её ладони, ладони детей вверх, рассыпая пирамиду.
Дети дарят куколки – обереги гостям под музыкальное сопровождение.
Хоз. - ка. Ребята, скажите, где вы были в гостях, чем занимались?
1реб. Мы были в гостях в избе мастерской народной игрушки.
2реб. Говорили о куклах.
3. реб. Играли с ними мастерили обрядовую куклу Веснянка.
Под русскую народную музыку дети возвращаются в группу.