Елена Щипачева
Интегрированное занятие по художественному творчеству «Натюрморт»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания детей о жанрах живописи.
Дать представление о роли натюрморта в других жанрах живописи. Продолжать учить детей видеть единство содержания и средств выразительности в картине.
Лепка: Передавать в работе не только цвет, но и объем.
Рисование: Учить строить композицию, учитывая пространственные отношения предметов, выделяя передний, задний план. Учить рисовать предметы, используя ось симметрии.
Публикация «Интегрированное занятие по художественному творчеству „Натюрморт“» размещена в разделах
Аппликация: Закрепить умение составлять композицию для натюрморта, используя силуэты предметов. Закрепить умение вырезать силуэты предметов способом складывания бумаги пополам для симметрии.
Материал: Картины по жанрам живописи (портрет, натюрморт, пейзаж).
Картина З. Серебрякова «За завтраком».
Пластилин, искусственные цветы, стеки.
Бумага для рисования тонированная, краски гуашь, кисти,банки с водой.
Цветная бумага, ножницы, трафареты предметов, дополнительные детали. (веточки, бисер).
Предварительная работа: Рисование вне занятий, рассматривание репродукций известных художников : Машкова, И. Хруцкого, М. Кончаловский «Хлебы».
Словарная работа: Жанр живописи, композиция, симметрия.
Индивидуальная работа: С Ильей Х., Андреем К., - упражнять в вырезывании круглых форм. Никита П., Максим Т., - закрепить прием лепки из целого куска.
Ход нод:
Дети мы с вами уже знаем, что живопись – это одно из видов изобразительного искусства. Секрет живописи в том, что художник – живописец с помощью кистей и красок создает как бы живой, видимый нами словно через окно мир. Под его кистью оживают деревья, цветы, люди. Сейчас я приглашаю вас на выставку картин художников живописцев.
Посмотрите на них и скажите, какие жанры живописи вы видите на этих картинах?
Вот эта группа картин, изображающих природу.
Как называется этот жанр живописи? (Пейзаж).
Если видишь на картине,
Нарисована река,
Живописные долины
И дремучие леса.
Белокурые березки
Или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень,
Или солнечный денек.
Нарисованным быть может
Или север или юг.
И любое время года
Мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем:
Называется пейзажем.
Про что художники здесь хотят рассказать нам? (про красоту нашей родной земли).
Сейчас мы подойдем к другой группе картин. Какой же здесь представлен жанр живописи? (Портрет). Это человек или группа людей. Иногда мы можем увидеть, кто они по профессии.
Если видим на картине,
Чей-то профиль иль анфас,
Или, может быть, задорный
И веселый чей-то глаз,
Может грустный или смелый,
Может добрый или злой.
В нарисованной картине
Это главное лицо.
Может мама или папа
Может дедушка и я
Нарисованы в картине
Может вся моя семья.
Догадаться тут несложно,
Неуверенности нет,
Что красивая картина называется портрет
Какие вам портреты понравились больше всего?
Посмотрите на эти картины внимательно. Мы уже знаем, как называются все эти картины. Это натюрморты. Здесь нарисованы разные фрукты, овощи, цветы. Что хотят рассказать художники этими картинами? (Как прекрасен наш мир, славят богатство природы, труд людей, вырастивших эти плоды). Художники передают и свое отношение к увиденному, свое настроение. Если мы внимательно посмотрим на эти картины, то можем открыть много удивительных тайн.
Если видишь на картине
Чудо-вазу на столе,
В ней стоит букет красивых
Белоснежных хризантем
Стоит множество посуды,
И стеклянной, и простой.
Может чашка или блюдце
С золоченою каймой.
А еще бывает так,
Нарисована там дичь.
В завершении положим
Спелых персиков и слив.
А еще в картине может
Нарисованным быть торт.
И поэтому картина назовется – натюрморт.
Воспитатель: На занятиях мы знакомились с картинами, в которых присутствовал один жанр – натюрморт, а сейчас я хочу предложить рассмотреть картину, где натюрморт дополняет другой жанр – портрет.
Рассматривание картины З. Серебряковой «За завтраком».
-Маленькая девочка (наверное она шалунья) только что прибежала, об этом говорит ее поза и жест руки. Она и ее брат, тот, что сидит спиной к нам, внимательно на нас смотрят. Этот мальчик уже ест суп; видно, что он очень спокойный. Мальчик постарше, сидящий на другом конце стола, задумчиво заканчивает завтрак, пьет из стакана воду.
На картине присутствует и взрослый, наверно, это мама детей, но нарисованы только ее руки, которые наливают суп, сама она осталась за рамкой картины.
Это рассказ о детях, но здесь большую роль играет и натюрморт, он помогает нам понять, какая это семья. Давайте сначала рассмотрим натюрморт. Из чего он составлен? Белый, с голубым орнаментом столовый набор посуды: суповая миска, тарелки, коричневый горшочек со сметаной, блюдо с булками, графинчик с чистой прозрачной водой, стеклянные стаканчики, баночки с солью и горчицей, яркий желтый кувшин, наверное, с молоком, блюдце с печеньем, белая сахарница, салфеточка, лежащая около девочки и еще не развернутая – все это на белой чистой скатерти. До чего же красивый натюрморт! Создается ощущение чистоты и аппетитности еды. И натюрморт этот говорит о дружной семье, спокойной и доброжелательной обстановке.
Так один жанр живописи – натюрморт дополняет другой жанр живописи – портрет.
Сейчас я приглашаю вас в мастерскую художников.
- Сегодня я предлагаю вам выполнить натюрморт разными техниками. Это может быть рисование, лепка или аппликация. На столах вы видите разные материалы для работы: пластилин, краски, бумага. Предлагаю вам выбрать тот материал, которым вы будете работать.
Рисование: вспомнить приемы рисования (начинаем с крупных предметов, можно использовать трафареты).
Лепка: Вспомнить приемы лепки (круговым налепом, из целого куска, ленточным способом, украсить налепами, бисером.
Аппликация: вспомнить приемы вырезания (симметричный, круг – из квадрата, овал – из прямоугольника.
Дети выбирают материалы и приступают к работе.
Физминутка
Мы лепили, рисовали
Наши пальчики устали
А теперь мы отдохнем
Рисовать, лепить начнем.
В конце занятия дополняют художников выставку своими работами.
Выясняют, что использовали для выразительности? (цвет, объем).
Анализ детских работ.