Папки-передвижки

Интегрированное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Знакомство с русской избой, с предметами её обихода» (5 фото)

Мельникова Нина
Интегрированное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Знакомство с русской избой, с предметами её обихода»

Интегрированное занятие в старшей группе

«Знакомство с русской избой, с предметами её обихода»

Цель: Ознакомление детей с жизнью, бытом русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям.

Задачи:

Познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, и т. д.).

Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, словами –прялка, ухват, чугунок, самовар.

Расширять кругозор детей.

Развивать творческую фантазию посредством выполнения работы в нетрадиционной технике рисования (тиснение по фольге).

Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа.

Ход занятия:

Хозяйка избы (воспитатель в русском костюме) встречает детей у входа.

Воспитатель:Станем рядышком, по кругу

Скажем «Здравствуйте», друг другу

Нам здороваться не лень

Всем «Привет» и «Добрый день»!

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

Воспитатель:Сегодня я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в мир старинных предметов русского быта, в русскую избу!

Русь деревянная – края дорогие!

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные

Раздольные русские песни поют!

Воспитатель:А как вы думаете, почему Русь называли деревянной?

Дети:(ответы) А ты как думаешь?

Воспитатель:Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из дерева, из брёвен, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Вспомните, как назывались такие дома?

Дети:(изба).Спросить 2-3

Воспитатель:Да, ребята, такой дом называли в старину избой. (показ слайда).В таких избах давным - давно жили наши прабабушки и прадедушки.

Воспитатель:Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие!В старину, встречая гостей, всегда говорили: «Дай бог тому, кто в нашем дому, чтобы все хорошо было: и житье, и бытье, и здоровьице».Гость на порог - хозяину радость. Будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

Воспитатель:В избе была одна комната, которая называлась – горница.

Горница у меня небольшая,

Да красивая какая!

На убранство поглядите,

Да про все мне расскажите…

Ребята, давайте повторим все вместе – горница.

Воспитатель:Посмотрите, как в избе у меня чисто, половички постелены. Ребята, а какие они по форме, по цвету? (Ответы детей).

Воспитатель: А как вы думаете, почему они получили такое название «половики»? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, в русской избе их стелили на полу. А ещё стелили коврики. Обращает внимание детей на коврик. Ой, совсем забыла, какой он формы? (Ответы детей).

Воспитатель:Ребята, в каждой горнице был «Красный угол». Как вы думаете, почему его так называли?

Дети:(Ответы детей).

Воспитатель:Красный – значит главный, красивый! В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем. Была лампадка, где зажигали свечу в праздничные и горестные для семьи дни. В этом же углу находился большой стол, где сразу могла разместиться вся семья.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что же являлось главной частью русской избы? (Ответы детей).

Воспитатель:Самое главное в деревенской избе - это печь. Она находилась в центре избы. Печь - это сердце дома. О ней говорили «Без печи и изба не изба». Печь была неотделимой частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. Даже загадка есть о ней: «Чего из избы не вытащишь»? Русская печь была массивной и надолго сохраняла тепло. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и светло и уютно. Русскую печь по праву считали гордостью русского народа. Рядом на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.

Воспитатель:Ребята, а еще, для чего нужна была печка? (Разные варианты ответов: еду готовить, спать на ней, для обогрева дома).

Воспитатель:Правильно, ребята. Вот почему говорят «Печь всему голова». Она сушит, греет, лечит и, конечно же, кормит. В русской печи очень вкусно готовили щи, каши, пекли хлеб, пироги и блины.

Воспитатель:Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

Воспитатель:Ребята, посмотрите, а что это на столе стоит?

Дети:самовар

Воспитатель:Правильно, это самовар. В нём готовили чай. (Рассматривание самовара.)

Воспитатель:Да, любили люди из самовара чай попить. За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами. Самовар - был символом семейного уюта и дружеского общения. В русской избе всё было сделано руками людей. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Сундук

Интегрированное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Знакомство с русской избой, с предметами её обихода»
Фото «Знакомство с русской избой, с предметами её обихода»
Интегрированное занятие по познавательному развитию в старшей группе - фото
Фото №1 Интегрированное занятие в старшей группе Знакомство с русской избой с предметами её обихода Цель Ознакомление детей с жизнью бытом русского народа приобщение к народным традициям и обычаям Фото №2 Задачи Познакомить детей с избой жилищем крестьянской семьи с предметами русского быта печь прялка и т

для вещей. В избе сундуки всегда стояли на видном месте, их количество свидетельствовало о богатстве хозяина. Столы и лавки для сиденья за столом были длинные, потому что и семьи были большие. Давно, в старину, людям приходилось много трудиться, почти всё делали своими руками. Как вы думаете, какую работу выполняли прабабушки и прадедушки? (Ответы детей).

Воспитатель:Русский народ очень трудолюбивый. Летом в поле, в огородах трудились. Зимой пряли, шили, вязали, из дерева вырезали, рукодельничали, да лапти плели, всё делали своими руками. Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках. Клали кудель или шерсть и пряли с помощью веретена. Ребята, а для чего пряжа нужна была? (Ответы детей: вязать носки, одежду).

Воспитатель:Давайте назовем вместе – прялка. Мы с вами тоже немного поработаем. Представим, что мы с вами пряхи.

Физкультминутка «Пряха»

(Звучит р. н. песня «Пряха»)

Пряли-пряли вечерком (ладошки трутся друг об друга)

Ниточки тянули (гладим пальчики)

Маме будет сарафан (сжимать-разжимать кулачки)

Бабушке – платочки (хлопки в ладоши)

Дедушке – жилет (пальцы в замок)

Братишке – берет (пальцы в замке, локти в стороны)

Ну а нам – кафтан (показывать на себя)

Воспитатель:Какие же предметы еще находились в русской избе? Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

Он, как круглая кастрюля

Он чумазый, не чистюля

Там, где в печке уголек

Кашу сварит -… (чугунок)

Воспитатель:Чугунок был незаменим в хозяйстве, был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, сделан из чугуна. Чугун - это особый вид металла, который выдерживал любой огонь, и никогда не бился.

Воспитатель:Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает.

Что схватит - отдает, а сам в угол идет… (Ухват).

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Посмотрите, как ухватом достать чугунок (показ).Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке? (Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок).

Воспитатель:А теперь отгадайте следующую загадку.

Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра

На плечах дугой повисло,

Держит ведра… (коромысло)

Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили

Влезут дети на полати,

У печи оставят… (лапти)

Воспитатель:А кто из вас знает, что такое лапти?

Дети:(Ответы)Это старинная обувь

Воспитатель:Лапти — это плетеная обувь, которая крепится к ноге с помощью веревок-косичек. Носим мы вами сейчас ботинки и кроссовки, босоножки и сапоги и не знаем того, как радовались русские люди мягким лыковым лаптям.

Воспитатель:Следующая загадка:

Длиннохвостая лошадка,

Привезла нам каши сладкой

Ждет лошадка у ворот –

Открывай пошире рот. (ложка)

Воспитатель:В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках.

Дети под народную музыку «Светит месяц» придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.

Воспитатель:Ой, ребята, шкатулка стоит! Как же сразу мы её не заметили. Она тоже сделана руками человека, из дерева и украшена резьбой. Вам интересно посмотреть, что в ней? Посмотрим (Дети обнаруживают картинки)

Игра «Что стало - что было» (набор картинок)

Дети находят пары, а затем вместе проговаривают, что стало, а что было.

Дом – изба

Сапоги – лапти

Плита – печь

Кастрюля - чугунок

чайник - самовар

палас - половик

шкаф - сундук

стул – лавка

кран - колодец

1. Раньше была изба, а мы живём… (в домах)

2. Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги)

3. Раньше в печи готовили, а мы… (на плите)

4. Раньше кашу в чугунке варили, а теперь… (в кастрюле)

5. Раньше чай из самовара пили, а теперь… (из чайника)

6. Раньше на полу половик стелили, а теперь….(палас)

7. Раньше на лавках сидели, а сейчас… (на стульях)

8. Раньше в сундуках одежду хранили, а у нас… (в шкафу)

9. Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из крана)

Воспитатель:Отгадайте еще одну загадку

Есть примета у людей -

Чтоб с успехом сладить,

Взять обувку лошадей,

Над дверьми приладить (Подкова)

Воспитатель: А для чего нужны подковы?

Дети:Они нужны, чтобы подковать коня.

Воспитатель: Правильно. У лошадей, когда они скачут по дорогам, стираются копыта, и они начинают хромать, чтобы помочь лошадям люди для них тоже придумали обувь. Обувь у лошадей называется подковы. Их куёт кузнец, а потом одевает или по-другому подковывает лошадь. У подковы есть еще назначение – оберег, от слова оберегать. Послушайте одно предание: Давным-давно жили очень богатые люди, которые подковывали своих лошадей золотыми и серебряными подковами. Когда они скакали по улице, то за ними бежали люди. Если подкова отрывалась, то ее тут же подбирали, потому что золото, серебро и даже простое железо было дорогим и очень редким. Если нашел подкову – то это к добру. Вешали ее на воротах и над входными дверями – на счастье. Отсюда и поверье «Найти подкову у дороги и забрать ее домой - к счастью». Подвешенная «рожками» вниз подкова действует как оберег – она охраняет дом от сглаза, бед и плохих людей. А повешенная концами вверх подкова – привлекает в дом достаток и богатство.

Воспитатель:Я предлагаю вам подарить своим родителям подкову на счастье и удачу. У меня есть знакомый кузнец Иван. У него в кузнице есть очень много заготовок подков и он мне их передал для вас. Но доделать он их до конца не успел. Они у него простые, обычные. Как вы думаете, что же нам нужно сделать, ведь подарок должен быть красивым.

Дети: Мы можем их украсить.

Воспитатель:Тогда я приглашаю вас в мастерскую. Перед вами лежат наши заготовки подков. Обратите внимание, из какого материала сделана наша подкова. Что это?

Дети: Это фольга.

Воспитатель:Да, это фольга. И украсить наши подковы я предлагаю вам в нетрадиционной технике рисования -тиснение на фольге или, как еще ее называют, металлопластика. Для работы с тонкой фольгой можно использовать палочку для суши, непишущую шариковую ручку, обычный карандаш или кисточку с круглым концом. Мы с вами уже работали с фольгой, вспомните, как работают с этим материалом.

Дети:Работать необходимо аккуратно, осторожно, чтобы не пораниться о края. Нажимать палочкой так, чтобы остался след нафольге.

Воспитатель: А какой прием при работе с фольгой мы будем использовать?

Дети: Рисунки выдавливать на фольге палочкой

Воспитатель:Прежде, чем приступить к работе, хочу предложить вам немного размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Кузнец»

Идет кузнец из кузницы,

Несет кузнец два молота

Тук, тук, тук, тук

Да ударил разом вдруг.

Кисти рук лежат на столе ладонями вниз, пальцы приподняты, слегка согнуты. Постукивать поочередно правой, левой руками, всеми пальцами. Пальцы обеих рук одновременно ударяют по столу.

Воспитатель:Вот и кончилась игра. Подкову делать нам пора. Украшая подкову, вспомните, что раньше на Руси каждый рисунок нес определенный смысл. Человек, которому предназначался подарок, мог порисунку догадаться, что ему пожелали. Подумайте, какой смысл вы хотелибы вложить в свою работу.

Воспитатель: «Не сиди, сложа руки, так не будет в доме скуки»

Дети приступают к украшению подковы.

Звучит «Во горнице» р. н. п (фонограмма)

Воспитатель: (по окончании работы): Посмотрите, какая красота у нас получилась! Ниодна работа не похожа на другие. Кто хочет рассказать о своем пожелании, которое он вложил в узор наподкове?

Дети комментируют свои работы.

Воспитатель: Пусть эти подковы охраняют вас, ваших родных от всех бед и несчастий. Любви и здоровьявашему дому!

Воспитатель:Я надеюсь, что вам у меня в гостях понравилось. А что вам больше всего запомнилось?О чем вы расскажите своим родителям?

Ответы детей

Воспитатель: Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать гостей пирогами, пряниками. А я для вас баранки приготовила. Вот в корзиночку сложила. Сами покушайте и друзей угостите.

До свидания, гости дорогие! Приходите еще ко мне в гости!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группе «Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группе. Цель:Приобщать детей к истокам русской народной.

Развитие мелкой моторики рук детей предметами домашнего обихода. ФотоотчетРазвитие мелкой моторики рук детей предметами домашнего обихода. Фотоотчет Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая.

«Знакомство с русской матрешкой». Интегрированное занятие в рамках проекта «Страна народных мастеров»«Знакомство с русской матрешкой». Интегрированное занятие в рамках проекта «Страна народных мастеров» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие. Методические задачи:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Интегрированное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Знакомство с русской избой, с предметами её обихода»
Опубликовано: 8 октября 2024 в 19:51
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интегрированное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Знакомство с русской избой, с предметами её обихода»» (включая файлы) размещена пользователем Мельникова Нина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...

9 октября. Всероссийский день чтения. Передвижка «Полезное чтение»

Уникальный праздник, посвященный литературе и книге, отмечается 9 октября – Всероссийский день чтения. Когда-то наша страна была самой читающей страной в мире. Воспитать детей настоящими книголюбами и...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД