Юлька Ваняшина
Интегрированное занятие по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Времена года».
Цель: закреплять и совершенствовать знания у детей о времена года, их последовательсти через репродукции к картинам известных художников А. Саврасова,И. Шишкина,И. Левитана.
Предварительная работа:
1. Беседа на тему: «Когда это бывает?»
-закреплять у детей характерные особенности каждого времени года.
Публикация «Интегрированное занятие по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
2. Рассматривание репродукций картин художников А. Саврасова,И. Шишкина,И. Левитана. (выставка картин)
-учить детей видеть красоту природы,и определять по картине какое время года изображено художником.
3. Проведение дидактических игр «времена года», «когда это бывает?» на закрепление знаний времен года.
4. Чтение рассказа «Старик-Годовик» В. Даля.
5. Разучивание пословиц о временах года.
ОСЕНЬ.
-сентябрь пахнет-яблоками,а октябрь-капустой.
-весна красна цветами,а осень пирогами.
-Осень идет и за собою дождь ведет.
-Осень прикажет, весна свое скажет.
ЗИМА.
-береги нос в большой мороз.
-февраль богат снегом,а осень водою.
-Август собирает, а зима поедает.
-Готовь летом сани, а зимой телегу.
-Зимой солнце сквозь слезы смеётся.
-Зима — не лето, в шубу одета.
ВЕСНА.
-Апрель с водой, май с травой.
-Весенний день год кормит.
-Весенний день – что ласковое слово.
-Весна днём красна.
-Весна всё покажет.
-Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.
-Весна красна цветами, а осень снопами.
-Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
-Весна цветы рассыпает, зима снег простилает.
-Весною день упустишь, годом не вернешь.
ЛЕТО.
-В летнюю пору заря с зарей сходится.
-В цвету трава — косить пора.
-Дважды лета в году не бывает.
-День летний — год кормит.
-Солнце летом греет, а зимой морозит.
-Солнцеворот вершит поворот.
Программное содержание:
-закреплять и совершенствовать знания у детей о времена года,и их последовательсти через репродукции к картинам известных художниковА. Саврасова,И. Шишкина,
И. Левитана.
-закреплять знания о малых фольклорных формах.
-обогащение словарного запаса у детей.
-развивать у детей логику,мышление,память.
Оборудование:
репродукции к картинам известных художников А. Саврасова,И. Шишкина,И. Левитана.
книги со стихотворениями о природе В. Бианки,А. Фета,Ф. Тютчева, С. Есенина, Е. Чарушина, М. Пришвина.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята,сегодня мы с вами на занятии будем
Разговаривать о временах года. О том какие они бывают?Чем они отличаются друг от друга.
Воспитатель: Давайте,в начале посмотрим в окно, и ответим на вопрос: какое сейчас время года? (ответы детей)
Правильно,сейчас весна. По каким особенностям мы можем сказать,что сейчас весна? (тает снег,солнце не только светит,но и греет. распускаются листочки,травка зеленеет,ветер дует теплый и т. д.)
(Затем воспитатель предлагает детям обратить свое внимание на доску,на которой висят иллюстрации с разными временами года с характерными особенностями)
Воспитатель:А теперь глядя на картинки на доске отгадайте-ка,мои загадки про времена года.
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
(зимой)
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
(осенью)
Птицы распевают
Дети загорают
Солнце ярко светит,
И цветут цветы.
Что за время года,
Отгадаешь ты?
(лето)
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
(весной)
Воспитатель: Ой,какие вы молодцы. Все мои загадки отгадали. И совсем не сложно,правда? (да)
2 часть.
(Воспитатель обращает внимание детей на репродукции художников)
Воспитатель: Посмотрите на картины,которые нарисованы русскими художниками. Эти картины нам помогут увидеть и найти отличия весны от зимы,лето от осень.
Иллюстрация. тема:Весна. (А. Саврасов «Грачи прилетели»)
На картине «Грачи прилетели»И. Саврасова нарисована весна,когда становится тепло,и птицы прилетают из теплых краев.
Зима. Репродукция к картине И. Суриков «Зима в Москве».
Воспитатель:А чем отличается весна от зимы?
Зима укрыла природу одеялом чистого белого снега, сковала реки и озера льдами, остужает воздух сильными морозами.
Весной солнце теплое,а зимой холодное. Небо голубое,ясное. А еще снег тает; на деревьях набухают почки;животные просыпаются после зимней спячки.)
Воспитатель: Чем лето от осени отличается?
Осенью кроны деревьев становяться разноцветными,а когда дует сильный ветер то листья опадают. На небе много туч,и часто идёт дождь.
А летом зеленые деревья, трава, цветы искрятся своей красотой, голубая прозрачная речка тихо шумит на опушке, разноцветные бабочки быстро перелетают с места на место.)
Лето. Картина И. Шишкин «Рожь», а Осень И. Левитан «Осень золотая».
Воспитатель: Все картины нарисовали художники-пейзажисты. Они рисовали только природы. Когда мы увидет картину на которой нарисована природа,то вспомним,что это «пейзаж».
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять.
Можно все пересчитать. Ходьба с выставлением указательного пальца вперед.
Сколько в комнате углов? Показать на углы с поворотами туловища.
Сколько ног у воробьев? Приподнимать поочередно ноги.
Сколько пальцев на руках? Раскрыть пальцы рук.
Сколько пальцев на ногах? Присесть, коснуться носков ног.
Сколько в садике скамеек? Полуприседания.
Сколько в пятачке копеек? Попрыгать легко или приподнимать пятки.
(Воспитатель предлагает детям поиграть в словесные игры,на основе репродукций к картинам русских художников)
Д. и. «Договори слово в предложении»
- тренировать детей в добавлении подходящего по смыслу слова, научить их правильно согласовывать существительные и глаголы.
Д. и. «Собери картинку».
- научить детей собирать из частей целую картинку по образцу.
Д. и. «Найди дерево».
- распознать деревья по признакам: форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры, листья.
Д. и. «Угадай по описанию».
- научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.
3 часть.
Воспитатель хвалит детей. В конце занятия подводит итог занятия наводящими вопросами к детям:
О том какие они бывают?Чем они отличаются друг от друга. И что же нам сегодня помогло найти сходства и отличия времен года? (репродукции картин русских художников.)