Елена Короленко
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим для детей с ОВЗ «Братья наши меньшие»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Братья наши меньшие»
Цель: расположить сердце ребенка к добрым, благим начинаниям через заботу о птицах
Задачи
Коррекционно-образовательные:
-объяснить значение слова «благо» (добро)
-познакомить с понятием «благотворительность»
-углублять представление детей о доброте как об отзывчивости, душевном расположении к людям, животным и птицам
- активизировать и уточнить словарь по теме «Птицы».
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительные функции, слуховое и зрительное внимание, память, мышление;
Публикация «Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим для детей с ОВЗ „Братья наши меньшие“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, общую и мелкую моторику;
-совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).
- развивать эмоционально-волевую сферу.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать желание быть добрым и стремление делать добро другим
-побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции.
- формировать положительную мотивацию к занятиям;
Оборудование
Ноутбук или музыкальный центр для прослушивания аудиофайлов (щебетание воробья, дрозда, грача, музыкальная физкультминутка, фрагменты классических произведений)
Картинки с изображениями воробья, дрозда, грача
Формочки для печенья, мука, корм для птиц, подсушенный нарезанный хлеб, разноцветные ленточки
Предварительная работа
Чтение рассказа Станислава Брейэра «Воробьиный ум»; беседа о зимующих и перелетных птицах России, выполнение коллективной аппликации «Перелетные птицы»; отгадывание загадок, выполнение графических работ на тему «Птицы»; разучивание тифломинутки и физкультминутки по теме «Птицы».
Деятельность педагога
Деятельность детей
I. Вводная часть (3 мин.)
Цель: введение в тему занятия
Круговая игра «Колокольчиком звеню, доброе утро говорю»
Педагог звонит в колокольчик и предлагает детям встать в круг и, передавая колокольчик друг другу, пожелать каждому доброго утра
В заключение игры все берутся за руки и говорят «Всем, всем, доброе утро!»
- Какое слово мы с вами чаще всего сейчас произносили?
- Правильно, это слово «доброта». Сегодня мы будем говорить о доброте.
Это слово особенное. Ведь в давние времена это слово произносили мягко, с особой интонацией - «доброта». Это добро тебе, добро от тебя.
Приглашаю вас на волшебную поляну сказок и рассказов. Рассаживайтесь, пожалуйста.
Самомассаж «Внимательные ушки»
- Приготовьте ваши ладошки, потрите их, почувствуйте, какими они стали теплыми, и потрите ими ушки, чтобы они стали чуткими и внимательными, приготовились слушать…
Дети встают в круг и желают друг другу доброго утра.
Дети самостоятельно делают вывод.
Дети выполняют самомассаж.
II. Основная часть (18 мин.)
Цель: расположить сердце ребенка к добрым, благим начинаниям
Рассказывание произведения С. Брейэра «Как старик улыбнулся» с элементами прослушивания голосов птиц.
Я расскажу вам о том, как старик улыбнулся: «Жил-был одинокий старик. Однажды в холодный зимний день он сидел у окна и смотрел совсем уныло, и ничто его уже не радовало.
А тут под окном воробьишка (педагог показывает изображение воробья Приложение 1) нашел корку хлеба, начал ее клевать, но она от мороза затвердела. И стал воробьишка на нее дышать своим крохотным дыханием, чтобы хлеб оттаял.
Дышит-дышит, да уж очень мало у воробья дыхание.
Прискакал дрозд (педагог демонстрирует изображение дрозда Приложение 1, он поболее воробья. Стали они дышать на корку вместе. Дышат-дышат, а корка все как ледяная.
Прилетел крупный грач (педагог показывает изображение грача Приложение 1). Вот дышат они втроем, дышат изо всех сил, и начала корка таять.
«А хватит ли им троим небольшой корки?» - подумал старик. Достал буханку белого хлеба, разломил на три части и бросил все птицам.
Зачирикал воробьишко (звучит аудиозапись чириканья воробья Приложение 2,
заверещал дрозд (аудиозапись щебетания дрозда Приложение 2) ,
каркнул грач (аудиозапись карканья грача Приложение 2) –
каждый схватил по куску и клевал с огромной радостью.
Они клюют, а старик из-за окна смотрит; те клюют, а он смотрит.
Улыбнулся старик и стал каждый день птиц под окном кормить. От добрых дел всегда на душе веселее».
- Как вы думаете, почему старику стало веселее?
- Правильно, потому, что он покормил голодных птиц. Поделился с ними, помог им.
- А как изменилось птичье настроение?
- Правильно. Воробей, дрозд и грач очень обрадовались и весело защебетали.
- Как вы думаете, какой поступок совершил старик?
Ответы детей.
- Правильно, добрый.
А есть еще слово более древнего происхождения, но оно тоже обозначает добро. Это слово «благо». Добрый человек-благостный человек. Добрые дела – благие дела. Делать добро
значит благо творить. То есть, дедушка из рассказа был добротворцем или другими словами - благотворителем.
На Руси говорили: «Твори благо – бегай злаго».
Это значит: стремись делать добрые поступки и избегай злых.
Дети внимательно слушают
Дети отвечают, опираясь на собственный опыт.
Дети отвечают, опираясь на собственный опыт, высказывают свои предположения
Психогимнастика с включением тифломинутки «Шапка размышлений»
- А теперь давайте встанем в круг, возьмемся за руки, представим, что мы надеваем на голову шапку для размышлений и все вместе подумаем, где же живет у человека доброта?
- Правильно.
Это - добрые мысли в голове
- добрый взгляд в глазах
-добрый язык, говорящий добрые слова
-добрые чувства в сердце
- руки, которые творят добро
- ноги, шествуюшие к добрым поступкам
Дети выполняют поглаживающие движения головы ото лба к затылку, имитируя надевание шапки
Дети отвечают, опираясь на собственный опыт, высказывают свои предположения.
-Дети погладили свою голову,
-поморгали глазами, посмотрели на педагога, в окошко,
-высунули язычок и спрятали его
положили руки на сердце,
погладили руки
погладили ноги.
Физкультурно-танцевальная разминка «Веселые птички».
Дети выполняют движения по показу педагога под ритмичную музыкальную композицию
Игра на развитие слухового анализатора «Отгадай по звуку»
- Сейчас мы с вами превратимся в птичек и поиграем. Если в птичьем щебетании вы узнаете воробья – то вы приседаете и как будто клюете зернышки (показ, если узнаете дрозда – красиво машете крыльями и летаете (показ, определите по звуку грача – будете важно шагать, высоко поднимая ноги.
Молодцы. Теперь мы с вами снова превращаемся в послушных, внимательных, добрых ребят.
Я предлагаю вам украсить сегодняшний день добрым делом, чтобы мы с вами, как и старик в прочитанном рассказе, могли улыбнуться.
Вы согласны?
Тогда я предлагаю вам сесть на свои места и сделать съедобные кормушки для птиц
Дети внимательно слушают и выполняют задание
Дети отвечают
Практическая деятельность «Изготовление экологических кормушек»
Педагог показывает и проговаривает поэтапно процесс изготовления кормушки. «Строительным материалом» для экокормушек будет служить пшеничный хлеб, аккуратно разрезанный на кусочки.
- Используя формочку для печенья, аккуратно надавливаем на кусочек хлеба и у нас получается красивая съедобная заготовка для кормушки
- Затем аккуратно намазываем одну сторону мучным клейстером, даем ему немного впитаться и украшаем наше изделие разными видами корма: семечками, зернами, хлопьями. Для этого аккуратно двумя пальчиками, большим и указательным, берем семечку и вдавливаем ее в нашу кормушку.
- Каждый из вас может выбрать любую форму для кормушки и выложить узор из различных зерен и семян.
Дети рассаживаются за накрытые бумагой или клеенкой столы, на которых расставлены плоские емкости с кормом, лежат формочки для печенья, ленточки-веревочки длиной около 50 см и емкости с заранее приготовленным мучным клейстером.
Дети внимательно слушают и выполняют задание, в соответствии с инструкцией педагога
III. Заключительная часть (4 мин.)
Цель: подведение итогов, привлечение детей к самостоятельному анализу своей деятельности на занятии.
Итог занятия
- Молодцы! Вы сделали замечательные кормушки.
- Давайте вспомним, о чем мы с вами читали рассказ?
- Правильно, о доброте.
- А где живет у человека доброта?
Правильно: в голове, в мыслях, в глазах, в языке, в сердце, в руках и ногах.
- А каким еще словом можно заменить слово «добро»?
- Правильно, словом «благо».
- И мы с вами сегодня являемся благотворителями. Мы сделали доброе, благое дело: съедобные кормушки. Во время прогулки мы развесим их на веточках деревьев, чтобы накормить голодных птичек.
Ответы детей.
Дети рассуждают, оценивают свою деятельность на занятии.