Юлия Блинова
Интегрированное занятие по математике и обучению правилам дорожного движения в старшей группе «На помощь к дорожным знакам»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Учить измерять длину предмета с помощью условной мерки, познакомить со знаком «Дорожные работы»
2. Упражнять детей в умении производить устные вычисления, в решении логических задач на нахождение недостающей фигуры, закрепить умение ориентироваться в пространстве, различать знакомые геометрические фигуры, знания детей о правилах дорожного движения, умение различать знак «Движение прямо»,
Публикация «Интегрированное занятие по математике и обучению правилам дорожного движения в старшей группе „На помощь к дорожным знакам“» размещена в разделах
- Дорожные знаки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Старшая группа
- Темочки
3. Совершенствовать представление детей о частях суток; развивать внимание, наблюдательность, сообразительность, связную речь, мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторную ориентацию;
4. Воспитывать организованность, коллективизм, умение прийти на помощь.
Словарная работа: знак «Дорожные работы», условная мерка, измерять, проезжая часть.
Материалы и оборудование :
1) Демонстрационный материал : рисунок «Город без дорожных знаков», рисунок «Город с короткой и длинной дорогами», дорожные знаки «Дорожные работы», «Движение прямо», рисунок грустного и веселого светофора;
2) Раздаточный материал : карточка с рисунком «Город с короткой и длинной дорогами», карточка с дорожными знаками ««Дорожные работы», «Движение прямо», две полоски разного цвета для измерения, простые карандаши, ножницы, таблицы с геометрическими фигурами для нахождения недостающей фигуры.
Ход занятия
В. : Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришли, давайте поздороваемся.
Д. : Здравствуйте.
В. : Сегодня у нас необычное занятие. Я вас приглашаю отправиться на лесную опушку (Под музыку дети заходят в красочно оформленный зал).
В. : Вот мы и оказались с вами на лесной опушке. Слышите, как поют птицы, они возвещают о приходе весны.
В: Ой, посмотрите, ребята. Кто это?
Д. : Ворона.
(На дереве сидит ворона, каркает, из ее клюва выпадает письмо)
В. : Давайте прочитаем, что в этом письме. «Мы – дорожные знаки. Попали в беду, находимся в плену у злого колдуна. И теперь в нашем городе постоянно происходят аварии. Помогите нам!»
В. : Да, ребята, как видите, произошло большое несчастье. Без дорожных знаков и четких строгих правил очень трудно и машинам, и пешеходам. Вы согласны помочь дорожным знакам?
Д. : Да.
В. : Тогда не будем терять времени даром и отправимся в путь с веселой песней. (Исполняется песня «Веселые путешественники», муз. М. Старокадомского, сл. С. Михалкова).
На пути у детей появляется Кот.
Кот: Кто такие? Куда путь держите?
В. : Мы с ребятами из детского сада идем на помощь дорожным знакам – выручать их из плена злого колдуна. Вот ищем дорогу к городу.
Кот: Это вам повезло, что вы меня встретили. Я ученик светофорных наук.
В. : Кот, а ты знаешь правила дорожного движения?
Кот: А зачем мне их знать? Я и без них прекрасно обойдусь!
В. : Ну что же, сейчас проверим. Скажи, пожалуйста, как надо переходить дорогу?
Кот: Как? На четырех лапах.
В. : Ребята, Кот правильно ответил?
Д. : Нет! Дорогу надо переходить по пешеходному переходу либо ориентироваться по сигналу светофора.
В. : Правильно, дети! А тебе, Кот, второй вопрос: как следует себя вести, если ты вышел из автобуса и тебе надо перейти на другую сторону улицы?
Кот: Надо обойти автобус. А еще проще – пролезть между колесами.
Д. : Нет! Надо подождать, пока автобус отойдет. А если рядом обозначен переход, надо переходить только по нему.
В. : А теперь, Кот, ответь на последний вопрос: можно ли играть на проезжей части?
Кот: Смотря во что. В шахматы нельзя!
В. : А почему?
Кот: Машины все фигуры посбивают. А вот в мячик можно. Еще как!
В. : А вы, ребята, согласны с Котом?
Д. : Нет! На дороге нельзя играть ни в какие игры!
Кот: Ну, спасибо, научили меня уму-разуму. Хочу я с вами поиграть. Пальчиковая игра называется «Мышки».
Тише-тише, тише-тише (грозят указательными пальцами,
Поселились в доме мыши (соединяют большой палец со средним и безымянным пальцами, указательный и мизинец сгибают – это мышка).
Слышен шорох по углам (делают коготки из всех 10 пальцев, скребут коготками по ногам,
Тут и там, тут и там (указательными пальцами показывают углы).
Мышек целая семья: (показывают кулачки, сжимают и разжимают их)
Папа – мышь (массируют большие пальцы,
Мама – мышка (массируют указательные пальцы,
Мышки – братик и сестра (массируют средний и безымянный пальцы,
И самая маленькая мышка-малышка (массируют мизинец).
Утром малышка просыпается (дети потягиваются,
Водой холодной умывается – закаляется (гладят лоб, нос, щеки, подбородок, потирают руки).
К. : Молодцы! Мне очень понравилось с вами играть. А помогите, пожалуйста, мне найти мышек.
К. : В каком углу находится мышка с красным бантиком?
Д. : Мышка с красным бантиком находится в правом верхнем углу.
К. : В каком углу находится мышка с синим бантиком?
Д. : Мышка с синим бантиком находится в левом нижнем углу.
К. : Мышка с каким бантиком находится в правом нижнем углу?
Д. : В правом нижнем углу находится мышка с оранжевым бантиком.
К. : Мышка с каким бантиком находится в левом верхнем углу?
Д. : В левом верхнем углу находится мышка с синим бантиком.
К. : Хорошо ответили, помогли мне найти мышек. Так и быть, покажу вам дорогу к городу. Идите вон по той дороге и никуда не сворачивайте. До свидания!
Дети под музыку идут дальше. Вдруг видят, стоит избушка на курьих ножках, из нее выходит Баба Яга.
Б. Я. : Кто такие? Зачем пожаловали?
Д. : Мы – ребята, из детского сада идем на помощь дорожным знакам. Ищем дорогу к городу.
Б. Я. : Вот решите мои задачки, покажу вам дорогу.
Вот слушайте, семеро ребят играли в мяч на проезжей части. Двое ушли домой, остальные остались играть на дороге. Сколько всего ребят играли?
Д. : Играли семеро детей.
Б. Я. : Сколько детей ушли домой?
Д. : Ушли домой двое детей.
Б. Я. : Сколько детей осталось?
Д. : Осталось пятеро детей.
Б. Я. : Сколько детей поступило правильно?
Д. : Двое детей поступило правильно, потому что на проезжей части играть нельзя.
Б. Я. : Молодцы, правильно ответили. Слушайте следующую задачку. Два мальчика и три девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зеленый свет светофора уже начал мигать. Мальчики бегом побежали через дорогу, а девочки остались дожидаться следующего сигнала светофора. Сколько детей вышли из школы?
Д. : Из школы вышли пятеро детей.
Б. Я. : Сколько мальчиков и сколько девочек было?
Д. : Было два мальчика и три девочки.
Б. Я. : Сколько ребят правильно перешли дорогу?
Д. : Правильно перешли дорогу две девочки, потому что они стали ждать следующего сигнала светофора. А мальчики побежали через дорогу.
В. : Правильно, через дорогу перебегать опасно, ведь никогда не знаешь, откуда может выехать машина, даже на запрещающий сигнал светофора.
Б. Я. : Справились с моими заданиями, помогу вам. Вон там, смотрите, в город идут две дороги. Одна длинная, другая короткая. По короткой дороге идти нельзя, там идут дорожные работы. Пройти можно только по длинной дороге. А вот как узнать, какая дорога короткая, какая длинная, решайте сами.
Баба Яга уходит.
В. : Ребята, как же нам узнать, какая дорога длинная, а какая короткая?
Д. : Измерить условной меркой.
В. : Молодцы, правильно. Кроме этого, нам надо поставить дорожные знаки, чтобы другие путешественники могли найти правильную дорогу. (Показывает знак «Движение прямо»). Этот знак вам уже знаком. Как он называется?
Д. : Этот знак называется «Движение прямо».
В. : Верно. А вот этот знак называется «Дорожные работы». Его легко запомнить, потому что на нем изображен человек, который держит лопату и копает. Посмотрите внимательно. На какой фигуре он изображен?
Д. : Знак изображен в треугольнике.
В. : Какого он цвета?
Д. : Знак красного цвета.
В. : Когда знак ставится на дороге?
Д. : Этот знак ставится на дороге, когда идут дорожные работы.
В. : Молодцы, а теперь давайте измерим длину дорог.
Дети проходят, садятся за столы.
В. : Дорогу, которая находится справа, измеряйте полоской синего цвета, а дорогу, которая находится слева – полоской желтого цвета. Один конец полоски прикладываем точно к началу дороги, протягиваем полоску прямо к концу дороги, проводим карандашом линию и отрезаем конец полоски точно у этого края.
Дети работают за столами самостоятельно. Двое детей выполняют задание у доски.
В. : Давайте сравним две полоски. Какая полоска длиннее, какая короче?
Вызывается еще двое детей, прикладывают одну полоску к другой. Воспитатель напоминает, что с одной стороны полоски нужно подровнять
Д. : Синяя полоска длиннее, желтая – короче.
В. : Значит, с какой стороны дорога длиннее?
Д. : С правой стороны дорога длиннее.
В. : А с какой стороны дорога короче?
Д. : С левой стороны дорога короче.
В. : С какой стороны мы поставим знак «Дорожные работы»?
Д. : Знак «Дорожные работы» мы поставим с левой стороны.
В. : А с какой стороны мы поставим знак «Движение прямо»?
Д. : Знак «Движение прямо» мы поставим с правой стороны.
В. : Молодцы, ребята. Справились с заданием. Вот мы с вами и дошли до города. Да, действительно, здесь нет ни одного дорожного знака. Ой, ребята, а что это?
Д. : Светофор.
В. : Посмотрите, он плачет. Он не может справиться один, без дорожных знаков. Давайте, мы ему расскажем стихотворение, чтобы он немного повеселел, а дорожные знаки мы ему обязательно найдем!
Ребенок рассказывает стихотворение.
Движеньем полон город,
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
В. : О каком времени суток говорится в этом стихотворении?
Д. : В стихотворении говорится о дне и о ночи.
В. : В какое время суток движение на дороге особенно интенсивно?
Д. : Движение интенсивно, когда люди идут на работу и с работы: утром и вечером.
В. : В какое время суток движение транспорта затихает?
Д. : Ночью, когда люди отдыхают.
В. : Молодцы, ребята. Видите, светофор повеселел, он указывает нам путь.
Дети встают из-за столов и идут дальше. Вдруг видят на пути разбросанные дорожные знаки и рядом письмо.
В. : Это письмо от злого колдуна. Он решил вернуть дорожные знаки в город. Колдун сам чуть не попал в аварию, поэтому очень раскаивается.
Д. : Ура!
В. : Ребята, обратите внимание, дорожные знаки похожи на знакомые нам геометрические фигуры. Назовите, на какие геометрические фигуры похожи эти знаки.
В. : Хорошо, я предлагаю вам поиграть с геометрическими фигурами.
Дети садятся на ковер.
В. : Нужно подобрать в таблице недостающую геометрическую фигуру, но так, чтобы фигуры не повторялись ни в строчках, ни в столбиках.
В. : Ну что ж, со всеми заданиями мы справились. Колдун возвратил дорожные знаки. Мы можем вернуться в детский сад. Давайте вспомним, с какими заданиями мы справились во время путешествия?
Д. : Играли в пальчиковую игру, искали, где спрятались мышки, решали задачки, измеряли дорогу, сравнивали полоски по длине, познакомились с новым дорожным знаком, вспомнили геометрические фигуры, находили необходимую фигуру.
В. : Какое задание было самым трудным?
В. : С каким новым дорожным знаком мы познакомились?
Д. : Мы познакомились со знаком «Дорожные работы».
В. : Как вы думаете, нужно соблюдать правила дорожного движения?
Д. : Да.
В. : Мне очень понравились, как вы дружно и уверенно справлялись с заданиями. На память о нашем сегодняшнем занятии я хочу подарить медали – светофоры. Хочу пожелать вам здоровья, чтобы вы в любую погоду, в разное время суток, во все времена года соблюдали правила дорожного движения.